Файл: 1. Научные основы методики грамматики и правописания языкознание, психология, дидактика, опыт школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении у учащихся их фактических знаний. Ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом.

38.Содержание и организация работы над пунктуационной грамотностью учащихся начальных классов. Эффективность формирования пунктуационной грамотности учащихся зависит от наличия представлений о функциях знаков препинания. Так, учащиеся практически усваивают, что точка является самым частотным знаком препинания, который используется для фиксирования конца самостоятельно организованного предложения. Она используется для выражения "нулевой" эмоциональности, если в предложении содержится сообщение (нейтральное констатирование) о каком-либо явлении или событии. Вопросительный и восклицательный знаки также относятся к группе "конечных" знаков, при этом вносят дополнительную экспрессивность и эмоциональность. Младшие школьники знакомятся и с назначением многоточия, которое используется для выражения следующих значений, связанных с эмоциональной и содержательной стороной речи: скрытый смысл, недосказанность, эмоциональное и психологическое напряжение, затрудненность и прерывистость речи. В процессе словарно-логических упражнений учащиеся усваивают функции таких знаков препинания, как занятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Запятая отличается многофункциональностью, в предложении чаще всего совмещает грамматическую и смысловую функции: употребляется для отделения простых предложений в составе сложного, однородных членов предложения, для выделения придаточных предложений, обособленных членов и т.д. В некоторых случаях этот знак препинания имеет подчеркнуто смысловую (смыслоразличительную) функцию (например, Казнить нельзя помиловать). Употребление точки с запятой в большинстве случаев определяется структурными причинами. Двоеточие выполняет разъяснительно-пояснительную функцию, чаще со значениями причинной обусловленности и раскрытия содержания. Тире используется для передачи значений противопоставления, сравнения, условия следствия.Цель обучения пунктуации — формирование представлений о назначении знаков препинания, их роли в процессе общения; формирование пунктуационной грамотности.Задачи обучения пунктуации:1) ознакомление учащихся с перечнем знаков препинания, их назначением и ролью в процессе общения;2) формирование у школьников следующих умений:а) осознанно в соответствии с коммуникативной ситуацией употреблять в устной и письменной речи разные типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;б) обнаруживать и узнавать знаки препинания в тексте, предложении, соблюдать при чтении соответствующую им интонацию;в) мотивировать
выбор знака препинания с опорой на структурный, смысловой и интонационный признаки предложения;3) подготовка учащихся к осознанию структурно-семантических и интонационных признаков сложного предложения;4) создание педагогических условий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся к изучаемым пунктуационным явлениям, их интеллектуальной и творческой активности.

39.Приёмы активизации работы по грамматике и правописанию. Методика грамматики- это раздел МПРЯ который изучает способы формирования грамматических понятий у учащихся, усвоение грамматических закономерностей, умение выполнять грамматический разбор.В методике грмматике 3 раздела:1.мет. изучения состава слова и элементов словообразования.2. методика изучения морфологии.3.методика изучения синтаксиса.Грамматика в школе имеет 2 значения:- самостоятельное з-е дает определение знаний о родном языке, его строе, закономеростях; способствует развитию логического мышления.- прикладное значение.на основе усваивается орфография, пунктуация, культура речи, вырабатываются умения и навыки в правописании.Принципы обучения грамматики:Морфолого-синтаксический соотношение частей речи и членов предложения.парадигматический сопоставление исходной и косвенной форм слова, способность словосочитаний изменяться.синтагматический рассмотрение сочитательных возможностей частей речи, правила построения словосичитаний и предложений.лексико-грамматический сопоставление лексического и грамматического значения.интенационный принцип обучения- сопоставление структуры предложения и его интонации.Грамматический разбор является видом грамматического упражнения и одним из видов лингвистического анализа. Суть- указание грамматических признаков слов, их форм, в общей характеристики-предложения, его частей,членов, и отчасти комментирование орфограмм и знаков препинания. Используется на этапах повторения и закрепления материала.Способствует быстрому распознаванию категорий и форм.

