Файл: 1. 2 Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от смежных договоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 цируют франчайзинг"1. Можно говорить и о комплексном объекте, как упоминает А.Ф. Багдасарян2, но, на наш взгляд, говорить об объектах с их точным обозначением более логично и понятно, при этом мы должны помнить, что объект договора коммерческой концессии практически всегда носит комплексный характер.

После 1 января 2008 г. в ГК РФ были внесены изменения в объектный состав договора коммерческой концессии, который теперь выглядит следующим образом: комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие, предусмотренные договором, объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (но
у-хау).

На наш взгляд, положительным моментом указанных изменений стало использование в отечественном законодательстве понятия, тождественного зарубежному термину "ноу-хау", что способствует унификации терминологии с международно-правовыми нормами и облегчает ее понимание иностранными предпринимателями. В то же время отрицательным (прежде всего, для договора коммерческой концессии) стало исключение указанного объекта из комплекса тех исключительных прав, которые обязательно должны быть переданы по данному договору.

Итак, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным услови

ям договора. При буквальном толковании норм главы 54 ГК РФ существенными условиями договора коммерческой концессии являются состав и объем комплекса предоставляемых пользователю исключительных прав, сфера предпринимательской деятельности пользователя и вознаграждение1. При этом в состав комплекса исключительных прав обязательно должно входить право на использование товарного знака, знака обслуживания, а также на иные объекты исключительных прав, иначе договор не может быть квалифицирован как договор коммерческой концессии2.

В одном из рассмотренных судом споров стороны не согласовали состав и объем предоставляемых предпринимателю исключительных прав. В соответствии со ст. ст. 1481, 1484, 1492, 1503 ГК РФ объем и
сключительного права на товарный знак определяется товарами, работами и услугами, указанными в свидетельстве при его регистрации. Документами, содержащимися в материалах дела, в том числе заключением патентного поверенного, отчетом института, подтверждается, что виды услуг, при оказании которых должен использоваться товарный знак, не входят в перечень товаров и услуг, в отношении которых у правообладателя имеется исключительное право на товарный знак. Ни договор, ни дополнительное соглашение не содержат указания на то, какое коммерческое обозначение передается в порядке концессии, и не содержат его описания. Таким образом, договор и допо
лнительное соглашение к нему были признаны недействительными3.

Несмотря на дискуссионность взглядов на предмет и объект договора коммерческой концессии, определяя предмет договора, следует особо подчеркнуть, что его необходимо максимально точно конкретизировать, указать непосредственный объем правомочий, в котором возможно использовать комплекс исключительных прав, сопутствующих и непосредственно связанных с ними прав и обязанностей (например, деловую репутацию).

Так, общество с ограниченной ответственностью "Медиа-Лайф" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интерстиль" о признании договора-соглашения незаключенным и о взыскании с о