ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, то навязать ему какие-то качественные доминанты она все равно не могла. Значение Рюрика для становления и развития русской цивилизации состоит не в его этнической характеристике, а в том, что при нем была создана устойчивая государственность на Руси, способствовавшая слиянию разных племен в единый этнос. При этом нужно помнить, что процесс такого слияния получил особое ускорение и завершение лишь после крещения Руси в конце Х века.
Православное мировоззрение окончательно объединило население Русской равнины в единый народ, и уже к XII веку Киевская Русь достигла культурного, языкового и ментального единства. По норманнской теории ощутимый удар нанесли исследования историка Александра Евгеньевича Преснякова, с помощью стройной системы аргументов доказавшего, что русская государственность выросла на почве общинного строя, в условиях которого жили восточные славяне в догосударственный период. Общины появились намного раньше единого государства, при этом каждая община представляла собой зачаточный элемент государственности.
Очевидно, что общины как формы организации, помогавшие восточным славянам объединяться и продвигать свое развитие в сторону единого государства, не имеют никакого отношения ни к скандинавам, ни к другим иноземцам.
3. а) Становление и развитие государственности – один из ключевых векторов русской истории. Государство на Руси как централизованная система управления общественной жизнью выполняло не только важные организующие и регулирующие функции, но во многом определяло ход и направление исторического процесса. Переход от родовых отношений к государственным не был и не мог быть одномоментным. Он проходил постепенно, отражая накопление необходимых предпосылок и прохождение вполне определенных стадий. У восточных славян к таким стадиям относилось складывание военно-политических союзов между племенами и замена родовой демократии военной демократией. Постоянное давление со стороны внешних агрессоров заставляло восточных славян создавать систему обороны, центральным звеном которой становились военные дружины во главе с князьями. Княжеская власть опиралась на вооруженную силу, которая являлась первым из обязательных атрибутов государства, ибо государство, не обладающее правом использовать силу для поддержания общественного порядка и защиты от внешних соперников, нежизнеспособно.
В I тысячелетии с его беспрестанными войнами неумение защитить себя означало для восточных славян либо гнет со стороны иноплеменников, либо полную гибель, уход из истории. Так, жестокому
угнетению со стороны авар подверглись дулебы, о чем с горечью рассказано в «Повести временных лет», а поляне, северяне, вятичи, радимичи попали в зависимость от Хазарского каганата, наложившего на них дань, нередко взимавшуюся «живым товаром», когда славянские юноши и девушки становились объектами работорговли, приносившей хазарской верхушке большие доходы. Славяне северо-востока Русской равнины испытывали притеснения со стороны германцев из Скандинавии.
Каждый племенной союз во главе с князем представлял собой, по сути дела, прообраз государства. Князья строили города, выполнявшие роль административных и торгово-ремесленных центров. К моменту появления централизованной власти на Руси насчитывалось 24 города. Уклад жизни в них тяготел к государственным формам, накапливались его отличия от жизнеустройства, господствовавшего в родовом мире. Появлялись общие для жителей того ли иного города законы – еще один важнейший атрибут государственности.
Развитию объединительного процесса у восточных славян способствовало появление двух государствообразующих центров – Новгорода и Киева. Новгород стягивал к себе интересы славян и финно-угров Северо-Восточной Руси, Киев был самым влиятельным городом на юго-западе Русской равнины. Очевидно, что первым по значимости фактором, обусловившим создание на Руси государства, являлась необходимость организовать военную защиту от внешней агрессии. Но одновременно с этим фактором действовали и другие, связанные с внутренним развитием восточного славянства. На протяжении VI–IX веков непрерывно нарастали общие интересы и в то же время усложнялись связи между родовыми общинами, племенами и племенными союзами. Жизненно важной становилась координация отношений между ними, возможная только при наличии единых этических и правовых критериев, возникла необходимость арбитража. Родовые вожди и князья, возглавлявшие племенные союзы, не могли успешно выполнять арбитражную функцию в рамках всего восточного славянства, ибо она требовала отказа от племенной психологии. Для роли нейтрального арбитра, разумно координирующего отношения между разными племенами, лучше всего подходил человек, не связанный с родовым миром. Именно эта ситуация отражена в предании о призвании Рюрика на княжение в Новгороде в 862 году для того, чтобы он и обеспечил здесь «наряд» – общий для всех закон, государственный порядок. Так, благодаря добровольной инициативе славянских и финно-угорских племен на русском северо-западе
было положено начало династии Рюриковичей, в течение нескольких столетий олицетворявшей на Руси государственную власть.
