ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
любой момент готов встать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину». Как военный корреспондент «Правды», «Красной звезды» и Совинформбюро, Шолохов в начале июля 1941 года прибыл на фронт, был под Смоленском, Ростовом, Сталинградом, вместе с советской армией вступил на территорию фашистской Германии. Раскрывая замысел романа «Они сражались за Родину», он говорил:
«Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его
доблести, о его суворовских качествах известно миру. Работать над романом
«Они сражались за родину» Шолохов начал после победоносного завершения Сталинградской битвы. Накануне публикации в «Правде» первых глав романа в 1943году он кратко охарактеризовал свою будущую книгу: «Сейчас я пишу роман «Они сражались за Родину». В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя, – это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба».
Работа над романом велась в три этапа: в 1942-1944, 1949 и 1969 годах. По воспоминаниям современников, в 1942 году, в канун своего дня рождения, Шолохов встречался со Сталиным, и верховный главнокомандующий лично попросил писателя написать роман о простом солдате. Он просил сказать правду о войне. Позже Михаил Александрович признавался, что ему сложно было описывать мастерство полководцев. Намного лучше ему удались харак- теры и переживания простых солдат и младших командиров, жизнь которых
ему была очень близка и понятна.
В центре повествования история троих солдат: Ивана Звягинцева, Николая Стрельцова и Петра Лопахина. Очень разные по своей истории жизни комбайнера, шахтера и агронома объединила война. Она сделала их преданными друзьями, настоящими героями. У каждого из них своя история и судьба.
Шолохов очень глубоко и тонко прописывает характеры простых рядовых бойцов, тем самым подчеркивая истинный героизм подлинных участников войны. Юмор, ирония и добродушие, с которым Шолохов описывает жизнь троих друзей, показывает, насколько он хорошо знает быт простого солдата, как близки они ему и понятны.
Есть в романе и другие герои. Генерал Красной Армии Стрельцов – родной брат Николая. Это человек нелегкой и драматичной судьбы. Он был репрессирован в 1936 году, освобожден в начале войны и вызван на фронт,
мужественно воевал, был ранен и пленен. Шолохов в коротком портрете генерала описал судьбу нескольких тысяч военачальников, повторивших его судьбу. Лейтенант Голощеков, старшина Поприщенко, повар Лисиченко, такие разные характеры и очень похожие одновременно. Все они сражались за Родину и многие из них не вернулись домой. Описания их настолько реалистичны, что у читателя создается впечатление, что сам автор служил с ними в одном взводе.
Действия романа происходит в то время, когда Красная Армия отступает и несет большие потери. Переживания, боль и горечь отступления испытывают все герои книги. Звягинцев впервые в своей
жизни видит, как горит неубранный хлеб. Он разговаривает с ним и просит у него прощения за свое бессилие. Ему стыдно смотреть в глаза деревенским женщинам при отступлении. При всем трагизме произведения, основная идея романа коротко сформулирована в выступлении комдива перед бойцами – «Победа все равно будет за нами!».
Война осмысливается М. Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств со- ветского человека. Вᴨечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотиче- ского чувства народа сочетается в романе с проникновенным лиризмом в изоб- ражении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. В словах безвестной старухи из донского хутора, обращенных к Лопахину:
«Меня, соколик ты мой, все касается», – прозвучал чрезвычайно важный для понимания общей мысли романа мотив всеобщей ответственности, связи отдельной человеческой жизни с судьбой народа и государства.
Таким образом, роман «Они сражались за Родину» – итоговый в художе- ственном решении Шолоховым темы Великой Отечественной войны. Даже в незавершенном виде, представляя собою широкое эпическое полотно, произведение наглядно свидетельствует о масштабности дарования писателя.
Реалистически достоверное повествование романа, построенное на кон- кретной исторической основе, наполнено большим социально-политическим и
философским смыслом, вбирает в себя и так называемые вечные темы: человек и история, жизнь и смерть, честь и бесчестье, любовь и ненависть.
Изображение народа в экстремальной ситуации войны позволило автору с большой полнотой и огромной художественно-эстетической выразительностью выявить нравственное богатство советского человека. Внутренний мир, основ- ные черты характера героев раскрыты не только в их непосредственном поведе-
нии на фронте, но и в раздумьях и размышлениях о войне и мире, о гражданской ответственности человека перед народом и Отчизной, о воинском долге и подвиге.
…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.
Б. Васильев
Сюжет рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» основан на
реальных событиях.
Опубликование рассказа вызвало огромное количество критических и читательских откликов. Его огромную популярность отмечал писатель Ефим Пермитин: "Непрекращающийся поток писем в адрес автора, редакций газет, опубликовавших рассказ, радиостанциям, несколько раз передавшим его в эфир, говорит об исключительной силе воздействия этого произведения на читателей и слушателей. В дни трансляции рассказа по радио мне случилось жить в станице Вешенской.
Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но Шолохов нашел свой подход к решению этого вопроса. Большой материал о жизни человека, от рождения до возмужания, которого хватило бы на роман, писатель
вместил в рамки рассказа. Интересна и композиция произведения. В начале рассказа дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей
судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это придаёт эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце рассказа описывается расставание рассказчика со своим новым знакомым, «чужим, но ставшим близким человеком», и его размышление о дальнейшей судьбе героев, раскрывающее чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания художественных образов. Перед читателем во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века, «высокий, сутуловатый мужчина». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской».
«Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его
доблести, о его суворовских качествах известно миру. Работать над романом
«Они сражались за родину» Шолохов начал после победоносного завершения Сталинградской битвы. Накануне публикации в «Правде» первых глав романа в 1943году он кратко охарактеризовал свою будущую книгу: «Сейчас я пишу роман «Они сражались за Родину». В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя, – это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба».
Работа над романом велась в три этапа: в 1942-1944, 1949 и 1969 годах. По воспоминаниям современников, в 1942 году, в канун своего дня рождения, Шолохов встречался со Сталиным, и верховный главнокомандующий лично попросил писателя написать роман о простом солдате. Он просил сказать правду о войне. Позже Михаил Александрович признавался, что ему сложно было описывать мастерство полководцев. Намного лучше ему удались харак- теры и переживания простых солдат и младших командиров, жизнь которых
ему была очень близка и понятна.
В центре повествования история троих солдат: Ивана Звягинцева, Николая Стрельцова и Петра Лопахина. Очень разные по своей истории жизни комбайнера, шахтера и агронома объединила война. Она сделала их преданными друзьями, настоящими героями. У каждого из них своя история и судьба.
Шолохов очень глубоко и тонко прописывает характеры простых рядовых бойцов, тем самым подчеркивая истинный героизм подлинных участников войны. Юмор, ирония и добродушие, с которым Шолохов описывает жизнь троих друзей, показывает, насколько он хорошо знает быт простого солдата, как близки они ему и понятны.
Есть в романе и другие герои. Генерал Красной Армии Стрельцов – родной брат Николая. Это человек нелегкой и драматичной судьбы. Он был репрессирован в 1936 году, освобожден в начале войны и вызван на фронт,
мужественно воевал, был ранен и пленен. Шолохов в коротком портрете генерала описал судьбу нескольких тысяч военачальников, повторивших его судьбу. Лейтенант Голощеков, старшина Поприщенко, повар Лисиченко, такие разные характеры и очень похожие одновременно. Все они сражались за Родину и многие из них не вернулись домой. Описания их настолько реалистичны, что у читателя создается впечатление, что сам автор служил с ними в одном взводе.
Действия романа происходит в то время, когда Красная Армия отступает и несет большие потери. Переживания, боль и горечь отступления испытывают все герои книги. Звягинцев впервые в своей
жизни видит, как горит неубранный хлеб. Он разговаривает с ним и просит у него прощения за свое бессилие. Ему стыдно смотреть в глаза деревенским женщинам при отступлении. При всем трагизме произведения, основная идея романа коротко сформулирована в выступлении комдива перед бойцами – «Победа все равно будет за нами!».
Война осмысливается М. Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств со- ветского человека. Вᴨечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотиче- ского чувства народа сочетается в романе с проникновенным лиризмом в изоб- ражении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. В словах безвестной старухи из донского хутора, обращенных к Лопахину:
«Меня, соколик ты мой, все касается», – прозвучал чрезвычайно важный для понимания общей мысли романа мотив всеобщей ответственности, связи отдельной человеческой жизни с судьбой народа и государства.
Таким образом, роман «Они сражались за Родину» – итоговый в художе- ственном решении Шолоховым темы Великой Отечественной войны. Даже в незавершенном виде, представляя собою широкое эпическое полотно, произведение наглядно свидетельствует о масштабности дарования писателя.
Реалистически достоверное повествование романа, построенное на кон- кретной исторической основе, наполнено большим социально-политическим и
философским смыслом, вбирает в себя и так называемые вечные темы: человек и история, жизнь и смерть, честь и бесчестье, любовь и ненависть.
Изображение народа в экстремальной ситуации войны позволило автору с большой полнотой и огромной художественно-эстетической выразительностью выявить нравственное богатство советского человека. Внутренний мир, основ- ные черты характера героев раскрыты не только в их непосредственном поведе-
нии на фронте, но и в раздумьях и размышлениях о войне и мире, о гражданской ответственности человека перед народом и Отчизной, о воинском долге и подвиге.
-
Судьба человека на войне в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.
Б. Васильев
Сюжет рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» основан на
реальных событиях.
Опубликование рассказа вызвало огромное количество критических и читательских откликов. Его огромную популярность отмечал писатель Ефим Пермитин: "Непрекращающийся поток писем в адрес автора, редакций газет, опубликовавших рассказ, радиостанциям, несколько раз передавшим его в эфир, говорит об исключительной силе воздействия этого произведения на читателей и слушателей. В дни трансляции рассказа по радио мне случилось жить в станице Вешенской.
Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но Шолохов нашел свой подход к решению этого вопроса. Большой материал о жизни человека, от рождения до возмужания, которого хватило бы на роман, писатель
вместил в рамки рассказа. Интересна и композиция произведения. В начале рассказа дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей
судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это придаёт эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце рассказа описывается расставание рассказчика со своим новым знакомым, «чужим, но ставшим близким человеком», и его размышление о дальнейшей судьбе героев, раскрывающее чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания художественных образов. Перед читателем во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века, «высокий, сутуловатый мужчина». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской».