Файл: 1. Научные основы методики грамматики и правописания языкознание, психология, дидактика, опыт школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
день (какой?) весенний.В словосочетании одно слово всегда главное, а другое – зависимое.Задачи изучения словосочетаний:осознание словосочетания как особой единицы языка, служащей для образования предложений;формирование орфографического навыка;развитие мышления и речи.Основной работой со словосочетаниями является работа над падежами. А это переходная ступенька к изучению предложения. На анализе словосочетания показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов; особенности согласования и управления.Умения учащихся:умение выделить словосочетание из предложения;умение правильно поставить вопрос от слова к слову;умение устанавливать зависимое и главное слова;умение определить падежное окончание;умение составлять словосочетания.Работу над словосочетаниями дети начинают практически с 1 класса.Во 2 классе дети учатся выделять из предложения его основу (подлежащее и сказуемое) и словосочетания (пары слов).При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два.К примеру,Весеннее утро в лесу. Синица звонко запела привет весне. Забарабанил о сухое дерево лесной барабанщик – дятел. Тоненьким голоском залилась пищуха.(Г. Скребицкий)Дети разбирают предложение.Синица звонко запела привет весне.Запела (что?) привет.Запела (как?) звонко.Формы и приемы работы над словосочетанием:составление из слов словосочетаний;постановка вопросов от слова к слову (играть в лото, писать сочинение);составление словосочетаний и определение рода, числа и падежа;склонение словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных (тёплый день, тёплого дня, тёплому дню и т. д.);составление глагольных словосочетаний и распознавание падежей:Рисую (чем?);Рисую (что?);Рисую (где?);составление словосочетаний с использованием глаголов и предлогов;замена в словосочетаниях слов, противоположных по смыслу (войти в школу - выйти из школы);подбор слов, близких по смыслу (громко кричать – ……)Также в начальной школе изучаются фразеологизмы как устойчивые словосочетания.Методика работы над предложением.Сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – умение, которое необходимо формировать в начальной школе.Предложение выступает той основной единицей речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имён существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений. На синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии, лексики, фонетики, орфографии.Смысл слова уточняется в составе предложения (контекст).5 направлений:формирование грамматического понятия «предложение»;изучение структуры предложения (понимание сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенные и нераспространенные предложения);формирование умения использовать в своей речи предложения разные по цели высказывания и по интонации;развивать умение точно употреблять слова в предложении;формирование умения оформлять предложения в письменной речи.В период обучения грамоте дети знакомятся с особенностями предложений: выражение мысли, интонационная завершенность, оформление.
35.Назначение и основные направления изучения синтаксиса в начальных классах. В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы).2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).Все пять указанных направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении у учащихся их фактических знаний. Ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом. Он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. Так из потребности общения возникает необходимость более совершенного владения предложением.Минимальная единица синтаксиса – синтаксическая форма слова – синтаксема. Из данных форм образуются словосочетания и предложения, которые могут соединяться в сложные предложения и образовывать максимальную синтаксическую единицу – текст.Термин «синтаксис» - раздел лингвистики, занимающийся изучением всех синтаксических единиц.Синтаксис как наука – это взаимодействие нескольких направлений лингвистической мысли, например, предложение как синтаксическая единица рассматривается с точки зрения:Теории членов предложения (предполагает деление текста на составляющие – словосочетания и слова).Теории актуального членения (рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы – текста, а так же роль предложения в конкретном тексте).Теории речевых актов (рассматривает предложение с точки зрения его коммуникативной направленности и конкретных целей высказываний).слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса как на уроках чтения, так и на уроках русского языка.Работа по формированию синтаксического понятия «предложение» проводится с обучением определенным синтаксическим умениям, для этого необходимо использовать методическую систему упражнений. Система упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения. между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку.Изучение синтаксиса должно осуществляться начиная с 1-го класса и иметь тенденцию преемственности (усложнения материала) переходя из первого класса во второй, из второго в третий и т.д.В первом классе учащиеся должны знать: речь состоит из предложений, предложений и слов. Предложение выражает законченную мысль; уметь: членить речь на предложения,
выделять основу предложения, устанавливать (устно) связь между словами в предложении, состоящем из трёх-четырёх слов. Интонационно правильно произносить повествовательные и вопросительные предложения. Правильно записывать предложения: заглавная буква в начале предложения, точка в конце его, писать слова отдельно друг от друга.Во втором классе должны знать: отличие словосочетания от предложения, особенности главных и второстепенных членов предложения; уметь: из сочетаний слов составлять словосочетания, выделять из предложения словосочетания, составлять из словосочетаний предложения; распознавать границы предложений, восклицательные и вопросительные предложения; выделять подлежащее, сказуемое; находить второстепенные члены предложения; выразительно читать и произносить предложения изученных видов.В третьем классе должны знать: предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения; уметь: производить разбор по членам предложения (по данному порядку); устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания; правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях.В четвёртом классе должны знать: предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения; уметь: производить разбор по членам предложения (по данному порядку); устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания; правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях.
36.Содержание, место в курсе и организация работы над словосочетанием. Содержание изучения словосочетания:1) формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса;2) формирование умений:— определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопросов;— выделять словосочетания в предложении;— устанавливать связи между словами в словосочетании;— различать слово и словосочетание как сложное название предмета.Методически правильная организация процесса освоения школьниками данной синтаксической единицы предполагает учет ее характерных признаков. Словосочетание как единица синтаксиса представляет собой непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности. В составе словосочетания имеется грамматически господствующее слово (главный компонент) и грамматически подчиненное слово (зависимый компонент). Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами (согласования, управления и примыкания).Отличия словосочетания от предложения:1) словосочетанию не свойственна функция сообщения, оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения;2) словосочетание не выражает суждения, ему не свойственна категория модальности (выражение отношения автора предложения к действительности или к высказыванию);3) словосочетание не имеет интонации;4) в словосочетании используется только подчинительная связь, тогда как в предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь.Данные признаки словосочетания необходимо учитывать в процессе формирования у учащихся умения различать словосочетание и предложение.Этапы работы над словосочетанием выделены Г. А. Фомичевой. Первый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела "Предложение". Второй этап связан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов предложения с второстепенными членами предложения. На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учета лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления. На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.Виды упражнений над словосочетанием методисты выделяют на раз-пых основаниях. Т. Г. Рамзаева указывает упражнения, которые направлены на осознание учащимися сущности зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Виды таких упражнений:1) распространение предложения на основе указания члена предложения, который требуется распространить;2) восстановление деформированного предложения (начинается с
основы предложения, затем с помощью вопросов выделяются словосочетания);3) деление сплошного текста на предложения (в каждом предложении выделяются главные члены и словосочетания);4) анализ предложения и составление его схемы (выделяются грамматическая основа, затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее, затем второстепенные члены, которые поясняют сказуемые, далее второстепенные члены, поясняющие другие второстепенные члены предложения)
37.Содержание, место в курсе и организация работы над предложением. Работа над предложением и формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей — одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.Лексикой родного языка учащиеся овладевают также на базе предложения. В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:1. Формирование грамматического понятия “предложение” (изучение существенных признаков данной языковой единицы).2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).Все пять указанных