В 882 году родственник и соратник Рюрика Олег подчинил себе Киев и перенес сюда столицу из Новгорода. Север и юг Руси объединились в одно государственное целое. Поэтому 882 год – условно считается датой образования древнерусского государства.
Качественный рост восточнославянского общества отражался во всех сферах его жизнедеятельности – хозяйственной, социальной, культурной. Развитие этих сфер способствовало складыванию предпосылок перехода славян к государственному строю. Так, рост хозяйственных промыслов вел к увеличению и усложнению торгового обмена между различными славянскими и финноугорскими племенами. В этих условиях появилась необходимость утвердить единый расчетный эквивалент, общую денежную единицу. Сначала для расчетов использовались византийские и арабские деньги, затем появились гривны – рубленые серебряные слитки. Реально обеспечить расчетную устойчивость гривен могла только централизованная государственная власть.
Немалое воздействие на процесс образования государства на Руси оказал и внешнеэкономический фактор. Через Русскую равнину пролегал важный международный торговый транзит, носивший название «путь из варяг в греки». Он связывал Византию со Скандинавией и шел от Черного моря через реки Днепр, Ловать, Волхов, озера Ильмень и Ладожское до Балтийского моря. Охрана этого торгового пути затрагивала интересы не только русичей, но и всех участников международной торговли – византийцев, скандинавов, хазар, арабов, западных европейцев, поэтому все они проявляли заинтересованность в строительстве и укреплении на всем протяжении этого пути городов, выполнявших функции крепостей и торговых факторий, игравших важную роль в поддержании всей транзитной инфраструктуры. Однако полностью обеспечить ее стабильность могла лишь государственная власть. Эту мысль стремились донести до русичей византийцы, представлявшие самое мощное государство того времени. «Путь из варяг в греки» имел для Руси не только экономическое, но и большое культурное значение, предоставляя ей возможность вступать в контакты с разными народами, знакомясь с их опытом исторического творчества, в том числе и в деле государственного строительства.
Условия для перехода от родового строя к государственной организации определялись, помимо прочего, усложнением социальных отношений внутри восточнославянского общества. Это усложнение происходило на основе усиления специализации, т. е. выделения из племенной массы людей, специализирующихся в одной, вполне определенной сфере деятельности, будь то управление, военное дело, ремесло, земледелие и т. п..
Процессы, происходившие в сфере общественного сознания у восточных славян, отражали не одну, а несколько тенденций. Социальное усложнение восточнославянского общества сочеталось с процессом этнической консолидации восточных славян и тесно связанных с ними неславянских племен.
Государственное строительство на Руси подчинялось требованиям логики и целесообразности. Рядовое население Руси было заинтересовано в повышении степени общественной безопасности, стабильности, предсказуемости. В дело вступал такой фактор, как государственный инстинкт народа.
Древнерусское государство изначально имело специфические особенности. Обширная территория, контролируемая им, определяла целый комплекс задач, решение которых было более сложным, чем на небольших пространствах. Такие задачи, как охрана протяженных границ, развитие связи и транспортной инфраструктуры, поддержание внутреннего порядка, могли успешно решаться только в условиях повышенной централизации власти. В то же время в условиях огромных пространств государственный аппарат не имел нужды и реальной возможности влиять на все стороны общественной жизни, поэтому административное управление свободно сочеталось с демократическими элементами в принятии решений.
Такие формы самоуправленческой демократии, как община в сельской местности и вечевые собрания в городах, во многом определяли особенности древнерусской государственности. Община и вече решали все вопросы, касавшиеся местной жизни, выполняли посредническую функцию между рядовым населением и княжеской администрацией, защищая людей от возможного произвола центральных властей и в то же время помогая князю в организации налогового сбора, поддержании безопасности в стране.
Первоначальная структура государственного аппарата, во главе которого стоял великий князь, была относительно простой. Ее ядром являлась княжеская дружина, олицетворявшая собой исполнительную власть. Дружина выполняла оборонительную функцию, поддерживала внутренний порядок в стране, занималась налоговым сбором, реализовывала судебные решения. Дружина делилась на две части: старшую, меньшую по численности, и младшую. Младшие дружинники
, именовавшиеся отроками, находились на нижних ступенях служебной иерархии, выполняя приказы князя и старших дружинников. Старшие, т. е. наиболее опытные, дружинники составляли круг приближенных к князю советников, называвшихся боярами. Из их среды формировался аппарат великокняжеского управления: воеводы, тысяцкие, наместники, сборщики штрафов (вирники) и дани (данники), судьи и другие. Бояре получали за службу денежное или натуральное вознаграждение. С XI века стала распространяться практика раздачи им земель (вотчины), обладание которыми тогда было обусловлено государственной службой. Отказ от обязательств перед великим князем автоматически лишал бояр их земельных владений.
