Файл: Памятка по поиску генеалогической и биографической информации по фондам Государственного архива Мурманской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"



Программа среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Дисциплина: Методика и практика архивоведения

Практическое занятие 6


Выполнил:

Обучающийся Сапожков Денис Юрьевич

Преподаватель:

Хомякова Наталья Викторовна

Задание 1.

Составьте памятку по поиску информации. Составьте для студентов памятку по поиску информации для выполнения запроса. В качестве объекта можно использовать данные любого государственного архива регионального уровня.
ПАМЯТКА

по поиску генеалогической и биографической информации по фондам Государственного архива Мурманской области

Составитель:

главный хранитель фондов ГОКУ ГАМО С.Г. Руденко

ОДОБРЕНО:

Решение методической комиссии (в сфере архивного дела) Министерства культуры Мурманской области от 29.05.2020 (протокол № 2)




  1. Основные источники генеалогической информации, хранящиеся в Архиве

    Большая часть источников генеалогической информации, хранящихся в архиве, относится к дореволюционному периоду (до 1917 года). Основными из них являются:

    - метрические книги;
    - книги брачных обысков;
    - духовные росписи;
    - ревизские сказки.



Схема поиска информации с помощью метрических книг



Если известны фамилия, имя, отчество, дата (хотя бы ориентировочная), место рождения предка, возможно начать поиск сведений по метрическим книгам. Обнаружив разыскиваемое лицо в метрической книге, можно установить фамилии, имена, отчества его родителей. Для определения точной даты рождения предка необходимо знать его место рождения. При этом следует учитывать, что не в каждом населенном пункте была церковь (приход), поэтому необходимо установить ближайший населенный пункт, где был церковный приход. Для поиска сведений о бракосочетании родителей осуществляется просмотр метрических книг за более ранний период, чем дата рождения обнаруженного лица. Если имеется информация, каким по счету ребенком в семье был предок, то
можно приблизительно подсчитать, когда вступили в брак родители, что значительно уменьшит объем документов, которые необходимо просмотреть для определения даты их бракосочетания. В метрической записи указан возраст вступающих в брак, их социальное происхождение, таким образом можно определить приблизительные даты и место рождения родителей. Для того, чтобы найти метрическую запись о браке, иногда необходимо знать место рождения не только жениха, но и невесты, так как венчание могло происходить как по месту жительства жениха, так и по месту жительства невесты. Для установления даты рождения можно также использовать информацию из свидетельства или метрической записи о смерти, так как там указано, в каком возрасте умер человек, и таким образом можно определить приблизительный год рождения.

Схема поиска информации с помощью электронных баз данных


Основное средство для поиска архивных документов в Архиве, содержащих метрические записи – это автоматизированная информационная система по документам Архивного фонда Мурманской области (АИС ДАФ МО). АИС ДАФ МО размещена на сайте Архива в разделе Электронный читальный зал

В АИС ДАФ МО внесены заголовки 98% хранящихся в Архиве дел, и электронные копии 33 тысяч единиц хранения (почти 2 миллиона образов). Среди документов, размещенных в АИС, все 96 дел из Коллекции метрических книг, часть метрических книг из фондов приходов, отдельные ревизские сказки. Кроме описей дел и электронных образов документов в состав информационного ресурса АИС ДАФ МО включены несколько тематических баз данных.

Для поиска генеалогической информации предназначены 2 из них: Электронная генеалогическая картотека и Посемейные списки членов Евангелическо-Лютеранского прихода (финских колонистов) по населенным пунктам и хозяйствам. Электронная генеалогическая картотека первоначально была создана на основе метрических книг из фонда И-136 (Коллекция метрических книг). На каждое упомянутое в книгах лицо была составлена карточка.

Позже в базу данных стали включать информацию по метрическим книгам из других фондов. В настоящее время Электронная генеалогическая картотека содержит почти 81 тысячу карточек-записей. Посемейные списки членов Евангелическо-Лютеранского прихода также составлены по документам фонда И-136. В отличие от генеалогической картотеки в этой базе данных карточка содержит информацию о целой семье. Всего составлено более 600 карточек.



