Файл: Государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности Экономическая безопасность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Компетенции soft skills для будущей профессиональной деятельности
До последнего времени было принято, что успех в трудовой деятельности определяется только уровнем профессионализма индивида, а профессионализм определяется исключительно полученными в процессе обучения знаниями, опытом трудовой деятельности, строгим выполнением должностных инструкций. Однако современные тенденции показывают, что это не совсем так. Помимо знаний и опыта, необходимых для конкретной профессии, профессионалы практически в любой трудовой сфере нуждаются в определенном наборе специфических черт и умений. Это, в первую очередь, так называемые soft skills — неосязаемые компетенции, которые позволяют человеку выбирать наилучший способ взаимодействия с окружающей средой, находить общий язык с коллегами по работе и др. Работодатели далеко не всегда включают эти компетенции в список требований к потенциальным кандидатам, однако, как правило, они ожидают их увидеть у будущих работников. Таким образом, набор soft skills, которым обладает специалист, существенно влияет на возможности и широту его профессионального выбора: чем больше подобных компетенций развито у индивида, тем у больше у него вариантов для дальнейшей профессиональной деятельности. Известный специалист в области эмоционального интеллекта Д. Гоулман утверждает, что эффективность и успешность человека в профессиональной деятельности напрямую зависит от уровня развития у него soft skills, которые, по его мнению, отличают успешных специалистов от неуспешных и даже эффективные организации от неэффективных
В переводе с английского языка термин soft skills означает «мягкие навыки» или «гибкие навыки» в отличие от термина hard skills, который переводится как «твердые навыки» или «жесткие навыки».
«Мягкие навыки» ( soft skills ) можно определить как «комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т. е. не связаны с конкретной предметной областью»
Так в чем же заключаются отличия hard skills и soft skills?
Hard skills — это технические навыки, связанные с определенной деятельностью или конкретной профессией. Они направлены на решение определенных функциональных задач в рамках конкретных бизнес‑процессов (например, умение делать операции для хирурга, управлять автомобилем для водителя, разрабатывать бизнес‑планы для экономиста).
Soft skills позволяют быть успешным независимо от специфики профессиональной деятельности и особенностей конкретных функций, выполняемых специалистом; это важные для карьеры сквозные навыки, которые повышают эффективность деятельности. если предположить, что какой-либо специалист‑профессионал решил кардинально поменять сферу своей трудовой деятельности, то soft skills — это то, что, образно говоря, он может «взять с собой» на новую работу.
Следует понимать, что soft skills нужны не только для построения успешной профессиональной карьеры. Они чрезвычайно полезны и в быту — для общения с друзьями, родственниками, другими окружающими людьми. Умение общаться, понятно и четко излагать свои мысли помогает при сдаче экзаменов в вузе, при защите курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Способность управлять своими эмоциями позволит избавляться от плохого настроения и поможет быстро настроиться на плодотворную работу. Умение управлять временем — чрезвычайно важное качество для студента; оно позволяет сформировать оптимальный план своих действий на день, неделю, месяц, найти время на занятия спортом, творчеством, другие полезные дела.
«Мягкие навыки» можно условно разделить на четыре группы
1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают специалисту развивать отношение с коллегами, в том числе с руководителями и подчиненными; вести переговоры, проводить презентации, слушать и убеждать в процессе дискуссий, публично выступать, общаться с окружающими людьми.
2. Навыки самоменеджмента, которые помогают контролировать собственное состояние и свои действия — управление собственными эмоциями, стрессом, собственным временем, целеполагание и планирование своей деятельности.
3. Навыки эффективного (интеллектуального ) мышления, позволяющие сделать собственную деятельность более системной — креативное, логическое, тактическое и стратегическое мышление, поиск и анализ информации, принятие решений.
4. Управленческие навыки, которые необходимы в тех случаях, когда специалист начинает руководить какими-либо бизнес-процессами — постановка задач, планирование, мотивирование, мониторинг и контроль выполнения, управление проектами, управление изменениями.
Перечислим некоторые навыки, которые входят в состав каждой из групп.
Базовые коммуникативные навыки :
умение͙ слушать;
убеждение͙ и͙ аргументация;
нетворкинг:͙ умение͙ строить͙ и͙ поддерживать͙ отношения͙ с бизнес-партнерами;
ведение͙ переговоров;
организация͙ и͙ проведение͙ презентаций;
умение͙ выступать͙ публично;
умение͙ распознавать͙ эмоции͙ и͙ мотивы͙ других͙ людей;
навыки͙ продаж;
публичные выступления;
самопрезентация;
умение работать в команде;
гибкость и принятие критики;
деловое письмо;
клиентоориентированность.
Навыки самоменеджмента:
управление эмоциями;
управление стрессом;
управление собственным развитием;
целеполагание и планирование;
ориентированность на результат;
тайм-менеджмент:
иннциативность/настойчивость;
рефлексия;
использование обратной связи,
Навыки эффективного мышления:
системное мышление;
креативное мышление;
логическое мышление;
поиск и анализ информации;
выработка и принятие решений;
проектное мышление;
тактическое и стратегическое мышление.
