Файл: 1. Научные основы методики грамматики и правописания языкознание, психология, дидактика, опыт школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Структура урока контроля знаний и умений.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).4) Рефлексия (подведение итогов занятия).6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.4) Иформация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5) Рефлексия (подведение итогов занятия).7. Структура комбинированного урока.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания6) Первичное закрепление7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

13.Особенности уроков русского языка в малокомплектной школе. Учитель русского языка в таких условиях преподавания должен владеть специальным механизмом организации учебного предмета для достижения качества знаний учащихся. Поиск решения данной проблемы привел к следующим выводам.1. Необходимо объединять в крупные блоки учебный материал, чтобы значительно увеличить объем изучаемого материала.2. Для развития речи учащихся необходимо использовать опоры, схемы, модели, ориентиры построения рассказов.3. В системе использовать метод воздействия на ученика через других учащихся.4. Улучшать качество организации самостоятельной работы при помощи введения КСО.5. Учить различным способом работы с учебником, учебными пособиями.6. В системе использовать уровневую дифференциацию, при которой задания для всех дополняются индивидуальными заданиями для каждого. При этом задания для всех составляются в соответствии с Госстандартом образования, задания для каждого – с учетом индивидуальных способностей ученика, для учеников разной подготовленности – групповые задания.Основная форма обучения русскому языку и литературе в МКШ – это индивидуальная работа с учениками. Ее нужно направить на определение типа способностей учащихся, на этой основе учить и обучать умениям и навыкам учения. Учесть индивидуальные особенности учащихся при планировании ; учебного процесса по русскому языку и литературе поможет технология ;разноуровневой дифференциации, в основе которой – распределение ;заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимостиот развития учащихся, индивидуального темпа работы. При индивидуальной форме обучения наиболее эффективны в использовании различные виды самостоятельной работы, например:работа учеников с книгой, которая должна быть систематической;изучение материала блоками;работа по листам самоконтроля. Важно обучать школьников схематически представлять новую информацию. Этот навык значительно способствует повышению уровня знаний учащихся. При проведении самостоятельной работы важно соблюдать следующие требования:- дать четкую формулировку цели работы;- определить объем содержания задания и точно сформулировать его;- выделить на уроке время, необходимое и достаточное для выполнения данной работы;- после выполнения задания проверить результаты самостоятельной работы.Использование инструктивных карт по выполнению самостоятельной работы учащихся значительно повышают уровень овладения общеучебными и предметными умениями. Активизирует мыслительную деятельность школьников
обсуждение инструктивных карт с учащимися, совместное составление таковых по проблемным темам. Групповую работу целесообразнее применять при проверке (взаимопроверке) знаний.В условиях малокомплектной школы при подготовке к восприятию нового материала должна доминировать индивидуальная самостоятельная работа учащегося: работа с учебником, наблюдения за языковыми явлениями по таблице с записью результатов наблюдения, рассматривание картин с определенным заданием и т.д. Наблюдение и анализ учебного материала начинаются разъяснениями учителя, в котором указывается цели, задания и приемы его выполнения. Проверочные письменные работы целесообразно проводить в одно время в обоих классах, диктанты или изложения – раздельно.При обучении орфографии наиболее эффективны два главных метода: списывание и диктант.Так при проведении предупредительного диктанта учитель предлагает выполнить какое-то задание и «продиктовать» на это правило свои примеры; можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует данное время для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, учащиеся записывают их.В данном случае качества знаний по русскому языку и литературе можно достичь при условии, если 50% всего времени на уроке в каждом классе расписать по алгоритму как самостоятельную работу учащихся.

14.Обучение орфографии. Связь работы по правописанию с изучением грамматики и развитием речи. Роль грамматических знаний и умений для усвоения правописания. Достижение конечной цели занятий по обучению орфографии в начальных классах, а именно выработка у учащихся автоматизма грамотного письма в пределах требований элементарного курса грамматики и правописания, может быть осуществлено при условии осознания учителем ряда частных задач, эту цель составляющих, а также уяснения им всех слагаемых процесса обучения правописанию.Исходя из структуры орфографического навыка, можно выделить следующие задачи работы по этому разделу.Развитие графических навыков (письма букв, буквенных сочетаний, слогов, слов, предложений, текстов). Соответствующие упражнения должны проводиться на уроках развития речи, обучения грамоте, формирования грамматического строя речи, грамматики и правописания, в процессе развития

слухового восприятия и обучения произношению, в связи с изучением звуков, букв, их дифференциацией, различением на слух, усвоением алфавита, графических и орфографических правил. Практика выполнения самостоятельных письменных работ также имеет большое значение для решения задачи развития и закрепления графических умений.Совершенствование навыков анализа речи, ее единиц. Эта задача тоже не является спецификой только для занятий правописанием, она в известном смысле универсальна, -однако необходимо и специальное внимание к ее решению именно в связи с овладением правописанием. Имеются в виду разные формы анализа (звуковой, звуко-буквенный, слоговой, морфемный, морфологический, синтаксический, смысловой, смешанный, собственно орфографический и орфоэпический).Овладение умением опознавать, дифференцировать типы написания, конкретные орфограммы на основе знаний и умений по, грамматике, произношению, орфоэпии, графике. Чтобы овладеть критериями опознания, различения опорных, проверочных и беспроверочных написаний, слабослышащие учащиеся предварительно должны усвоить правила соотношения с произношением «готовых» орфограмм, точнее, слов с типичными буквенными и морфологическими характеристиками. Решение этой задачи предполагает проведение упражнений по орфоэпии, уточнение и совершенствование произношения, дифференциацию оппозиционных случаев произношения и написания. По мере отработки материала в плане орфоэпии (на занятиях по произношению) он переносится для работы на уроках формирования грамматического строя речи (I—V классы) и уроки грамматики и правописания (VI класс).