Специфику политической ситуации Древней Руси составлял принцип родового старейшинства, когда князья Рюриковичи рассматривали Русь как коллективную родовую собственность всего рода. Правовое сознание Древней Руси представлял Закон Русский, бытовавший в устной форме и представлявший собой нормы племенных устоев.
б) Социальная структура древнерусского общества формировалась под значительным воздействием государства. Сословия складывались как общности людей, имевших во многом одинаковые интересы. Различия между сословиями определялись не только родом занятий, но и их правами и обязанностями в отношениях с государством. Вся Русская земля считалась владением великого князя. Племенные князья подчинялись ему, должны были выплачивать дань в казну и присылать воинов в великокняжескую дружину.
Подавляющее большинство русского населения составляли смерды – свободные земледельцы, обрабатывавшие землю и занимавшиеся различными промыслами на общинной основе. Община являлась устойчивой формой самоуправленческой демократии. Она решала вопросы, касающиеся разделения земли и пользования ею, а также распределения налоговой нагрузки. Действуя на принципах круговой солидарности, община выполняла роль своеобразного амортизатора в отношениях между государственной властью и рядовыми смердами.
Продолжением и развитием традиционной сельской общины стали городские вечевые собрания, в которых принимали участие все свободные взрослые горожане (люди). На вече обсуждались насущные вопросы не только собственно городской, но и общерусской политической и экономической жизни. В городах селились купцы и ремесленники.
В Древней Руси насчитывалось свыше полусотни ремесленных специальностей. В IX–X веках металлурги, кузнецы, оружейники, столяры, плотники, гончары, камнетесы, ювелиры, стекольщики, ткачи, кожевники работали преимущественно по заказам. При этом постепенно развивался и набирал силу рынок свободного сбыта, чему содействовало развитие ремесленных технологий – появление токарных и ткацких станков, овладение новыми приемами металлообработки и т. п. Расширению ремесленного производства заметно способствовало также укрепление купеческих корпораций. Ремесленники часто выполняли те или иные работы в пользу великокняжеской власти. Помимо этого, они, как и купцы, выплачивали налоги в казну.
Православное мировоззрение окончательно объединило население Русской равнины в единый народ, и уже к XII веку Киевская Русь достигла культурного, языкового и ментального единства. По норманнской теории ощутимый удар нанесли исследования историка Александра Евгеньевича Преснякова, с помощью стройной системы аргументов доказавшего, что русская государственность выросла на почве общинного строя, в условиях которого жили восточные славяне в догосударственный период. Общины появились намного раньше единого государства, при этом каждая община представляла собой зачаточный элемент государственности.
Очевидно, что общины как формы организации, помогавшие восточным славянам объединяться и продвигать свое развитие в сторону единого государства, не имеют никакого отношения ни к скандинавам, ни к другим иноземцам.
3. а) Становление и развитие государственности – один из ключевых векторов русской истории. Государство на Руси как централизованная система управления общественной жизнью выполняло не только важные организующие и регулирующие функции, но во многом определяло ход и направление исторического процесса. Переход от родовых отношений к государственным не был и не мог быть одномоментным. Он проходил постепенно, отражая накопление необходимых предпосылок и прохождение вполне определенных стадий. У восточных славян к таким стадиям относилось складывание военно-политических союзов между племенами и замена родовой демократии военной демократией. Постоянное давление со стороны внешних агрессоров заставляло восточных славян создавать систему обороны, центральным звеном которой становились военные дружины во главе с князьями. Княжеская власть опиралась на вооруженную силу, которая являлась первым из обязательных атрибутов государства, ибо государство, не обладающее правом использовать силу для поддержания общественного порядка и защиты от внешних соперников, нежизнеспособно.
В I тысячелетии с его беспрестанными войнами неумение защитить себя означало для восточных славян либо гнет со стороны иноплеменников, либо полную гибель, уход из истории. Так, жестокому
угнетению со стороны авар подверглись дулебы, о чем с горечью рассказано в «Повести временных лет», а поляне, северяне, вятичи, радимичи попали в зависимость от Хазарского каганата, наложившего на них дань, нередко взимавшуюся «живым товаром», когда славянские юноши и девушки становились объектами работорговли, приносившей хазарской верхушке большие доходы. Славяне северо-востока Русской равнины испытывали притеснения со стороны германцев из Скандинавии.