Управленческие навыки:
постановка задач сотрудникам;
планирование;
мотивирование;
управление исполнением;
контроль выполнения поставленных задач;
ответственность;
па спиши честно (развитие сотрудников);
ситуационное руководство и лидерство;
умение сформировать команду;
ведение совещаний;
разрешение конфликтов;
управление проектами;
управление изменениями;
делегирование.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 г. был представлен отчет по проекту «The Future of Jobs» («Профессии будущего»). В рамках проекта было проведено анкетирование топ-менеджеров 2450 компаний из более чем 20 стран, представляющих девять отраслей, включая инвестиционно- финансовые услуги, информационно-коммуникационные технологии, энергетику, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений и др. В результате, в частности, был сформирован список soft skills — компетенции, которые, по мнению представителей фирм, будут наиболее востребованными в 2020 г. Этот перечень включает:
1. Комплексное многоуровневое решение проблем, т. е. наиболее востребованными будут те специалисты, которые будут обладать системным подходом к решению любых проблем в различных сферах деятельности.
2. Критическое мышление — из-за обилия и простоты доступа к информации необходимо умение правильно ее воспринимать и переосмысливать. Критический способ мышления предполагает, что поступающая информация ставится под сомнение, что существенно помогает как собственному развитию, гак и принятию оптимальных управленческих решений.
3. Креативность — способность находить нестандартные решения, видеть то, что еще не создано.
4. Умение управлять людьми — это чрезвычайно широкая компетенция, включающая и отбор людей в команду, и их обучение, и мотивацию, и решение конфликтов внутри трудовых коллективов, и многое другое.
5. Взаимодействие с людьми — умение работать в команде, находить различные формы общения с сотрудниками, заказчиками, клиентами, окружающими людьми.
6. Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, намерения и мотивацию других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями к эмоциями других людей.
7. Формирование собственного мнения и принятие решений - в мире усложняющихся бизнес-процессов от специслиста требуется как скорость, так и качество принимаемых решений,
8. Клиентоориентированность — это способность как компании, так и ее сотрудников оперативно определять желания клиентов, чтобы максимально удовлетворять их своей продукцией и услугами; клиентоориентированность способствует повышению лояльности клиентов и соответственно, росту продаж и повышению конкурентоспособности компании.
9. Умение вести переговоры — одновременно достаточно традиционная и достаточно важная компетенции для специалиста, функциональные обязанности которого предполагают взаимодействие с контрагентами и другими заинтересованными сторонами.
10. Когнитивная гибкость — умственная способность быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вопросов одновременно.
Безусловно, многие из 11 перечисленных здесь компетенций вы можете развить самостоятельно. Однако следует понимать, что это достаточно сложная и продолжительная работа над собой.
Контрольные вопросы
1. С кикой целью разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты?
В чем chjltqjl'I' принцип и алъные отличия ФГОС треть еш поколения от стандартов предыдущих поколений?
В каким профессиональных сферах, согласий ФГОС, могут работать иыпускники специальности «Экономическая безопасность»
4- Охарактеризуйте оснопные группы компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося но специальности «Эко помическая безопасностью.
5. Каковы основные цели введения профессиональных стандартов?
fi. Какие обязательные разделы включает профессиональный гтап дарт?
Чтп представляет собой национальная рамка квалификаций?
Из каких составляющих состоит компетентностиан модель специалиста?
В чем принципиальные отличия hard skills ei soft skills?
Какие, на rfitti взгляд, soft skills наиболее нажни для специалиста но экономической безопасности?
1. Область и место профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности специалистов-экюномистов включает:
-
обеспечение экономической безопасности общества и государства, субъектов экономической деятельности; законности и правопорядка в сфере экономики; -
судебно-экспертную деятельность по предупреждению раскрытия и расследования правонарушений в сфере экономики: -
социально-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, экономических, финансовых, аналитических служб организаций, учреждений, предприятий различных форм собственности, государственных и муниципальных органов власти.
Специалист по экономической безопасности должен решать профессиональные задачи в области:
-
разработки экономических планов предприятий, учреждений, организаций; -
зашиты частной, государственной и муниципальной форм собственности; -
создания условий и обеспечения гарантий для предпринимательской активности; -
контроля формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; -
оценки эффективности систем внутреннего контроля и аудита в государственных и муниципальных органах, организациях; -
мониторинга текущего экономического и финансового состояния хозяйствующих субъектов для определения надежности ресурсного потенциала, стабильности и устойчивости их деятельности; -
определения экономической эффективности проектов, моделирования экономических процессов в целях анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности; -
разработки методических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности бизнеса; -
консультирования по вопросам выявления потенциальных и реальных угроз экономической безопасности и т.п.