Файл: Конкурс Лучшие педагогические практики по формированию объективной внутренней системы оценки качества образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 5
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования МБОУ «Кустовская СОШ»
Критерии оценки образовательных программ
№ | Критерии оценки | Единица измерения* |
1. Образовательная деятельность | ||
1.1 | Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: | Чел. |
1.2 | Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: | |
| – начального общего образования; | Чел. |
| – основного общего образования; | Чел. |
| – среднего общего образования | Чел. |
1.3 | Формы получения образования в ОО: | |
– очная; | Имеется/не имеется. Количество чел. | |
| – очно-заочная; | Имеется/не имеется. Количество чел. |
| – заочная | Имеется/не имеется. Количество чел. |
1.4 | Реализация ООП по уровням общего образования: | |
– сетевая форма; | Имеется/не имеется. Количество чел. | |
– с применением дистанционных образовательных технологий; | Имеется/не имеется. Количество чел. | |
| – с применением электронного обучения | Имеется/не имеется. Количество чел. |
2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС | ||
2.1 | Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС | Соответствует/не соответствует |
2.2 | Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части, формируемой участниками образовательных отношений | Имеется/не имеется |
2.3 | Соответствие объема части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, требованиям ФГОС | Соответствует/не соответствует |
2.4 | Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг | Имеется/не имеется |
2.5 | Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу предметных областей и наименованиям учебных предметов | Соответствует/не соответствует |
2.6 | Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему часов | Соответствует/не соответствует |
2.7 | Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН | Соответствует/не соответствует |
2.8 | Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям ФГОС | Имеется/не имеется |
2.9 | Наличие рабочих программ курсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений | Имеется/не имеется |
2.10 | Отношение количества рабочих программ курсов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, к количеству обучающихся, осваивающих ООП | Количество ед. на одного обучающегося |
2.11 | Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся: | |
– по очно-заочной, заочной форме | Количество ед./не имеется | |
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно развивающимися сверстниками | Количество ед./не имеется | |
– 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках профориентации | Количество ед./не имеется | |
– профильных классов на уровне среднего общего образования | Количество ед./не имеется | |
2.12 | Наличие плана внеурочной деятельности | Имеется/не имеется |
2.13 | Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной деятельности | Соответствует/не соответствует |
2.14 | Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по объему часов | Соответствует/не соответствует |
2.15 | Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности планируемым результатам ООП, в том числе Программе формирования и развития УУД и Программе воспитания | Соответствует/не соответствует |
2.16 | Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной деятельности | Имеется/не имеется |
2.17 | Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности требованиям ФГОС | Соответствует/не соответствует |
2.18 | Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной деятельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся, осваивающих ООП | Количество ед. на одного обучающегося |
2.19 | Наличие Программы формирования и развития УУД | Имеется/не имеется |
2.20 | Соответствие Программы формирования и развития УУД требованиям ФГОС | Соответствует/не соответствует |
2.21 | Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и развития УУД в общем объеме программы в часах | % |
2.22 | Наличие Программы воспитания | Имеется/не имеется |
2.23 | Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС | Соответствует/не соответствует |
3.24 | Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в общемобъеме программы в часах | % |
Приложение 6
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования МБОУ «Кустовская СОШ»
Карта анализа урока на предмет формирования УУД*
Класс______________________________ Дата______________________________________ Учитель_________________________________________________________________________ Эксперт_________________________________________________________________________
Тема____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели урока: _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ | ПАРАМЕТРЫ | Баллы | УУД | Соответствие предметному содержанию урока |
1. Целеполагание | ||||
1.1 | Преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию | 3 | П, К, Л | |
1.2 | Групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач обучающегося | 2,5 | Р | |
1.3 | Групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета | 2 | П, К, Л | |
1.4 | Организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником) | 1,5 | П, К | |
1.5 | Групповое обсуждение того, что знают учащиеся и что хотели бы узнать о теме урока | 1,5 | П, Р | |
1.6 | Определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету | 0,5 | П, Р | |
2. Обеспечение самостоятельности учеников | ||||
2.1 | Формулировка целей, учебных задач | 0,5 | Р, П, Л | |
2.2 | Выбор целей, учебных задач | 0,5 | Р, Л | |