Каждый племенной союз во главе с князем представлял собой, по сути дела, прообраз государства. Князья строили города, выполнявшие роль административных и торгово-ремесленных центров. К моменту появления централизованной власти на Руси насчитывалось 24 города. Уклад жизни в них тяготел к государственным формам, накапливались его отличия от жизнеустройства, господствовавшего в родовом мире. Появлялись общие для жителей того ли иного города законы – еще один важнейший атрибут государственности.
Развитию объединительного процесса у восточных славян способствовало появление двух государствообразующих центров – Новгорода и Киева. Новгород стягивал к себе интересы славян и финно-угров Северо-Восточной Руси, Киев был самым влиятельным городом на юго-западе Русской равнины. Очевидно, что первым по значимости фактором, обусловившим создание на Руси государства, являлась необходимость организовать военную защиту от внешней агрессии. Но одновременно с этим фактором действовали и другие, связанные с внутренним развитием восточного славянства. На протяжении VI–IX веков непрерывно нарастали общие интересы и в то же время усложнялись связи между родовыми общинами, племенами и племенными союзами. Жизненно важной становилась координация отношений между ними, возможная только при наличии единых этических и правовых критериев, возникла необходимость арбитража. Родовые вожди и князья, возглавлявшие племенные союзы, не могли успешно выполнять арбитражную функцию в рамках всего восточного славянства, ибо она требовала отказа от племенной психологии. Для роли нейтрального арбитра, разумно координирующего отношения между разными племенами, лучше всего подходил человек, не связанный с родовым миром. Именно эта ситуация отражена в предании о призвании Рюрика на княжение в Новгороде в 862 году для того, чтобы он и обеспечил здесь «наряд» – общий для всех закон, государственный порядок. Так, благодаря добровольной инициативе славянских и финно-угорских племен на русском северо-западе
было положено начало династии Рюриковичей, в течение нескольких столетий олицетворявшей на Руси государственную власть.
В 882 году родственник и соратник Рюрика Олег подчинил себе Киев и перенес сюда столицу из Новгорода. Север и юг Руси объединились в одно государственное целое. Поэтому 882 год – условно считается датой образования древнерусского государства.
Качественный рост восточнославянского общества отражался во всех сферах его жизнедеятельности – хозяйственной, социальной, культурной. Развитие этих сфер способствовало складыванию предпосылок перехода славян к государственному строю. Так, рост хозяйственных промыслов вел к увеличению и усложнению торгового обмена между различными славянскими и финноугорскими племенами. В этих условиях появилась необходимость утвердить единый расчетный эквивалент, общую денежную единицу. Сначала для расчетов использовались византийские и арабские деньги, затем появились гривны – рубленые серебряные слитки. Реально обеспечить расчетную устойчивость гривен могла только централизованная государственная власть.
Немалое воздействие на процесс образования государства на Руси оказал и внешнеэкономический фактор. Через Русскую равнину пролегал важный международный торговый транзит, носивший название «путь из варяг в греки». Он связывал Византию со Скандинавией и шел от Черного моря через реки Днепр, Ловать, Волхов, озера Ильмень и Ладожское до Балтийского моря. Охрана этого торгового пути затрагивала интересы не только русичей, но и всех участников международной торговли – византийцев, скандинавов, хазар, арабов, западных европейцев, поэтому все они проявляли заинтересованность в строительстве и укреплении на всем протяжении этого пути городов, выполнявших функции крепостей и торговых факторий, игравших важную роль в поддержании всей транзитной инфраструктуры. Однако полностью обеспечить ее стабильность могла лишь государственная власть. Эту мысль стремились донести до русичей византийцы, представлявшие самое мощное государство того времени. «Путь из варяг в греки» имел для Руси не только экономическое, но и большое культурное значение, предоставляя ей возможность вступать в контакты с разными народами, знакомясь с их опытом исторического творчества, в том числе и в деле государственного строительства.
Условия для перехода от родового строя к государственной организации определялись, помимо прочего, усложнением социальных отношений внутри восточнославянского общества. Это усложнение происходило на основе усиления специализации, т. е. выделения из племенной массы людей, специализирующихся в одной, вполне определенной сфере деятельности, будь то управление, военное дело, ремесло, земледелие и т. п..
