Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§3. Законодательство.
«Законодательство – вид исторического источника, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью»39.
В период правления Екатерины было издано 5798 законодательных актов. Пик законотворчества приходиться на первые годы царствования – 1762 – 1767 гг. – в среднем 22 законодательных акта в месяц. Секуляризация церковных земель, одна из важнейших реформ, готовилась одновременно с реформой Сената. Согласно реформе все монастырские вотчины перешли в ведение Коллегии экономии. Епархии были разделены на три класса, в зависимости от количество в них монахов и монастырских слуг. В Манифесте 26 февраля 1764 года объяснялись причины неизбежности секуляризации как следствие политики развития светского государства. Секуляризация церковной собственности при ЕкатеринеII является последним, завершающим этапом в борьбе между светской и духовной властью, начавшиеся в серединеXVII века. Наиболее значительные преобразования были осуществлены позже, после 1774 годаесли первоначально важнейшие законодательные акты готовились под контролем императрицы ее ближайшим окружением, то потом она становиться автором крупнейших законов.В качестве первого примера возьмем Жалованную грамоту дворянству 1785 года. Подробное изучение грамоты выявляет, что Екатерина утвердила существующие привилегии, а не даровала новые и что условием пользования этими привилегиями все еще было успешное выполнение служебных обязанностей. В то время как статьи 37-40 предусматривали учреждение сословного самоуправления на уровнях губернии и уезда, статья 65 прямо лишала дворян, которые не служили или служили недостаточно, права голосовать или занимать должности. Пока единственным путем обретения дворянского статуса была Табель о рангах, о чем говорилось в статьях 367-368 «Наказа». Таким образом, дворянству фактически предоставлялся выбор между государственной службой или хозяйствованием в деревне. Самодержавие еще не решалось предоставить дворянству самостоятельности; поэтому статьи 38, 39, 41, 43, 44 и 46 требовали, чтобы собрания дворянства тщательно контролировались, и все результаты выборов и решения ратифицировались губернатором или генерал – губернатором. Генерал – губернатор непосредственно отвечал перед монархом. Свобода от государственной службы, согласно статье 20, была условной, ибо «во всякое таковое российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от
самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной»40. Дитрих Гайер сделал вывод, что грамота не была призвана создать отдельную от общества привилегированную касту, а должна была привлечь дворянство на государственную службу.
Историков всегда интересовали воспоминания «простых» людей как бесценные свидетельства и минувшем, которые дополняют общую картину исторического процесса. После великих потрясений середины – второй полвины XX века стало очевидно, что изучение прошлого только в рамках так называемого метанарратива, то есть рассказа о важнейших событиях и явлениях политической и социальной истории, и ее главных действующих лицах, не дает ответов на существующие вопросы, которые люди задают прошлому, пытаясь понять настоящее. Все больше внимание историки стали уделять изучению жизни именно «простых» людей, причем не обезличенных масс – вообще крестьян или вообще рабочих, а конкретного человека с именем и фамилией. В исторической науке появились такие новые направления, как история частной жизни, история семье, история повседневности.
«Записки» мелкопоместного украинского шляхтича Григория Степановича Винского содержит подлинные свидетельства человека, пережившего заточение в Петропавловской крепости, и повествует о том, как происходили аресты, следствия и судебные наказания в екатерининскую эпоху. Винский связывает появление в России истинного образования и науки главным образом с распространением идей французских просветителей, но это не точно, так как система образования екатерининской эпохи формируется на основе образования германского и австрийского образца. Тема образования и воспитания, столкновения знания и невежества становиться главной темой. Характеризуя значение Жалованных грамот дворянству и городам, автор называет их «важнейшим и точно полезным пожалованием», поскольку главным видит в них «даруемую свободу устроить свое счастие»41, то есть иметь выбор в конструировании своей жизни и судьбы. Однако, считает он, воспользоваться этой свободой можно было при условии, «ежели бы мы умели читать и понимать». Но массу провинциального дворянства составляла «благородная чернь», вследствие чего дворянские собрания так и не научились «ценить общественную пользу». Характер и эффективность дворянских собраний зависели от состава дворянства в разных губерниях, который был весьма неоднороден. Мемуарист отмечает, что новая система судопроизводства далека от совершенства и что ее функционирование зависит от конкретных исполнителей монаршей воли, их подготовки нравственности. Еще одна тема, которую поднимает Винский – это тема крепостничества. Автор отмечает, что крепостничество имело развращающие воздействие на обе стороны – и на помещиков, и на самых крепостных, стремившиеся обмануть, обворовать своих хозяев. В целом воспоминания Г.С. Винского содержат множество интересных фактов быта нравов последней четверти XVIII века.