2.3 | Выбор количества и уровня трудности заданий | 0,5 | Р, Л | |
2.4 | Выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной) | 0,5 | П, Р, Л | |
2.5 | Рассмотрение разных вариантов ответов | 0,5 | Р, Л | |
2.6 | Оценка учащимися своей работы и анализ ответов одноклассников | 0,5 | Р, Л | |
Максимальный балл: | 3 | |||
3. Формирование поисковой активности учащихся | ||||
3.1 | Выделение учащимися проблем, постановка задач | 0,5 | П, Р | |
3.2 | Построение гипотез и планов их проверки | 0,5 | П, Р | |
3.3 | Выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений | 0,5 | П, Р | |
3.4 | Поиск информации, дающей представление о происхождении явления (понятия) | 0,5 | П, Р | |
3.5 | Поиск способа решения (он не может быть задан) | 0,5 | П, Р | |
3.6 | Участие обучающихся в дискуссии | 0,5 | П, Р | |
Максимальный балл: | 3 | |||
4. Реакция учителя на ошибки учащихся | ||||
4.1 | Использование ошибки, допущенной учащимся, для углубления знаний | 0,5 | П, Л | |
4.2 | Предоставление возможности ученику самому исправить ошибку | 0,5 | П, Л | |
4.3 | Провокация ошибки учителем | 0,5 | Р | |
4.4 | Предупреждение ошибки учителем | 0,5 | Р, К | |
4.5 | Исправление ошибки другими учащимися | 0,5 | Р, К | |
4.6 | Исправление ошибки учителем | 0,5 | Р, К | |
Максимальный балл: | 3 | |||
5. Индивидуальный стиль педагога | ||||
5.1 | Помощь в прояснении, конкретизации мнения учащегося | 0,5 | П, Л, Р, К | |
5.2 | Выражение своего отношение к ситуации взаимодействия на уроке | 0,5 | Л, К | |
5.3 | Уважительное отношение к дополнениям, предложениям, идеям обучающихся | 0,5 | Л, К | |
5.4 | Подбадривание неактивных учащихся, привлечение их к работе | 0,5 | П, К, Л | |
5.5 | Инструктаж, советы | 0,5 | Л, К, П | |
5.6 | Использование внушений, убеждений учащихся | 0,5 | Р, Л, К | |
Максимальный балл: | 3 | |||
6. Оценочная деятельность | ||||
6.1 | Побуждение к самооценке в форме описания продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели | 0,5 | Л, Р, П | |
6.2 | Организация обсуждения критериев выполнения задания | 0,5 | Л, Р, П | |
6.3 | Отметка продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели | 0,5 | Л, Р, П | |
6.4 | Ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания | 0,5 | Л, Р, П | |
6.5 | Приведение собственного варианта оценки по листу критериального оценивания, обсуждение вариантов сходства или различия с данными обучающегося | 0,5 | Л, Р, П | |
6.6 | Организация оценивания в обобщенном виде: правильно или неправильно | 0,5 | Л, Р, П | |
Максимальный балл: | 3 | |||
7. Формирование рефлексии | ||||
7.1 | Осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач | 0,5 | Р, П, Л | |
7.2 | Выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе | 0,5 | К | |
7.3 | Выполнение заданий, в которых не срабатывает известный способ решения | 0,5 | П | |
7.4 | Выполнение заданий "как научить другого решать такие задачи" | 0,5 | П, К | |
7.5 | Прогностическая оценка учащимися своих возможностей | 0,5 | П, Р | |
7.6 | Работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия) | 0,5 | П, Р | |
Максимальный балл: | 3 | |||
8. Организация групповой работы учителем | ||||
8.1 | Предложение учебной задачи, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность | 0,5 | К, П, Р | |
8.2 | Предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т. д.) | 0,5 | К, Р, П | |
8.3 | Контроль соблюдения групповых норм | 0,5 | К, Р | |
8.4 | Помощь группе (по запросу учащихся) | 0,5 | К, Р, П | |
8.5 | Периодическое прояснение ситуации решения | 0,5 | П | |
8.6 | Прояснение, конкретизация удовлетворенности учащихся результатом и участием в групповой работе | 0,5 | К, П, Р | |
Максимальный балл: | 3 | |||
9. Обучение понятиям | ||||
9.1 | Соотношение вводимых понятий с опытом учащихся | 0,5 | П, Л | |
9.2 | Объяснение терминов, непонятных слов и выражений | 0,5 | П | |
9.3 | Введение задач, содержащих существенные и несущественные признаки, и объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям | 0,5 | П | |
9.4 | Выделение существенных, необходимых и достаточных признаков и понятий | 0,5 | П | |
9.5 | Выяснение места нового понятия в системе других понятий | 0,5 | П | |
9.6 | Поощрение учащихся к объяснению понятий своими словами | 0,5 | П | |
Максимальный балл: | 3 |
* Примечания.
1. В таблице используются сокращения.
1.1. В столбце "УУД" (универсальные учебные действия):
• Л – личностные;
• Р – регулятивные;
• К – коммуникативные;
• П – познавательные.
1.2. В столбце "Соответствие предметному содержанию урока" напротив наблюдаемого показателя эксперт ставит один из трех знаков:
• "+" – соответствует логике предметного содержания;
• "+,–" – частично соответствует логике предметного содержания;
• "–" – не соответствует логике предметного содержания.
В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в оценочном столбце аннулируется. Если выбирается показатель "+, " – показатель уменьшается вдвое. Например, выбирается показатель "Участие обучающихся в разработке критериев оценки результатов учебной деятельности", однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог в итоге не получает балла по данному показателю.
2. Обработка результатов.
Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:
• если 18 ≤ К ≤ 27, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный подход (высокий уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 9 ≤ К ≤ 17, то на уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 0 ≤ К ≤ 8, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий уровень соответствия урока требованиям ФГОС).
3. Организация экспертизы.
