Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лю. Этого мнения придерживаются такие правоведы, как А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой и А.А. Иванов4.

По мнению других цивилистов, предметом рассматриваемого договора является не исключительное право как отдельный объект, а комплекс прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты. Именно этим указанный договор отличается от сходных, родственных договоров, таких как, например, лицензионные, предусматривающие передачу права на использование лишь определенных объектов1. Согласимся, что исходя из особенностей предмета договора следует разграничивать договор коммерческой концессии и лицензионный договор. Но, полагаем, что в данном случае Г.А. Лаптев смешивае
т предмет и объект договора коммерческой концессии. Более верным видится рассмотрение комплекса прав на результаты интеллектуальной деятельности в качестве объекта рассматриваемого договора.

В.В. Витрянский, анализируя правовую природу договора франчайзинга (коммерческой концессии), приходит к выводу, что предмет данного договора выходит далеко за пределы использования комплекса исключительных прав. Принципиальное значение приобретает цель предоставления франшизы - создание сети для продвижения своей продукции и расширения рынка их сбыта2. Такая точка зрения представляется более верной, т.к. необходимо разграничивать предмет и объект договора, и в качестве

предмета выступают в первую очередь отношения, складывающиеся между сторонами.

В юридической литературе отмечается, что "специфической чертой предмета договора коммерческой концессии является возможность получения пользователем от правообладателя, в рамках комплекса договорных условий, товаров определенного вида. В этом смысле пользователь может рассматриваться как покупатель, осуществляющий посреднические функции между правообладателем и конечными потребителями, но действующий не по классической схеме договора купли-продажи, а в рамках договора особого рода, предмет которого носит комплексный характер"1.

В науке присутствуют и другие точки зрения. Так, например, О.С. Шаго
ва, рассматривая вопрос о предмете договора коммерческой концессии, приходит к выводу, что предметом данного договора является возмездное предоставле
 ние в пользование франчайзи комплекса исключительных прав2.

Именно комплексностью передаваемых исключительных прав договор коммерческой концессии отличается от лицензионных договоров. В этой связи следует согласиться с мнением Е.А. Суханова, который подчеркивает, что договор коммерческой концессии нельзя рассматривать в качестве разновидности лицензионного договора, поскольку "в отличие от последнего франчайзинг дает возможность использовать не один определенный объект "интеллектуальной собственности", а комплекс объектов исключительных, а также иных имущественных прав"3.

На комплексность передаваемых по договору коммерческой концессии прав как на квалифицирующий при