Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Международная ассоциация франчайзинга выделяет следующие его признаки:

1) франчайзер предоставляет франчайзи право использования его товарного знака или знака обслуживания;

2) продвижение товаров или услуг происходит с помощью методов франчайзера;

3) франчайзер предоставляет франчайзи поддержку и осуществляет определенный контроль;

4) франчайзи уплачивает вознаграждение по договору2.

Модельный закон УНИДРУА "О раскрытии информации о франшизе" 2002 г. устанавливает, что франшиза означает права, передаваемые стороной (франчайзером), управомочивающие и обязывающие другую сторону (франчайзи) заниматься продажей товаров или оказанием услуг от своего имени в рамках системы, установленной франчайзером. Данная система включает ноу-хау и оказание поддержки, а также в значительной части указывает направление, в котором должен развиваться бизнес, включает существенный и непрерывный операционный контроль франчайзера и ассоциируется с товарным знаком, знаком обслуживания, фирменным наименованием или логотипом франчайзера.

Если обратиться к доктринальным определениям, то многие исследователи также включают в договор франчайзинга большее число элементов, чем в договор коммерческой концессии1.

Анализируя изложенное, можно сделать несколько выводов. Во-первых, исходя из содержания гл. 54 ГК РФ усматривается, что коммерческая концессия может выражаться в двух формах. Первая форма включает мини
мум обязательств сторон и фактически полностью повторяет содержание лицензионного договора. Суть данного договора заключается в передаче малого объема интеллектуальных прав в случае, если правообладатель не заинтересован в возложении на себя дополнительных обязанностей по содействию пользователю. Вторая форма максимально приближена к договору франчайзинга и предполагает долгосрочное сотрудничество правообладателя и пользователя. Суть договора заключается в создании способа продажи товаров или оказания услуг под средствами индивидуализации правообладателя, а также при его поддержке. Во-вторых, несмотря на близость второй формы коммерческо

й концессии и франчайзинга, на наш взгляд, данные понятия следует разграничивать. Анализируя определения франчайзинга международных организаций, можно отметить, что все они закрепляют развитие бизнеса как главную цель франчайзинга. Аналогичной позиции придерживаются зарубежные исследователи. М.А. Себриан Салват отмечает, что для европейцев франчайзинг - передача не только прав на результаты интеллектуальной деятельности, имидж и бренд компании, но и способов ведения бизнеса, ноу-хау франчайзера, который будет помогать франчайзи в развитии бизнеса и предоставлять обучение и техническую поддержку1. Кроме того, гл. 54 ГК РФ не регулирует некоторые важные аспекты франчайзинга, та
кие как преддоговорный этап и раскрытие информации, хотя последнее больше характерно для франчайзинга за рубежом. Также, как уже отмечалось, договор может не содержать условия о передаче товарного знака, ввиду чего положения гл. 54 ГК РФ не будут применяться. Ввиду изложенного можно сказать, что вопрос законодательного закрепления франчайзинга в качестве отдельного договора остается актуальным.

Переходя к вопросу о месте договора франчайзинга в системе гражданско-правовых договоров, представляется необходимым обозначить, какие договоры являются смежными. Е.А. Демичева, рассматривая отграничение договора коммерческой концессии от смежных договоров, выделяет в качестве
смежных договор комиссии, агентский договор, инвестиционный договор, договор простого товарищества, лицензионный договор, а также дистрибьюторский договор2. Ввиду значительного сходства между договорами коммерческой концессии и франчайзинга можно предположить, что указанные договоры будут смежными и с договором франчайзинга.

Целью посреднических договоров (комиссии, агентирования и др.) является юридическое оформление отношений по совершению одним лицом действий в интересах другого лица для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей у последнего. Ключевым отличием договора франчайзинга от посреднических договоров является то