ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка»,
«дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости»,
«браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Так как Андрей – простой малограмотный человек, в его речи много неправильных слов и выражений.
Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином: «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. Кульминацией рассказа является эпизод с
Мюллером. Действия Мюллера – воплощение философии фашизма. Впоследствии Андрею удаётся сбежать из плена. На свободе его подстерегает новый удар судьбы: гибель жены и дочери. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. В финале произведения рассказчик с раздумьями смотрит вслед уходящим отцу и сыну, которых породнила война. Действие произведения происходит весной. Недаром у рассказчика, глядящего на двух осиротевших и нашедших друг друга людей, наворачиваются на глаза слезы.
Таким образом, значение рассказа «Судьба человека» для последующей военной прозы трудно переоценить. "Если вы действительно хотите понять
, по- чему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека», – так писала одна английская газета. Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой стороны, Шолохов подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.
-
Особенности изображения войны в произведениях М.А. Шолохова
Говоря о творчестве М. Шолохова, в первую очередь, следует сказать об эпохе, в которую жил и творил писатель, поскольку социальные и общественные потрясения являются чуть ли не основным фактором, влияющим на творчество. Без сомнения, революция, гражданская и Великая Отечественная война оказали огромное влияние на Шолохова. Так, например, роман «Тихий Дон» является одним из лучших произведений, воссоздавших картины исторической действительности. Следует заметить, что в изображении войны Шолохов продолжает традиции русских писателей девятнадцатого и начала двадцатого веков. Хотя, конечно же, писатель в воспроизведение подобных социальных катаклизмов внес много нового и его произведения имеют характерные только для него особенности.
«Тихий Дон» повествует о двух наиболее значимых войнах начала
двадцатого века, которые потрясли всю страну, да и весь мир. Не успела закончиться Первая Мировая война, как началась другая, более жестокая и кровавая. Важно заметить, что для Шолохова свойственна правдивость,
объективность в изображении исторических и военных событий. Таким образом, автор передает отношение простых людей к ней: «По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч перелетел на кладбище, стонал над бурыми затравевшими могилами. «Худому быть, – пророчили старики. – Война пристигнет».
Масштабность нарисованных Шолоховым картин войны сравнима только со сражениями, созданными Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Поражает читателя в «Тихом Доне», в первую очередь, точность и объективность. Складывается ощущение, что автор находится в самом центре описываемых им событий: «От Балтики смертельным жгутом растягивался фронт. В штабах разрабатывались планы широкого наступления, над картами корпели генералы, мчались, развозя боевые припасы, ординарцы, сотни тысяч солдат шли на смерть».
Стоит сказать о том, что, чтобы охватить всю картину боевых действий, Шолохов прибегает к весьма оправданному приему. Он «распределяет» своих персонажей по различным участкам фронтов. Именно война, показанная глазами героев, позволяет читателю лучше понять те страшные годы и страдания людей. Вчитываясь в эпизоды, мы начинаем испытывать тревогу и страшное ожидание смерти: «Ложились родимые головами на все четыре стороны, лили казачью кровь и, мертвоглазые, беспробудные, истлевали под артиллерийскую панихиду в Австрии, Польше, в Пруссии
Думаю, в этом трагедия не только героя Шолохова, но и большинства тех людей, которые воевали ради
какого-то призрачного идеала. Таким образом, писатель создает картины двух войн, которые сильно отличаются друг от друга. Но при этом есть одно общее, что объединяет их и делает похожими, – бессмысленность и жестокость.
Значительное место в произведениях о войне занимают батальные кар-
тины. Так, например, в романе «Они сражались за Родину» описания сражений пронизаны чувством восхищения ᴨеред обыкновенными советскими людьми, совершающими подвиг. Шолохов стремится раскрыть героизм многих как характерную черту Советской Армии. Умирающий ефрейтор Кочетыгов нашел в себе силы метнуть из разрушенного окопа бутылку с горючей жидкостью и поджечь немецкий танк. Таких людей, как Кочетыгов, Лопахин, Звягинцев, Стрельцов, можно убить, но нельзя победить, считает писатель.
В романе «Они сражались за Родину» в описаниях сражений возвышенное, героическое часто соседствует с комическим. Смелое сочетание драматического с будничным, высокой патетики, страстного лиризма с комическим является одним из характерных свойств Шолохова- художника и Шолохова – новатора. Дело здесь не только в том, что Шолохов после страшного напряжения комическими эпизодами как бы дает возможность отдохнуть читателю. Такое сочетание, казалось бы, разнородных элементов
«помогает писателю полнее раскрыть характер своих героев, простых, обыкновенных людей, ᴨереживших и минуты страха и сомнения и способных совершить подвиг. Будничное и героическое объединяется в едином чувстве прекрасного
. В катастрофически быстро меняющихся обстоятельствах грандиозных сражений, отступления недавний мирный тыл становился ᴨередним краем. Это также является характерной особенностью художественного стиля писателя. Контрастные композиционные чередования мирной, хотя уже и потревоженной, трудовой жизни, короткой солдатской ᴨередышки и внезапно вспыхивающих жестоких боев с участием десятков танков, самолетов, минометов и артиллерии позволяют писателю создать единый, целостный облик воюющего народа.
Патетика героического пронизывает не только батальные картины, она звучит и во многих «мирных» сценах.
Психологическая типизация – это один из приёмов М.А. Шолохова, используемых в романе «Они сражались за Родину». Подлинно типическим для героев «Они сражались за Родину» становится то чувство, что несет в себе
нечто существенное от народного восприятия этих трудных дней. Не удивительно, что именно такие ᴨереживания, духовные искания, такая психологическая встряска и вызывает особенно активное читательское соᴨереживание. Что именно с ним, этим «типическим чувством», важная идея обретает свою психологическую пластичность.
Таким образом, творческие достижения Шолохова – летописца Великой Отечественной войны – во многом оказались ориентиром и эталоном в художественном развитии этой темы в послевоенной советской литературе. Рассказ «Наука ненависти», роман «Они сражались за Родину», а также и тесно связанный с ними рассказ «Судьба человека», давно уже приобретшие