Процессы, происходившие в сфере общественного сознания у восточных славян, отражали не одну, а несколько тенденций. Социальное усложнение восточнославянского общества сочеталось с процессом этнической консолидации восточных славян и тесно связанных с ними неславянских племен.
Государственное строительство на Руси подчинялось требованиям логики и целесообразности. Рядовое население Руси было заинтересовано в повышении степени общественной безопасности, стабильности, предсказуемости. В дело вступал такой фактор, как государственный инстинкт народа.
Древнерусское государство изначально имело специфические особенности. Обширная территория, контролируемая им, определяла целый комплекс задач, решение которых было более сложным, чем на небольших пространствах. Такие задачи, как охрана протяженных границ, развитие связи и транспортной инфраструктуры, поддержание внутреннего порядка, могли успешно решаться только в условиях повышенной централизации власти. В то же время в условиях огромных пространств государственный аппарат не имел нужды и реальной возможности влиять на все стороны общественной жизни, поэтому административное управление свободно сочеталось с демократическими элементами в принятии решений.
Такие формы самоуправленческой демократии, как община в сельской местности и вечевые собрания в городах, во многом определяли особенности древнерусской государственности. Община и вече решали все вопросы, касавшиеся местной жизни, выполняли посредническую функцию между рядовым населением и княжеской администрацией, защищая людей от возможного произвола центральных властей и в то же время помогая князю в организации налогового сбора, поддержании безопасности в стране.
Первоначальная структура государственного аппарата, во главе которого стоял великий князь, была относительно простой. Ее ядром являлась княжеская дружина, олицетворявшая собой исполнительную власть. Дружина выполняла оборонительную функцию, поддерживала внутренний порядок в стране, занималась налоговым сбором, реализовывала судебные решения. Дружина делилась на две части: старшую, меньшую по численности, и младшую. Младшие дружинники
, именовавшиеся отроками, находились на нижних ступенях служебной иерархии, выполняя приказы князя и старших дружинников. Старшие, т. е. наиболее опытные, дружинники составляли круг приближенных к князю советников, называвшихся боярами. Из их среды формировался аппарат великокняжеского управления: воеводы, тысяцкие, наместники, сборщики штрафов (вирники) и дани (данники), судьи и другие. Бояре получали за службу денежное или натуральное вознаграждение. С XI века стала распространяться практика раздачи им земель (вотчины), обладание которыми тогда было обусловлено государственной службой. Отказ от обязательств перед великим князем автоматически лишал бояр их земельных владений.
Специфику политической ситуации Древней Руси составлял принцип родового старейшинства, когда князья Рюриковичи рассматривали Русь как коллективную родовую собственность всего рода. Правовое сознание Древней Руси представлял Закон Русский, бытовавший в устной форме и представлявший собой нормы племенных устоев.
б) Социальная структура древнерусского общества формировалась под значительным воздействием государства. Сословия складывались как общности людей, имевших во многом одинаковые интересы. Различия между сословиями определялись не только родом занятий, но и их правами и обязанностями в отношениях с государством. Вся Русская земля считалась владением великого князя. Племенные князья подчинялись ему, должны были выплачивать дань в казну и присылать воинов в великокняжескую дружину.
Подавляющее большинство русского населения составляли смерды – свободные земледельцы, обрабатывавшие землю и занимавшиеся различными промыслами на общинной основе. Община являлась устойчивой формой самоуправленческой демократии. Она решала вопросы, касающиеся разделения земли и пользования ею, а также распределения налоговой нагрузки. Действуя на принципах круговой солидарности, община выполняла роль своеобразного амортизатора в отношениях между государственной властью и рядовыми смердами.
Продолжением и развитием традиционной сельской общины стали городские вечевые собрания, в которых принимали участие все свободные взрослые горожане (люди). На вече обсуждались насущные вопросы не только собственно городской, но и общерусской политической и экономической жизни. В городах селились купцы и ремесленники.
В Древней Руси насчитывалось свыше полусотни ремесленных специальностей. В IX–X веках металлурги, кузнецы, оружейники, столяры, плотники, гончары, камнетесы, ювелиры, стекольщики, ткачи, кожевники работали преимущественно по заказам. При этом постепенно развивался и набирал силу рынок свободного сбыта, чему содействовало развитие ремесленных технологий – появление токарных и ткацких станков, овладение новыми приемами металлообработки и т. п. Расширению ремесленного производства заметно способствовало также укрепление купеческих корпораций. Ремесленники часто выполняли те или иные работы в пользу великокняжеской власти. Помимо этого, они, как и купцы, выплачивали налоги в казну.