15.Особенности русского правописания и их использование при обучении орфографии. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах. Обучение орфографии связано с формированием орфографического навыка, который, по мнению методистов, возникает как результат сознательных, а не механических действий. Осознанность письма достигается за счет полученных грамматических знаний, которые и обеспечивают понимание того почему слово пишется так, а не иначе (см. работы С. Р. Жуйкова, А. М. Пешковского, Н. С. Рождественского).Орфографический навык представляет собой автоматизированное действие, которое вырабатывается сначала как действие сознательное, а затем подвергается автоматизации.Орфографический навык основывается на ряде других навыков и умений, таких, как навык письма букв, умение анализировать слово с фонетической точки зрения, устанавливать морфемный состав слова, определять его принадлежность к определенному грамматическому классу.Для формирования орфографического навыка необходимы не только фонетические и грамматические, но и собственно орфографические умения. При этом первые из них являются базой для становления вторых.К собственно орфографическим относятся умения: а) обнаружить орфограмму (орфографическая зоркость); б) определять ее тип, т.е. соотносить с определенным правилом; в) применять правило и писать в соответствии с ним; г) осуществлять орфографический самоконтроль.В начальных классах с учетом характерных орфограмм формируются две группы орфографических навыков:1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корня, приставки, суффиксов);2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:Развитие речевого (фонематического) слуха.Развитие орфографической зоркости.Знание орфографических правил.Знание схемы применения правила и умения производить орфографический разбор.Понимание языковых значений.Выполнение упражнений на отработку умения применить правило.Систематическая работа над ошибками.Высокий научный уровень преподавания орфографии.

16.Структура осознанно выполняемого орфографического действия.
Структура осознанно выполняемого орфографического действия состоит из следующих этапов аналитико-синтетических операций:обнаружение орфограммы;определение ее разновидности, т. е. соотнесение с определенным правилом;применение правила, т. е. выполнение предписанного им способа действия;осуществление самоконтроля.Орфографические умения создаются на базе структуры орфографического действия.Вспомните свой школьный опыт. Сравните его с рекомендациями по формированию орфографического умения, выработанными методической наукой.1. Опознать (найти, определить) орфограмму — это опознавательный этап анализа.2. Выбрать нужное правило, которое надо применить в данном случае, — это выборочный этап анализа.3. Применить выбранное правило, определив необходимые и достаточные признаки орфограммы, — это синтетический этап.Однако данный алгоритм учитывает лишь непосредственную инструкцию по изучению орфографического правила. Первым важнейшим этапом формирования любого действия в начальных классах является мотивационный этап, а заключительным — этап самопроверки (рефлексии).Мотивация предполагает организовать начало урока таким образом, чтобы у ребенка включился познавательный интерес. Следовательно, это может быть вопрос-загадка или игра, позволяющая ребенку сформулировать свой интерес как цель познания: «отгадать загадку», «решить задачу», «разыскать нужные сведения», «составить план действий». Например, учитель читает загадки, и ответы на них надо записать, а слова-ответы состоят из двух слогов и в первом безударном непонятно, какую букву следует выбрать для письма. «Мы знаем, — говорит учитель, — что ученые продумали правила грамотного письма. Давайте и мы, как ученые, попробуем найти ответ, как же правильно выбрать букву для безударного гласного».Когда цель осознана, т. е. ученик сам ее сформулировал, начинается поиск решения поставленной задачи. Где же искать ответ?Можно заглянуть в учебник, прочесть правило и действовать по правилу — такой способ изучения опирается на логический метод дедукции, когда ученики от общего положения двигаются к частному: под руководством учителя разбирают формулировку правила, привлекая примеры, а затем по правилу или «памятке», которая содержит алгоритм его применения, тренируются на специальном дидактическом материале. Этот традиционный подход эффективно работал в те далекие времена, когда школьное обучение было неторопливым и менее насыщенным, нежели в настоящее время. Теперь, в современной ситуации скоростных темпов жизни, ученик готовится к самостоятельности, которая стала характерной чертой любой профессиональной сферы. Поэтому логический метод индукции, когда ученик сам «открывает» научные премудрости и добывает нужное знание, является более продуктивным.Итак, избирая метод индукции, не заглядывая в учебник, мы актуализируем знания, которые уже есть у наших учеников, и среди них ищем ответ на поставленный проблемный вопрос. Этот этап называется ориентировочным. Так как в основе большинства орфографических правил лежат определенные языковые закономерности, то сориентироваться ученику придется в первую