3.1. При организации работы с листом анализа урока необходимо обратить внимание на то, что учитель еще до урока должен быть ознакомлен экспертом с параметрами наблюдения. В полной мере педагог может подготовить урок и работать на уроке, ориентируясь на формирование УУД, только при сознательной ориентации на принципы системно-деятельностного подхода.
Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке. Экспертная оценка может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с данными самооценки.
Педагог при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками учащихся на уроке. Присутствующие на занятии специалисты (педагоги-психологи и коллеги – администрация ОО, педагоги) заполняют свой лист наблюдений. Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и позволяют судить об уровне профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные зоны, задачи, которые пока трудны для реализации. А это может быть востребовано при определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения.
3.2. В листе анализа урока представлен избыточный перечень показателей. Максимальный результат, равный 27 баллам, достигается при анализе урока по девяти направлениям. Эксперту во время работы с листом анализа урока рекомендуется выбирать для оценивания семь параметров, т. к. наблюдение оказывается затруднительным при возрастании числа объектов анализа. Поэтому оценивание семи любых (по выбору эксперта) показателей и достижение результата, равному 21 баллу, является достаточным для вывода о высоком соответствии урока требованиями ФГОС.
Приложение 7
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования МБОУ «Кустовская СОШ»
Критерии оценки условий реализации образовательных программ
Группа условий | Критерии оценки | Единица измерения | Контроль состояния условий | ||
Фактический показатель на старте | Планируемый показатель («дорожная карта») | Факт выполнен ия «дорожной карты» | |||
Кадровые условия | Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников | Чел./% | __ | __ | _________ |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников | Чел./% | __ | __ | _________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: – первая; – высшая | Чел./% | ________ ______ ______ | ________ ________ ________ | ___________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет | Чел./% | _______ _______ | _______ _______ | _________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников | Чел./% | ________ | ________ | _________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю/направлению профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников | Чел./% | ________ | ________ | _________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников | Чел./% | ________ | ________ | _________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием: – тренинги, обучающие семинары, стажировки; – вне программ повышения квалификации | Чел./% | ________ | ________ | _________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, реализовавших методические проекты под руководством ученых или научно-педагогических работников партнерских организаций | Чел./% | _ | _ | _________ | |
| Численность/удель ный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами конкурса «Учитель года» | Чел./% | _ | _ | _________ |
Численность/удель ный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессиональног о мастерства | Чел./% | _ | _ | _________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях | Чел./% | ______ | ______ | _________ | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, ведущих личную страничку на сайте школы | Чел./% | ______ | ______ | _________ | |
Психолого- педагогически е условия | Количество педагогов- психологов в штатном расписании | Чел. | _ | _ | _________ |
Количество педагогов- психологов по совместительству | Чел. | _ | _ | ___________ | |
Количество социальных педагогов | Чел. | _ | _ | _________ | |
Доля педагогических работников с вмененным функционалом тьютора в общем количестве педагогических работников | Чел./% | _ | _ | ___________ | |
Доля мероприятий, курируемых педагогом-психологом в Программе воспитания | Ед./% | ___ | ___ | _________ | |
Доля мероприятий, курируемых педагогом-психологом в Программе формирования и развития УУД | Ед./% | ___ | ___ | _________ | |
Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога в общем объеме курсов внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности | Ед./% | _ | _ | ___________ | |
Количество дополнительных образовательных программ на базе школы, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога | Ед. | _ | _ | _________ | |
Наличие оборудованного помещения, приспособленного для индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями | Имеется/не имеется | _ | _ | _________ | |
Наличие оборудованных образовательных пространств для психологической разгрузки; рекреационных зон | Имеется/не имеется | _ | _ | _________ | |
Материально- технические условия | Количество компьютеров в расчете на одного учащегося | Ед. | ___ | ___ | _________ |
Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС/федеральны ми или региональными требованиями) | Ед./% | _______ | _______ | _________ | |
Наличие читального зала библиотеки, в том числе: – с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; – с медиатекой; – оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; – с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; – с возможностью размножения печатных бумажных материалов | Да / нет | __ | __ | _________ | |
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся | Чел./% | __________ | __________ | _________ | |
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося | Кв. м | ____ | ____ | _________ | |
Учебно- методическое и информацион ное обеспечение | Количество экземпляров учебной и учебно- методической литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося | Ед./% | _ | _ | _________ |
Количество экземпляров справочной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося | Ед. | ___ | ___ | _________ | |
Количество экземпляров научно-популярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося | Ед. | ___ | ___ | _________ | |
Соответствие используемых учебников и учебных пособий федеральному перечню | Соответствуе т/не соответствует | _____________ | _____________ | _________ | |
Наличие общедоступного аннотированного перечня информационных образовательных ресурсов интернета | Да/Нет | __ | __ | _________ | |
Количество единиц электронных образовательных ресурсов, используемых при реализации рабочих программ по предметам учебного плана | Ед. | __ | __ | _________ | |
Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых при реализации плана внеурочной деятельности | Ед. | _ | _ | _________ | |
Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых для обеспечения проектной деятельности обучающихся | Ед. | _ | _ | _________ | |
Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | Соответствует/ не соответствует | _____________ | _____________ | _________ | |
| | | | | |