Файл: 1. Научные основы методики грамматики и правописания языкознание, психология, дидактика, опыт школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


44.Нормы оценки учащихся по русскому языку. Контрольный диктант.Объем соответствует количеству слов по чтению.Негрубые ошибки:Исключения из правил.Повторение одной и той же буквы.Перенос слов.Единичный пропуск буквы на конце слова.2 негрубые ошибки=1ошибке.3.  Однотипные ошибки:Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.Оценки за контрольный диктант:«5» - не ставится при 3 исправлениях, но при одной не грубой ошибке можно ставить.«4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки.«3» - 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках.«2» - более 5-8 орфографических ошибок.«1» - более 8 орфографических ошибок.Оценки за грамматические задания«5» - все верно.«4» - не менее ¾ верно.«3» - не менее ½ верно.«2» - не выполнено больше половины задания.«1» - не выполнено не одно задание.Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20).«5» - нет ошибок.«4» - 1-2 ошибки.«3» - 3-4 ошибки.«2» - 5-7 ошибок.«1» - более 7 ошибок.Количество слов для словарного диктанта.1 класс – 7-8 слов.2 класс – 10-12 слов.3 класс – 12-15 слов.4 класс – до 20 слов. Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника.

Оценки за контрольное списывание:«5» - нет ошибок;«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс)1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс);«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс)2 ошибки и 1 исправление (2-4 класс);«2» - 4 ошибки (1 класс)3 ошибки (2-4 класс);Ошибкой считается:Нарушение правил орфографии при написании слов.Пропуск и искажение букв в словах

Замена слов.Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса.Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом.За ошибку не считается:Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые в данном классе, ни в предшествующих не изучались (проводится работа над данными словами или выписывается данное слово на доску).Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы.Единичный случай замены одного слова без искажения смысла.За 1 ошибку считается:Два исправления.Две пунктуационные ошибки.Повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.Негрубыми ошибками считаются:Повторение одной и той же буквы в слове.Недописанное слово.Перенос слова.Дважды записанное одно и то же слово в предложении



45. Единство требований к выполнению правил речевого, орфографического режима и к тетрадям учащихся в современной школе. Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.Большое воспитательное значение имеет объек­тивная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у некоторых школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни.В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.«Нормы оценки...» призваны обеспечивать оди­наковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, В них устанавливаются:1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;3) объем различных видов контрольных работ;4) количество отметок за различные виды контрольных работ.Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:1) знание полученных сведений о языке;2) орфографические и пунктуационные навыки;3) речевые умения.

46. Контроль компетенций младших школьников на уроках русского языка при реализации ФГОС НОО. В структуре учебной деятельности (Д.Б. Эльконин) выделяется одно из действий – действие контроля, поскольку условием нормального протекания учебной деятельности является наличие контроля за её выполнением. Функция контроля заключается в постоянном отслеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных, больших и малых погрешностей в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Без такого прослеживания и таких корректив деятельность может существенно отклониться от своего русла, что, в конечном счете, станет препятствием для решения учебных задач. Под понятием «контроль» в педагогике подразумевается процесс выявления, измерения и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями, задаваемыми учебными программами, а процедуру обнаружения и измерения называют проверкой полученных планируемых результатов обучения. Проверка является методом обучения, а контроль – одним из основных элементов оценки качества образования и структурным компонентом учебной деятельности. Учитывая цели и значение постоянной, систематической и целенаправленной проверки в процессе начального обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде используется её различные виды и формы с применением специальных методических приемов.Организуя проверку планируемых результатов обучения, учителя ежедневно контролируют учебную деятельность младших школьников путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Для русского языка приоритетной является письменная проверка и контроль результатов обучения в начальной школе, так как стратегические цели их достижения: – познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; социокультурная цель – изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
47. Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.Ведущее место в начальном обучении занимает учебный предмет «Русский язык», поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Неоспоримо и то, что успехи в изучении русского языка определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. На уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий, подготовить почву для личностного восприятия.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Возникает проблемная ситуация. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности, активизирует и направляет мышление. Значит необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, чтобы захотел это узнать. На уроках надо научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из этого, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть, определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)

48.Диктант и его виды. Методика проведения. Современная методика предлагает новые виды диктантов, и определение самого понятия тоже несколько изменилось (усложнилось):

диктант – практический метод обучения, метод формирования учебно- языковых, правописных и речевых умений; это упражнение, состоящее в воспроизведении услышанного (в записывании диктуемого) текста или его элементов, а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти (т.е. во время записи графический облик воспринятого воспроизводится мысленно).Все виды диктантов можно разделить на группы по определенным основаниям:1. По структуре текстов, используемых для диктовки, диктанты бывают словарные, из отдельных предложений или словосочетаний, текстовые (связные тексты).2. По содержанию – грамматические диктанты, стилистические, лексические, пунктуационно-орфографические.3. По основной цели диктанты могут быть контрольными или обучающими: если до записи, в процессе записывания или после записи под диктовку производится анализ языкового материала, то диктант является обучающим, соответственно: предупредительным, комментированным, объяснительным. При самостоятельной работе учащихся, без помощи учителя (каких-либо справочных материалов) диктант является контрольным.4. По восприятию текста диктант может быть слуховым, зрительным, зрительно-слуховым, самодиктантом (письмо по памяти).5. По характеру деятельности ученика – диктант без изменения текста и диктант с изменением текста (т.е. диктуемое не совпадает в результате выполнения задания с записью в тетради ученика).6. По методике проведения все используемые на уроках русского языка диктанты различны, хотя названные характеристики применимы к каждому виду. Например, сигнальный диктант – это диктант словарный, по содержанию чаще всего орфографический, обучающий (объяснительный), зрительный, с изменением текста.Терминология (названия) диктантов, отличающихся по методике проведения, не вполне корректна, однако именно так их называют в школьной практике преподавания, поэтому мы используем те же названия для разных видов диктантов.

49. Структура урока русского языка освоения новых знаний и способов действий. Структура урока усвоения новых знаний:1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания.6) Первичное закрепление.7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

50. Структура урока русского языка совершенствования способов действий. 1)Организационный этап.2)Актуализация знаний.3)Постановка учебной задачи.4)Открытие нового знания.5)Реализация построенного проекта.6)Первичное закрепление.7)Самостоятельная работа.8)рефлексия.9)Домашнее задание.

51. Структура урока русского языка обобщения и систематизации. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений.1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Обобщение и систематизация знаний.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).5) Применение знаний и умений в новой ситуации6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.7) Рефлексия (подведение итогов занятия)Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

52. Урок контроля знаний и способов действий. Структура урока контроля знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.4) Рефлексия (подведение итогов занятия)