Файл: Конкурс Лучшие педагогические практики по формированию объективной внутренней системы оценки качества образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение 5
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования МБОУ «Кустовская СОШ»
Критерии оценки образовательных программ



Критерии оценки

Единица измерения*

1. Образовательная деятельность

1.1

Общая численность обучающихся, осваивающих основную
образовательную программу:

Чел.

1.2

Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:




– начального общего образования;

Чел.




– основного общего образования;

Чел.




– среднего общего образования

Чел.

1.3

Формы получения образования в ОО:

– очная;

Имеется/не имеется.

Количество чел.




– очно-заочная;

Имеется/не имеется.

Количество чел.




– заочная

Имеется/не имеется.

Количество чел.

1.4

Реализация ООП по уровням общего образования:

– сетевая форма;

Имеется/не имеется.

Количество чел.

– с применением дистанционных образовательных технологий;

Имеется/не имеется.

Количество чел.




– с применением электронного обучения

Имеется/не имеется.

Количество чел.

2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС

2.1
 

Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС

Соответствует/не
соответствует

2.2

Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части,
формируемой участниками образовательных отношений

Имеется/не имеется

2.3

Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям ФГОС

Соответствует/не
соответствует

2.4

Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и традиций
образовательной организации, социального запроса потребителей
образовательных услуг

Имеется/не имеется

2.5

Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу
предметных областей и наименованиям учебных предметов

Соответствует/не
соответствует

2.6

Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему
часов

Соответствует/не
соответствует

2.7

Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН

Соответствует/не
соответствует

2.8

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие
требованиям ФГОС

Имеется/не имеется

2.9

Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений

Имеется/не имеется

2.10

Отношение количества рабочих программ курсов части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, к
количеству обучающихся, осваивающих ООП

Количество ед. на одного
обучающегося

2.11

Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:

– по очно-заочной, заочной форме

Количество ед./не
имеется

– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно развивающимися сверстниками

Количество ед./не
имеется

– 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках профориентации

Количество ед./не
имеется

– профильных классов на уровне среднего общего образования

Количество ед./не
имеется

2.12

Наличие плана внеурочной деятельности

Имеется/не имеется

2.13

Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по
составу и наименованию направлений внеурочной деятельности

Соответствует/не
соответствует

2.14

Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС по объему часов

Соответствует/не
соответствует

2.15

Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
формирования и развития УУД и Программе воспитания

Соответствует/не
соответствует

2.16

Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной деятельности

Имеется/не имеется

2.17

Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности требованиям ФГОС

Соответствует/не
соответствует

2.18

Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной
деятельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся,
осваивающих ООП

Количество ед. на одного
обучающегося

2.19

Наличие Программы формирования и развития УУД

Имеется/не имеется

2.20

Соответствие Программы формирования и развития УУД требованиям
ФГОС

Соответствует/не
соответствует

2.21

Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и развития УУД в общем объеме программы в часах

%

2.22

Наличие Программы воспитания

Имеется/не имеется

2.23

Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС

Соответствует/не
соответствует

3.24

Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в общемобъеме программы в часах

%


Приложение 6
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования МБОУ «Кустовская СОШ»
Карта анализа урока на предмет формирования УУД*
Класс______________________________ Дата______________________________________ Учитель_________________________________________________________________________ Эксперт_________________________________________________________________________

Тема____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели урока: _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ПАРАМЕТРЫ

Баллы

УУД

Соответствие предметному содержанию урока

1. Целеполагание

1.1

Преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию

3

П, К, Л




1.2

Групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач обучающегося

2,5

Р




1.3

Групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета

2

П, К, Л




1.4

Организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)

1,5

П, К




1.5

Групповое обсуждение того, что знают учащиеся и что хотели бы узнать о теме урока

1,5

П, Р




1.6

Определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету

0,5

П, Р




2. Обеспечение самостоятельности учеников

2.1

Формулировка целей, учебных задач

0,5

Р, П, Л




2.2

Выбор целей, учебных задач

0,5

Р, Л




2.3

Выбор количества и уровня трудности заданий

0,5

Р, Л




2.4

Выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной)

0,5

П, Р, Л




2.5

Рассмотрение разных вариантов ответов

0,5

Р, Л




2.6

Оценка учащимися своей работы и анализ ответов одноклассников

0,5


Р, Л





Максимальный балл:

3

3. Формирование поисковой активности учащихся

3.1

Выделение учащимися проблем, постановка задач

0,5

П, Р




3.2

Построение гипотез и планов их проверки

0,5

П, Р




3.3

Выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений

0,5

П, Р




3.4

Поиск информации, дающей представление о происхождении явления (понятия)

0,5

П, Р




3.5

Поиск способа решения (он не может быть задан)

0,5

П, Р




3.6

Участие обучающихся в дискуссии

0,5

П, Р




Максимальный балл:

3

4. Реакция учителя на ошибки учащихся

4.1

Использование ошибки, допущенной учащимся, для углубления знаний

0,5

П, Л




4.2

Предоставление возможности ученику самому исправить ошибку

0,5

П, Л




4.3

Провокация ошибки учителем

0,5

Р




4.4

Предупреждение ошибки учителем

0,5

Р, К




4.5

Исправление ошибки другими учащимися

0,5

Р, К




4.6

Исправление ошибки учителем

0,5

Р, К




Максимальный балл:

3

5. Индивидуальный стиль педагога

5.1

Помощь в прояснении, конкретизации мнения учащегося

0,5

П, Л, Р, К




5.2

Выражение своего отношение к ситуации взаимодействия на уроке

0,5

Л, К




5.3

Уважительное отношение к дополнениям, предложениям, идеям обучающихся

0,5

Л, К




5.4

Подбадривание неактивных учащихся, привлечение их к работе

0,5

П, К, Л




5.5

Инструктаж, советы

0,5

Л, К, П




5.6

Использование внушений, убеждений учащихся

0,5

Р, Л, К




Максимальный балл:

3

6. Оценочная деятельность

6.1

Побуждение к самооценке в форме описания продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели

0,5

Л, Р, П




6.2

Организация обсуждения критериев выполнения задания

0,5

Л, Р, П




6.3

Отметка продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели

0,5

Л, Р, П




6.4

Ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания

0,5

Л, Р, П




6.5

Приведение собственного варианта оценки по листу критериального оценивания, обсуждение вариантов сходства или различия с данными обучающегося

0,5

Л, Р, П




6.6

Организация оценивания в обобщенном виде: правильно или неправильно

0,5

Л, Р, П




Максимальный балл:

3

7. Формирование рефлексии

7.1

Осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач

0,5

Р, П, Л




7.2

Выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе

0,5

К




7.3

Выполнение заданий, в которых не срабатывает известный способ решения

0,5

П




7.4

Выполнение заданий "как научить другого решать такие задачи"

0,5

П, К




7.5

Прогностическая оценка учащимися своих возможностей

0,5

П, Р




7.6

Работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия)

0,5

П, Р




Максимальный балл:

3

8. Организация групповой работы учителем

8.1

Предложение учебной задачи, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность

0,5

К, П, Р




8.2

Предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т. д.)

0,5

К, Р, П




8.3

Контроль соблюдения групповых норм

0,5

К, Р




8.4

Помощь группе (по запросу учащихся)

0,5

К, Р, П




8.5

Периодическое прояснение ситуации решения

0,5

П




8.6

Прояснение, конкретизация удовлетворенности учащихся результатом и участием в групповой работе

0,5

К, П, Р




Максимальный балл:

3

9. Обучение понятиям

9.1

Соотношение вводимых понятий с опытом учащихся

0,5

П, Л




9.2

Объяснение терминов, непонятных слов и выражений

0,5

П




9.3

Введение задач, содержащих существенные и несущественные признаки, и объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям

0,5

П




9.4

Выделение существенных, необходимых и достаточных признаков и понятий

0,5

П




9.5

Выяснение места нового понятия в системе других понятий

0,5

П




9.6

Поощрение учащихся к объяснению понятий своими словами

0,5

П




Максимальный балл:

3



* Примечания.

1. В таблице используются сокращения.

1.1. В столбце "УУД" (универсальные учебные действия):

• Л – личностные;

• Р – регулятивные;

• К – коммуникативные;

• П – познавательные.

1.2. В столбце "Соответствие предметному содержанию урока" напротив наблюдаемого показателя эксперт ставит один из трех знаков:

• "+" – соответствует логике предметного содержания;

• "+,–" – частично соответствует логике предметного содержания;

• "–" – не соответствует логике предметного содержания.

В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в оценочном столбце аннулируется. Если выбирается показатель "+, " – показатель уменьшается вдвое. Например, выбирается показатель "Участие обучающихся в разработке критериев оценки результатов учебной деятельности", однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог в итоге не получает балла по данному показателю.
2. Обработка результатов.

Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

• если 18 ≤ К ≤ 27, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный подход (высокий уровень соответствия урока требованиям ФГОС);

• если 9 ≤ К ≤ 17, то на уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС);

• если 0 ≤ К ≤ 8, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий уровень соответствия урока требованиям ФГОС).
3. Организация экспертизы.

3.1. При организации работы с листом анализа урока необходимо обратить внимание на то, что учитель еще до урока должен быть ознакомлен экспертом с параметрами наблюдения. В полной мере педагог может подготовить урок и работать на уроке, ориентируясь на формирование УУД, только при сознательной ориентации на принципы системно-деятельностного подхода.

Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке. Экспертная оценка может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с данными самооценки.

Педагог при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками учащихся на уроке. Присутствующие на занятии специалисты (педагоги-психологи и коллеги – администрация ОО, педагоги) заполняют свой лист наблюдений. Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и позволяют судить об уровне профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные зоны, задачи, которые пока трудны для реализации. А это может быть востребовано при определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения.


3.2. В листе анализа урока представлен избыточный перечень показателей. Максимальный результат, равный 27 баллам, достигается при анализе урока по девяти направлениям. Эксперту во время работы с листом анализа урока рекомендуется выбирать для оценивания семь параметров, т.  к. наблюдение оказывается затруднительным при возрастании числа объектов анализа. Поэтому оценивание семи любых (по выбору эксперта) показателей и достижение результата, равному 21 баллу, является достаточным для вывода о высоком соответствии урока требованиями ФГОС.

Приложение 7
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования МБОУ «Кустовская СОШ»

Критерии оценки условий реализации образовательных программ

Группа
условий

Критерии оценки

Единица
измерения

Контроль состояния условий

Фактический
показатель
на старте

Планируемый
показатель
(«дорожная
карта»)

Факт
выполнен
ия
«дорожной
карты»

Кадровые
условия

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников

Чел./%

__

__

_________

Численность/удельный вес
численности
педагогических
работников,
имеющих высшее
образование
педагогической
направленности
(профиля), в
общей численности
педагогических
работников

Чел./%

__

__

_________

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:
– первая;
– высшая

Чел./%

________

______

______

________

________

________

___________

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет

Чел./%

_______

_______

_______

_______

_________

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

Чел./%

________

________

_________

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю/направлению профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

Чел./%

________

________

_________

Численность/удельный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС общего образования, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

Чел./%

________

________

_________

Численность/удельный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием:
– тренинги, обучающие семинары, стажировки;
– вне программ повышения квалификации

Чел./%

________

________

_________

Численность/удельный вес численности педагогических работников, реализовавших методические проекты под руководством ученых или научно-педагогических работников партнерских организаций

Чел./%

_

_

_________

 

Численность/удель
ный вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или
призерами
конкурса «Учитель
года»

Чел./%

_

_

_________

Численность/удель
ный вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или
призерами
региональных
конкурсов
профессиональног
о мастерства

Чел./%

_

_

_________

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях

Чел./%

______

______

_________

Численность/удельный вес численности педагогических работников, ведущих личную страничку на сайте школы

Чел./%

______

______

_________

Психолого-
педагогически
е условия

Количество
педагогов-
психологов в
штатном
расписании

Чел.

_

_

_________

Количество
педагогов-
психологов по
совместительству

Чел.

_

_

___________

Количество социальных педагогов

Чел.

_

_

_________

Доля педагогических работников с вмененным функционалом тьютора в общем количестве педагогических работников

Чел./%

_

_

___________

Доля мероприятий, курируемых педагогом-психологом в Программе воспитания

Ед./%

___

___

_________

Доля мероприятий, курируемых педагогом-психологом в Программе формирования и развития УУД

Ед./%

___

___

_________

Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога в общем объеме курсов внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности

Ед./%

_

_

___________

Количество дополнительных образовательных программ на базе школы, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога

Ед.

_

_

_________

Наличие оборудованного помещения, приспособленного для индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями

Имеется/не
имеется

_

_

_________

Наличие оборудованных образовательных пространств для психологической разгрузки; рекреационных зон

Имеется/не
имеется

_

_

_________

Материально-
технические
условия

Количество
компьютеров в
расчете на одного
учащегося

Ед.

___

___

_________

Оснащенность
учебных кабинетов
(в соответствии с
ФГОС/федеральны
ми или
региональными
требованиями)

Ед./%

_______

_______

_________

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
– с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов;
– с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки;
– с возможностью размножения печатных бумажных материалов

Да / нет

__

__

_________

Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

Чел./%

__________

__________

_________

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося

Кв. м

____

____

_________

Учебно-
методическое
и
информацион
ное
обеспечение

Количество
экземпляров
учебной и учебно-
методической
литературы в
общем количестве
единиц хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в расчете
на одного
учащегося

Ед./%

_

_

_________

Количество
экземпляров
справочной
литературы в
общем количестве
единиц хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в расчете
на одного
учащегося

Ед.

___

___

_________

Количество экземпляров научно-популярной литературы в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося

Ед.

___

___

_________

Соответствие используемых учебников и учебных пособий федеральному перечню

Соответствуе
т/не
соответствует

_____________

_____________

_________

Наличие общедоступного аннотированного перечня информационных образовательных ресурсов интернета

Да/Нет

__

__

_________

Количество единиц электронных образовательных ресурсов, используемых при реализации рабочих программ по предметам учебного плана

Ед.

__

__

_________

Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых при реализации плана внеурочной деятельности

Ед.

_

_

_________

Количество единиц цифровых программных продуктов, используемых для обеспечения проектной деятельности обучающихся

Ед.


_

_

_________

Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Соответствует/

не
соответствует

_____________

_____________

_________