Мною рассмотрены далеко не все источники по правлению Екатерины II. В основном рассмотрены те источники, откуда был взят материал для текстов для практикума.
Глава 4. Анализ учебно-методической литературы и
обоснование подбора текстов.
Для того, чтобы отобрать тексты для практикума по истории России, я решила проанализировать учебно-методическую литературу. В будущий практикум надо включить задания, отличающихся по содержанию, от предыдущих сборников документов, практикумов, книг для чтения.В советское время для учителей была создана методическое пособие автором является Лейбенгруб П.С., под редакцией М.В. Нечкиной. Авторы рекомендовали при изучении истории России во второй половине XVIII века «обратить внимание на развитие капиталистических мануфактур, расслоение крестьянства, рост торговли, показать, что в России так же, как и в других странах, феодально-крепостническое хозяйство изжевало себя, а в недрах складывались новые прогрессивные экономические отношения – капиталистические»42. В методике проведения уроков нет рекомендаций как рассматривать внутреннюю политику Екатерины II, ее имя было связано с усилением крепостного права. В 1976 году была издана книга для чтения, автором, которого является В.Ф. Антонов. В сборнике представлена переписка Екатерины с Вольтером. В приведённых текстах Екатерина представала женщиной, которая «красивыми жестами она умело создавала себе авторитет благодетельницы. 1767 год был отмечен, с одной стороны одним из варварских законов - запрещением крестьянам жаловаться на господ под страхом отправления на каторжные работы, с другой – объявила о созыве Комиссии для составления новых законов»43.В тексте «Наказ» представлен, как пересказ работ французских просветителей. Законы, которые Екатерина создавала во время своего правления были написаны под руководством Вольтера. Практически в советской школе не верно сформировано представление о внутренней политике императрицы.
В современной методической литературе существуют «Конспекты уроков для учителя» автора Набатовой О.Г. для 7 класса. В «Конспектах» представлены документы разного характера: юридически-правовые; личная переписка, мемуары и т.д. Материалы, представленные в конспектах можно использовать в проведении лабораторно-практических занятий, индивидуального изучения. Но сложность представленных документов не дает возможности полностью, без вмешательства учителя, самостоятельно изучать исторические факты. Семиклассники не владеют умением самостоятельного анализа источников.
Учебный материал построен так, что каждый урок новая тема, а работа с документами требует осмысления материала. Основываясь на опыте, я эти документы использовала на уроках в 10-х классах. В конспектах недостаточно полно представлены вопросы финансовой политики Екатерины II, не освещены вопросы национальной и религиозной политики в российской империи. Существует хрестоматия по истории России под редакцией А.С. Орлова, где представлены нормативно – правовые документы, но нет заданий и комментарий к этим документам. Хрестоматия рекомендована для абитуриентов, поступающих на исторические факультеты.
Необходимым условием для внедрения в школы учебника, авторский коллектив представляет для учителя методические рекомендации по ведению уроков. Поурочные рекомендации к учебнику А.А. Левандовского. В методике преподавания должен быть использован проблемно – хронологический подход, проблемы рассматривать в двух аспектах: научно-практическом и методическом. Внутреннюю политикуЕкатерины II рекомендовано рассматривать в сравнении Петра I. Выделить особенности «просвещенного абсолютизма».Поурочные планы по учебнику В.И. Буганова, П.Н. Зырянова, А.Н. Сахарова составлены схематично, материал представлен в виде опорного конспекта, учителю придется самому собирать материал для изложения содержания на уроке.В поурочных методических рекомендациях по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова автор не представил дополнительный материал для более подробного изучения истории. Пользоваться такими рекомендациями не возможно. Для учителей истории вышла книга для учителя по истории России. В ней представлены документы личного характера: переписка ЕкатериныII с королем Фридрихом II, с С.А. Понятовским, с А. Орловым; заметки Екатерины II. Приводятся избранные статьи «Наказа»; даются мнения историков о внутренней политики императрицы. Но нет заданий к документам. Ни в одном пособии для учителя не представлены вопросы национальной, религиозной и финансовой политики. Не дается анализ состояния российской империи в 60-е гг. XVIII, не сформулированы цели и задачи правления Екатерины II.
Для старшеклассников нет практикумов, как в обществознании, нет книг для чтения для учащихся. Создание такого рода учебной литературы необходимо. В практикуме должен быть использован проблемный и историко-антропологический подход.Именно изучение истории через личность исторического деятеля прививает интерес и уважение к истории, эмоционально украшает историю. Воспитание гражданской позиции возможно на примере жизни и судьбы ярких личностей. В практикуме должны быть документы, раскрывающие характер исторических деятелей. Особое место должно быть отведено вопросам развития культуры, показать многообразие и взаимодействие культур народов, вошедших в состав России в период правления ЕкатериныII.В представленный документах должна быть отражена история Российского государства и населяющих его народов, история регионов и локальная история во второй половине XVIII века. Важнейшая мировоззренческая задача заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В представленных документах надо синхронизировать процессы, происходящие в истории России и всеобщей истории во второй половине XVIII века. В представленных документах для практикума отразить вопросы внутренней политики во всех сферах жизни общества, раскрыть вопросы взаимоотношений власти и общества, раскрыть роль государства в развитии науки, образования, духовной и художественной культуры. Особое место занимает вопрос взаимоотношения государства и церкви.Подобранные документы в практикум должны способствовать формирования исторической грамотности, активизировать самостоятельную познавательную деятельность, должны дать возможность расширить опыт анализа явлений прошлого. Старшеклассники изучая комплексы исторических документов и монографических текстов, учатся сопоставлять, анализировать рассмотренную информацию.
Подбор документов для практикума предлагается составить по принципуосвещения проблем в период правления Екатерины Великой. Вопросы составляются не к каждому документу, а к нескольким документам, которые дадут возможность рассмотреть проблему с разных сторон. Документы группируются по темам, к каждой теме ставятся вопросы. Вопросы могут быть разного плана.Информационные вопросы – ориентированные на знания, содержание документа. Организационные – ориентированные на умение структурировать информацию: к какому типу документ относиться, история появления документа. Оценочные вопросы направлены на понимание информации, выявление собственного отношения к документу. Проблемные задания ориентированы на размышление и осмысление проблемы. Задания на сравнение дают возможность сопоставить документ с другими документами, выявить сходство и различие.Такая структура практикума даст возможность использовать на уроках индивидуальную, групповую работу. Проводить проблемные семинары, организовывать диспуты.
Методические приемы работы с текстом. В современной дидактике существует множество технологий работы с текстом. Технология критического мышления требует внимательного чтения текста. Можно предложить учащимся при работе с текстом использовать разные условные обозначения: + - знаю, нет ничего нового; ? – не понятно требует пояснения; ! – интересно, надо запомнить и т.д. Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.При использовании этой технологии можно применить разные методы работы с текстом, например, анализ текста и трансформация его в таблицу или в схему; конспектирование предполагает краткое изложение содержания текста; составление плана текста. Работая с текстом, учащимся можно предложить составить план, составить художественные ассоциации по тексту. Работая с текстами документов учащиеся научаться выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, будут способствовать исторической грамотности.Практикум должен быть предназначен для преподавания в профильных классах и для учащихся, интересующихся историей, поэтому он не должен дублировать учебник. Структура практикума: задания сформулированы в перед текстом, чтобы учащиеся могли быть читать мотивированно и вдумчиво, понимая, что им нужно в тексте выделить; все тексты разбиты по темам, которые отражают основные вопросы изучения на основе программы по истории.