40.Проверка знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по грамматике и правописанию. Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.Проверка, как неоднократно подтверждено школьной практикой, обеспечивает учителю возможность выяснить качества знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет установить готовность учащихся к изучению нового материала, а также оценить эффективность применяемых методов и приемов обучения, внести коррективы в методику. Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит своего рода подкреплением правильности

формирующихся знаний или тормозом неверных связей, во-вторых, сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяется текущий тематический и итоговый учет знаний. В дидактической и методической литературе достаточно четко определено назначение каждого из видов учета.В обучении русскому языку устные и письменные формы контроля четко дифференцируются, хотя в начальных классах школы специально не выставляется отметка русский язык «устно» и «письменно». Отметка является общей, учитывающей знание грамматических определений, орфографических правил, умение анализировать слова, предложения и применять знания в письменной речи (в диктантах, изложениях, сочинениях и т. п.). Контроль за правильностью выполнения учащимися письменных работ должен быть систематическим. В I классе учитель проверяет все письменные (классные и домашние) работы учащихся. Во II и III классах все работы проверяются на начальном этапе изучения новой темы, в остальное время работы проверяются выборочно.Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются диктанты, изложения, сочинения, грамматические, словообразовательные, лексические и орфографические задания, контрольное списывание.Контрольные работы итогового учета проводятся один раз в четверть, т. е. в I классе в течение года проводятся три контрольных диктанта с заданиями, во II классе — четыре диктанта с заданиями и четыре изложения, в III классе наряду с изложениями могут быть проведены контрольные сочинения. Кроме того, в каждом классе в течение года проводится не менее 8—10 проверочных диктантов, около 6—8 проверочных работ с грамматическими, словообразовательными, лексическими заданиями, четыре проверочных изложения или сочинения: Диктанты: I класс(20—25; 30—40); II класс(45—50; 55—60); III класс(50-65; 80-83). Изложения: I класс (40—45); II класс(60—70); III класс(85-100).При проверке контрольных работ учитель руководствуется следующими нормами: отметка «5» ставится за диктант, в котором нет орфографических ошибок, «4» — за диктант, в котором допущено 1—2 орфографические ошибки, «3» — за диктант, в котором 3—5 орфографических ошибок, «2» — 6—8 ошибок; за работу, в которой более восьми орфографических ошибок, ставится «1».При оценке изложений и сочинений учитывается фактическая достоверность изложенного,
полнота передачи содержания, правильность построения предложений и точность употребления слов

41.Контрольные работы, методика их проведения. Контрольные диктанты даются после изучения большой орфографической темы. Цель - контроль за формированием навыков правописания. Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребёнок пишет диктант, он поставлен в условиямгновенного реагирования на услышанное. В его сознании уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.Диктант– это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст, а учащиеся записывают на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.Порядок работы:1. Сообщение цели проведения диктанта. Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте.2. Чтение всего текста учителем (медленно и выразительно. В момент чтения текста учащиеся внимательно слушают учителя, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок, часто вытекающих из непонимания пишущим того, что он записывает).3. Объяснение незнакомых слов (если такие встретились).4. Запись слов с неизученными орфограммами на доске.5. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по два раза: первый раз – для понимания смысла предложения, второй раз – под запись. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями). Все неизученные пунктограммы проговариваются учителем.6. Офтальмопауза, физкультминутка.7. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.


42.Предупреждение и исправления ошибок. Анализ ошибок учителем. Система исправления и предупреждения ошибок в речи разрабатывается на основе их классификации, выделения конкретных типов ошибок и изучения причин возникновения каждого типа. Система работы складывается из следующих элементов:а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;б) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15—20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с целью подготовки учащихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определенного типа;в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;г) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допускаемыми учениками;д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может послужить основой для предупреждения ошибок;ж) специальное обучение школьников самопроверке и самостоятельному совершенствованию («редактированию») собственного сочинения и изложения.Все эти шесть направлений в работе доступны учащимся всех трех начальных классов, особенно III и II классов.Система исправления и предупреждения речевых ошибок неотделима от всей языковой работы с учащимися, но она более целенаправленна

43.Организация работы учащихся по преодолению ошибок. В статье «Формирование орфографических навыков» А. К. Аксёнова отмечает, что важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками - объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу.Слабым звеном учащихся класса, остаётся орфографическая зоркость. Система работы над ошибками предусматривает традиционные этапы: Исправление ошибок с учётом способности учащихся к самостоятельности и уровня овладения правилом.Анализ ошибочных написаний, выделение группы типичных ошибок класса и каждого ученика в отдельности. Проведение специального урока работы над ошибками (или фрагмента урока).