Файл: Конкурс Лучшие педагогические практики по формированию объективной внутренней системы оценки качества образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержательный компонент ВСОКО состоит из объектов, критериев, показателей и инструментов.
Объекты системы оценки качества образования:
-
качество образовательных результатов - показатели управления процессом (приложение 1). -
качество образовательной деятельности – показатели управления ресурсами (приложение 2)
-
качество условий получения образования – показатели управления условиями (приложение 3).
Критерии и показатели оценки разработаны на основе ФГОС, по каждому из направлений ВСОКО. Часть таких критериев, показателей, индикаторов задаются нормативными правовыми актами и устанавливаются предписаниями вышестоящих органов управления (например, показатели самообследования общеобразовательной организации, установленные Минобрнауки России; индикаторы качества выполнения муниципального задания); сформулированы в виде норм и стандартов (ФГОС).
Большинство оценочно - критериальных комплексов разрабатывается и применяется в МБОУ «Кустовская СОШ» при организации и проведении мониторинга качества по отдельным направлениям образовательной деятельности. Таб.2.
№п\п | объекты | критерии | показатели | инструментарий методы оценки |
1. | Качество образовательных результатов | Предметные результаты обучения | доля неуспевающих доля обучающихся на «4» и «5» т.д. приложение 1. | посещение учебных занятий, изучение документации, наблюдение, анализ результатов Индивидуальный образовательный маршрут |
| | Метапредметные результаты обучения | Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД Приложение 2 | Мониторинг УУД Итоговая оценка (защита индивидуального проекта) |
личностные результаты; | Сформированность личностных УУД Приложение 3 | Встроенное педагогическое наблюдение | ||
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня; | Доля обучающихся, участвующих в конкурсах Приложение 4 | анализ | ||
удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. | Доля родителей, положительно высказывающихся по вопросам качества образовательных результатов | анкетирование | ||
профессиональное самоопределение | Доля выпускников, поступивших на бюджет и обучение, согласно профиля обучения в 10-11 классе | анализ поступления | ||
2. | Качество образовательной деятельности | Соответствие основных образовательных программ требованиям ФГОС и потребностям регионального рынка труда | соответствие показателям (приложение 5) | экспертиза рабочих программ |
Соответствие рабочих программ требованиям ФГОС | Соответствие учебному плану школы | Экспертиза программ | ||
Соответствие программ внеурочной деятельности запросам родителей | Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности | Анкетирование Мониторинг экспертиза | ||
Реализация учебных планов | Соответствие учебных планов требований к ФГОС | Экспертиза Итоговый контроль | ||
Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися | Соответствие уроков требованиям ФГОС Реализация системно- деятельностного подхода при проведение уроков Приложение 6 | Карты анализа уроков Карты самоанализа экспертиза | ||
Качество занятия внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС | Соответствие занятий требованиям ФГОС Реализация системно- деятельностного подхода при проведение занятий (приложение 6) | Карты анализа ВД Карты самоанализа экспертиза | ||
Оценка дополнительных образовательных программ | соответствие тематики программы запросу потребителей; наличие документов, подтверждающих этот запрос; соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучающимся. | Карты анализа дополнительного занятия экспертиза | ||
Степень удовлетворенности родителей и обучающихся | Доля учеников и родителей, положительно высказывающихся по организации образовательной деятельности | Анкетирование | ||
| Качество условий получения образования | Материально- техническое обеспечение | соответствие материально- технического обеспечения требованиям ФГОС (приложение 7) | |
Информационно-развивающая среда | соответствие информационно - методических условий требованиям ФГОС | Справка руководителя ОУ о наличие доступа к информационным ресурсам ссылка | ||
Санитарно - гигиенические и эстетические условия | выполнение требований СанПин при организации образовательного процесса | Контроль анкетирование | ||
Организация питания | охват горячим питанием | мониторинг | ||
Кадровое обеспечение | укомплектованность и квалификация Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию Доля педагогических работников, прошедших курсы квалификации Доля педагогических работников, получивших поощрения Доля педагогических работников, имеющих педагогические разработки, печатные работы, грамоты | Справка руководителя ОО, отражающая численность педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории Ссылка на справку Справка руководителя ОО, о прохождении курсовой переподготовки ссылка на справку Самоанализ деятельности учителя Мониторинг профессионального роста Анализ методический работы Рейтинг педагогов Рейтинг МО | ||
Общественно –государственное управление и стимулирование качества | Доля обучающихся, принимающих участие в ученическом самоуправлении Доля родителей участвующих в работе Совета родителей, Управляющего совета | экспертиза |
Основная образовательная программа – это пакет документов, регламентирующий содержание и организацию обучения в образовательной организации на соответствующем образовательном уровне. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные согласно требованиям образовательных стандартов (ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования). Оценка ООП соответствующего уровня общего образования проводится на этапе ее согласования и утверждения по параметрам согласно приложению 5.
Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются к протоколу утверждения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно Положению о порядке проведения самообследования в МБОУ «Кустовская СОШ» при проведении самообследования могут быть использованы результаты мониторинга внутренней системы оценки качества образования. Самообследование проводится с целью обеспечения доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации.
В отчет о результатах самообследования включается информация по результатам внутренней системы оценки качества образования.
Описываемая нами модель реализуется в системе сочетания внешней независимой оценки внутренней независимой оценки, самообследования и самооценки. В рамках ВСОКО в МБОУ «Кустовская СОШ» все оценочные процедуры объединены в две группы: внешнего и внутреннего оценивания.
Так, внутреннее оценивание проводится школа по правилам, которые она зафиксированы в Положение об оценивании обучающихся.
Основу оценивания составляет ориентация на результат. Важно отметить, что для того, чтобы эта модель было результативной нужно принимать правильные управленческие решения. Администрации школы необходимо организовать управление, в части руководства образовательным процессом (рис.3).
Рисунок 3. Управленческий цикл
Внешняя оценка качества образования, организуемая внешними организациями -совокупность диагностических и оценочных процедур, направленных на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
Внутренняя система оценки качества образования в МБОУ «Кустовская СОШ» представляет собой систему управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения образовательной программы, условий ее реализации и эффективности составляющих ее компонентов см. рисунок 3.
К методам проведения оценочных процедур относятся: тестирование, анкетирование, встроенное педагогическое наблюдение, контрольные работы, наблюдение уроков, занятий внеурочной деятельности и дополнительных занятий.
Инструментарий, который используется при проведении оценочных процедур, разрабатывается как самостоятельно, так и с привлечением интернет-ресурсов. В качестве инструментария применяются оценочные листы, аналитические справки.
Для оценки предметных и метапредметных результатов формируется банк контрольно- измерительных материалов. Данный инструментарий является приложением к рабочим программам, поэтому отвечает следующим характеристикам: единство подходов к разработке, полнота, достоверность, открытость.
Содержательный компонент ВСОКО отражается в нормативно – правовых документах МБОУ «Кустовская СОШ».
И
нформация об объектах, критериях, показателях и инструментах ВСОКО содержится в представленной модели, положениях, приказах о проведении оценочных процедур и т.п. Документы утверждаются на школьном уровне и являются локальными актами.
Рисунок4 .Схема взаимодействия структурных компонентов ВСОКО
Процессуальный компонент ВСОКО также характеризуется как деятельностный, так как именно в нем осуществляется деятельность всех структур.
Субъекты ВСОКО и их функции
Администрация школы:
1. Проводит оценку условий реализации ООП и планирования результатов реализации ООП.
2. Обеспечивает контроль реализации освоения основных образовательных программ.
3.Обеспечивает контроль состояния условий реализации ООП (по уровням общего образования) и мониторинг реализации «дорожной карты» развития условий реализации ООП (по уровням общего образования).
4.Систематизирует и обрабатывает оценочную информацию.
5.Проводит оценку учебной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования в ходе подготовки отчета о результатах самообследования..
6. Обеспечивают подготовку справок по результатам ВСОКО.
7.Проектирует и организовывает создание эффективной и объективной системы оценивания достижений обучающихся, которая соответствует требованиям ФГОС.
8.Обеспечивает подготовку педагогов, которые используют формы и методы оценки.
9.Координирует, как участники образовательных отношений используют оценочную информацию в процессе взаимодействия.
Руководители методических объединений.
1.Проводят мониторинг динамики профессиональной компетентности педагогов на основе критериальной системы оценки.
2.Проводят анализ эффективности деятельности методических объединений.
3. Обеспечивают информационную поддержку системы качества образования.
4.Осуществляют руководство экспериментально - творческой работой учителей.
Учителя – предметники и классные руководители:
1.Проводят мониторинг сформированности и развития предметных и метапредметных образовательных результатов освоение образовательных программ по общеобразовательным предметам.
2. Проводят оценку уровня достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.
3. Проводят мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ.
4. Проводят мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся личностных УУД.
Педагог – психолог:
1.Проводит оценку удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования.
2.Оценивает психологическое состояние работников, их отношение к работе.
3.Обеспечивает уровень реализации требований Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к организации обучения детей с ОВЗ.
Обучающиеся:
1.Осваивают ООП уровней образования.
2.Принимают участие в обсуждении локальных актов (учет мнения Совета обучающихся), касающихся внутренней системы оценки качества образования.
Родители обучающихся.
1. Принимают участие в обсуждении локальных актов (Положения о ВСОКО, Положения о промежуточной аттестации и др.) в качестве членов управляющего совета и членов Совета родителей).
2. Принимают участие в анкетировании «Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов».
Взаимодействие субъектов представлено на рисунке 3.
Рисунок 5. Взаимодействие субъектов ВСОКО
Процедуры ВСОКО – диагностика, мониторинг, контроль.
В ходе проведения процедур ВСОКО результаты оценки по каждому направлению фиксируются в течение года. Результаты заносятся в отчетную документацию, при этом в ней указываются направления оценки, основные результаты, инструментарий, выводы и рекомендации. На их основании заместители директора составляют сводную справку-отчет, в которой отражается уровень достижений запланированных результатов по направлениям контроля. Справки анализируются и издаются приказы, в которых формулируются управленческие решения.
В МБОУ «Кустовская СОШ» с целью анализа эффективности деятельности всех участников образовательных отношений осуществляются процедуры внутреннего контроля, внутренних мониторингов качества образования, подготовки ежегодных отчетов о самообследовании.
Внутренние процедуры оценки качества образования в МБОУ «Кустовская СОШ» это: диагностики, мониторинг, контроль. Алгоритм управленческих действий при управлении качеством образования (рисунок 6).