Поиск генеалогической информации с использованием АИС ДАФ МО аналогичен поиску записей в метрических книгах. Перед началом поиска генеалогической информации следует найти «отправную точку» поиска: имя и, желательно, место жительства одного из предков. Эту информацию возможно получить из сохранившихся семейных документов, дневников, воспоминаний, писем, фотографий членов семьи и родственников. Начинать поиск генеалогической информации в АИС ДАФ МО1 следует с тематических баз данных в режиме расширенного поиска. Если же в базах данных карточки на нужное лицо не имеется, тогда следует через поиск или путем сплошного просмотра списка фондов, с

учетом возможного места жительства лица определить фонды, в которых может находиться необходимая информация, и конкретные дела из них для работы в читальном зале архива или в режиме удаленного доступа, если имеются электронные копии. В режиме расширенного поиска можно одновременно задавать и фонд, и вид документов. При поиске генеалогической информации и по тематическим базам данных, и по документам Архива рекомендуется вначале осуществить поиск по восходящей (прямой) линии от «отправной точки» поиска до наиболее отдаленного по времени предка, а затем обратно, по нисходящей линии от предка к потомкам, уже с учетом всех разветвлений семьи. Результатом поиска станет генеалогическая таблица или генеалогическое древо.
Источники биографической информации, хранящиеся в Архиве



Основными источниками биографической информации, являются, прежде всего, документы по личному составу учреждений, организаций и предприятий, прежде всего – личные дела и личные карточки работников, в которых содержатся основные сведения об искомом лице. Для поиска биографической информации можно также использовать учетные карточки депутатов советов различного уровня, дела по приему в КПСС, документы по награждению правительственными и ведомственными наградами (при условии, что искомое лицо являлось депутатом, было членом Коммунистической партии, имело награды). Если искомое лицо в 1920-е – 1930-е годы было раскулачено, следует использовать документы фондов комиссий по восстановлению в избирательных правах. При поиске биографической информации основной «отправной точкой» является место работы искомого лица, поскольку документы Архива сформированы по фондам предприятий и организаций. При поиске биографической информации также следует учитывать, что если со времени создания документов не прошло 75 лет, пользователю, в соответствии с российским законодательством необходимо подтвердить право на получение информации.Составьте для студентов памятку по поиску информации для выполнения запроса. В качестве объекта можно использовать данные любого государственного архива регионального уровня.

Задание 2.

Алгоритм поиска информации и ответ на обращение гражданина

В муниципальный архив, сотрудником которого вы являетесь, обратился гражданин И.И. Имяреков просьбой восстановить информацию о занимаемой им должности и размере оплаты труда в 1992-1998 годах на трикотажной фабрике «Закат». В указанный период фабрика была основным градообразующим предприятием, но обанкротилась и закрылась в 1999 году. Документы переданы в муниципальный архив. Информация нужна для предоставления в ПФ РФ.

Составьте алгоритм поиска информации и ответ на обращение гражданина с соблюдением всех действующих правил. Недостающие данные придумайте самостоятельно.
ОТВЕТ:

С 2015 года при назначении пенсии периоды работы как до регистрации, так после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Вся информация хранится в Федеральной базе данных ПФР. До даты регистрации сведения о стаже были представлены работодателями по форме СЗВ-К на всех работающих граждан.

По законодательству в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданином, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное социальное страхование до 1991 года, уплата единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до 2002 года. Таким образом, полноту представленной информации о периодах работы и суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы граждане могут увидеть и проверить в выписке из индивидуального лицевого счета в Личном кабинете на сайте ПФР.

Если в выписке указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то их можно внести на основании подтверждающих документов. В этом случае во внимание принимается трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Если все записи в ней оформлены правильно, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то никаких проблем с учетом стажа не возникнет.


При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки от работодателя либо из архивного учреждения. Это могут быть выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Следует отметить, смысл начинать поиск утраченных документов о каком-то периоде вашей работы будет только тогда, если вы точно знаете, что в этот период вы получали «белую» зарплату. Потому что при «серой» зарплате, распространенной в девяностых годах, работодатель не платил обязательные страховые платежи в ПФР, а это означает отсутствие у вас страхового стажа работы за этот период. Такие обстоятельства могут привести к назначению пенсии в меньшем размере, чем тот, на который рассчитывал заявитель. Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее, до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии, возложена на гражданина.

Если предприятие находится в другом регионе, для получения справки о периодах работы ехать к месту, где располагалась организация, не нужно. Помощь в истребовании нужных документов о стаже или справки о заработной плате вам окажут при необходимости специалисты ПФР. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением. Если предприятие ликвидировано, но у него остался правопреемник, справки о стаже и заработке должен выдать правопреемник. Если правопреемник отсутствует, тогда нужные документы необходимо разыскивать в архивах. В какой архив следует обращаться - эту информацию также вам предоставят специалисты ПФР.

При обращении в архивное учреждение заявителю приходит ответ в виде архивной справки, реже архивной выписки или копии документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности