Файл: Внутренняя политика Екатерины ii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключение.

Проведенное исследование учебной и методической литературы позволило сделать следующие выводы:

  • нет универсального учебника, который смог раскрыть все аспекты исторического процесса второй половины XVIII века. Авторы не раскрывают особенности развития территорий, вошедших в состав империи в период правления Екатерины II, не нашли отражение особенности развития народов, их религиозных различий, не отражены особенности общественной жизни.Создать универсальный учебник не возможно. Существуют санитарные нормы к учебному изданию, который учитывает формат учебника, вес, обложку, бумагу, шрифты, краску, длину строки, расположение текста на странице. Сегодня стоит вопрос о создании электронного учебника. Но многие учителя предпочитают работать с бумажными носителями, считая, что использование электронных носителей плохо отразиться на органы зрения, опорно-двигательную систему и сердечно-сосудистую систему. От сюда следует, что необходимо продумать различные методические комплекты к учебнику, например, практикумы для учащихся; книги для чтения для учителя и учащихся;

  • существующая методическая литература, поурочные разработки для учителя в большей степени представляют из себя перечень вопросов или проблем, которые надо рассмотреть на уроке. Достаточно неполно расписаны методические приемы в преподавании тех или иных вопросов. Поурочные рекомендации могут использовать опытные учителя, владеющие содержанием нескольких учебников, четко представляющих взаимосвязь исторических процессов, изложенных часто в противоречивой форме. «Молодым» специалистам, выпускникам Вузов использовать эти пособия очень трудно. Предложенные задания для практикума дадут возможность пополнить свои знания по истории, организовать учебных процесс так, чтобы в старшей школе учащиеся больше времени уделяли самостоятельному изучению учебного материала;

  • в современной педагогической литературе нет практикума для учащихся средней школы. Практикум должен решать следующие задачи: прививать базовые ценности гражданского общества, способствовать формированию компетенций: общекультурных, ученик должен обладать знаниями особенностей культуры разных народов, входящих в состав России и опытом самостоятельной учебной деятельности. Информационная компетенция – формирование умения работать в группах, владение различными социальными ролями, умение вести дискуссию. Учебно-познавательная компетенция – знание и умения анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать информацию, добывать знания различными способами, формирование умения отличать факт от мнения.

  • Анализ историографии позволяет сделать выводы, что среди специалистов нет единственной точки зрения по вопросу о роли Екатерины в российской истории. Одни считают, что её политика была направлена на укрепление крепостного права, усилила влияние дворянства и не даром её эпоху называют «Золотым веком дворянства». Другие историки считают, что «Екатерина не усилила власть дворян над крепостными и не превращала большие массы государственных крестьян в помещичьих. Она не освободила крестьян и даже не пыталась законно урегулировать отношения между крестьянами: её положение на троне было недостаточно прочным, чтобы позволить её провести в жизнь меру, против которой ополчились бы вся русская политическая элита, дворянство, городское население»44;


Анализ источников дал возможность по – новому посмотреть на Екатерину II, не только как на государственного деятеля, но и как на женщину, по воле случая ставшая во главе огромного государства. Знакомясь с ее личными дневниками, записками, перепиской можно сделать вывод, что это была умная, волевая и честолюбивая личность, но обладающая и слабостями, которая в жизни искала поддержки у сильной половины человечества, не найдя её, она была одинокой и непонятой. С этой точки зрения мне было очень интересно изучать источники. Изучение источников с этой позиции мне поможет формированию у учащихся уважения к исторической личности, даст возможность показать поведение и устремления человека в конкретных событиях. Изучение источников дал возможность отобрать необходимые документы к практикуму. Подбор документов осуществлялся по принципу:

  • содержание документов не дублирует текст учебников;

  • тексты не встречаются в методической литературе, изданной в разные годы;

  • на уроке, работая с источниками, учащиеся могут сформировать умение самостоятельного анализа, сопоставления и обобщения исторического материала;

  • источники должны вызвать интерес к изучаемому периоду истории.

В своей работе я предлагаю тексты и задания, которые будут способствовать формированию основных педагогических компетенций.

Список используемых источников и литературы.

Источники:

  1. Автобиографические заметки Екатерины // Сочинения императрицы Екатерины II на основании подлинных рукописей с объяснительными примечаниями ; СПб. : изд. А.П. Пыпин, 1901 – 1907. Т. 12

  2. Дашкова Е.Р. Записки / Екатерина Романовна Дашкова. - М. : Азбука, 2011. – 252 с.

  3. Потемкин Г.А. Екатерина Вторая и Г. А. Потемкин. Личная переписка. 1769 – 1791 гг. / Г.А. Потемкин. М. : из-во «Оникс» 2011. – 656 с.

  4. Екатерина II. О величии России. Из «Особой тетради» великой императрицы / Екатерина II. – М. : Эксимо, 2012. – 480 с. : ил.

  5. Екатерина II. Фасад и задворки империи / Г.С. Винский. Д.Б. Мертваго. Екатерина II. – М.: Фонд Сергея Дубова, 2007. – 416 с. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII – XX вв.)

  6. Записки императрицы Екатерины Второй / Екатерина Вторая. – М. : «Орбита», 1989. – 743 [4] с.

  7. Российское законодательство X – XX веков. В 9 томах /под ред. О.И. Чистякова. М. : «Юридическая литература», 1987. – 5 т.

  8. Русский быт в воспоминаниях современников. XVIIIвек. – М. : АСТ:Астрель, 2012. – 703, [1]с.

  9. Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 592 с.

  10. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2013. – 480 с.


Исследования:

  1. Анисимов Е.В. Императрица Екатерина Великая / Е.В. Анисимов. - СПб. : Арка, 2007. – 658 с.

  2. Анисимов Е.В. Толпа героев XVIII века / Евгений Викторович Анисимов. – М. : Астрель, 2013. – 668с. : ил.

  3. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй / А.Г. Брикнер. СПб. : Типография А.С. Суворина, 1885. – 258 с.

  4. Булыгин И.А. Положение крестьян и товарное производство в России: вторая половина XVIII века / И.А. Булыгин. М. : Наука. 1967. - 212 с.

  5. Елисеева О.И. Екатерина Великая / Ольга Елисеева. – 2-е изд. – М. : Молодая гвардия, 2013. – 635[5] с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер биогр.; вып 1429).

  6. Екатерина II без ретуши : [антология] / [сост., предисл. А. Федеевой]. - СПб. : Амфора . ТИД Амфора, 2009. – 314 с. – (Серия «400-летие дома Романовых»).

  7. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М. : РГГУ, 2004. - 701 с.

  8. Каменский А.Б. От ПетраI до ПавлаI: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа) / М. : РГГУ, 2001. - 575 с.

  9. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой / А.Б. Каменский, - М. : Знание, 1997. – 288 с. : ил.

  10. Каменский А.Б. Россия в XVIII веке / Александр Каменский. – М. : АСТ: Астрель, 2006. – 190 с. – (Cogito, ergosum: «Университетская библиотека»).

  11. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. – М.: Мысль, 1993. – 415 с.

  12. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Александрова. – М. : Правда, 1991. – 624 с.

  13. Коломиец А.Г. Финансовые реформы русских царей. 2-е изд., дополненное / Коломиец А.Г. – М. : Вопросы экономики, 2012. – 527 с.

  14. Коршунова Н.В. Финансовые реформы в России в последней трети XVIII в. / Н.В. Коршунова // Российский научный журнал. – 2010. - №3 (16) – С. 32-36

  15. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики Екатерины II. СПб. : Издательство Типография М.М. Стасюлевича, 1898. – 68 с.

  16. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. – М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013. – 602 с. (Технология истории).

  17. Путь к трону. История дворцового переворота 28 июля 1762 года. М., 1997.

  18. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Полн. собр. соч.: В 3 т. М., 1938 -1952. Т. 1.

  19. Разманова Н.А. История финансово-кредитной системы Российской империи в XVIII - начала XX в. Материалы к курсу по выбору. Вып. 1. М., 2000.

  20. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 32 т. / С.М. Соловьев. - СПб., 1879. – 29-30 т.

  21. Омельченко О.А. Законная монархия Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России / О.А. Омельченко. - М. : Юрист, 1993. – 428 с.

  22. Тургенев А.И. Российский двор в XVIII веке / Перевод с франц. Д.В. Соловьева. – Санкт-Петербург : «Искусство-СПБ», 2005. – 528с., ил.

  23. Эйдельман, Н.Я. Твой восемнадцатый век. Твой девятнадцатый век / Натан Эйдельман. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 797 с. – (Историческая библиотека).

  24. Гриффитс, Д. Екатерина II и ее мир: Статьи разных лет / Дэвид Гриффитс; пер. с англ. Е. Леменевой и А. Митрофанова. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 536 с.

  25. Каррер д’Анкосс Э. Екатерина II. Золотой век в истории России / Э. Каррер д’Анкосс ; [пер. с фр. О. Д. Чеховича]. – 2-е изд. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) ; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2010. – 503 с.

  26. де Мадариага, И. Екатерина Великая и ее эпоха. / Исабель де Магариага ; пер. с англ. Н. Лужецкой. – М. : Омега, 2006. – 448 с. (с цв. вкл.) – (Серия «Загадочная Россия. Новый взгляд).


Учебно-методическая литература.

  1. Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. 7 кл. Пособие для учащихся / В.Ф. Антонов, М. : «Просвещение», 1976. – 224 с. ил.

  2. Буганов В.И. История России, конец XVII – XIX век. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов, А. Н. Сахаров; под ред. А. Н. Сахарова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 14-е изд. – М. : Просвещение : ОАО «Московские учебники», 2008. – 336 с. [16] л. ил., карт : ил. – (Академический школьный учебник).

  3. История России. Конец XVIII – XIX век. 10 класс : поурочные планы по учебнику В. И. Буганова, П. Н. Зырянова, А. Н. Сахарова / авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград : Учитель, 2013. – 207 с.

  4. Игнатов А.В. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл. Базовый уровень : методическое пособие к учебнику Н.И. Павленко, И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко / А.В. Игнатов, В.А. Клоков. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 295, [9] с.

  5. Коваль Т.В. История России с древнейших времен до конца XIX века : 10 кл. : поурочные рекомендации : пособие для учителя / Т.В. Коваль, Н.С. Борисов, А.А. Левандовский. – М. : Просвещение, 2007. – 192 с.

  6. Левандовский А. А. История России XVIII – XIX веков : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. А. Левандовский. – 4-е изд. – М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с., [16] л. ил., карт. : ил.

  7. Лейбенгруб П.С. Изучение истории СССР в VII классе. Под. ред. акад. М.В. Нечкиной. – М. : «Просвещение», 1967. – 351 с.

  8. Набатова О.Г. Конспекты уроков для учителя истории. 7 класс. История России XVIII века : метод. пособие / О.Г. Набокова. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 397 с.

  9. Павленко Н. И. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко ; под ред. А. Ф. Киселева, Н. И. Павленко. - М. : Дрофа, 2008. – 335, [1] с. : ил., карт., 32с. цв. вкл.

  10. Павленко Н. И. История России. XVIII – XIX века 10 кл. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, Л. М. Ляшенко, В. А. Твардовская ; под ред. Н. И. Павленко. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 463, [1]с. : ил., 8 л. цв. вкл.

  11. Перевезенцева Т.В. История России. 7 класс : книга для учителя / Т.В. Перевенцева. – 2-е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 416 с.

  12. Платонов С. Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. / Подготовка текста вст. ст. и примеч. Н.П. Соколова. – М.: Звено. 1994. – 432 с.

  13. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / Сергей Платонов. – М. : АСТ, 2008. – 861 с.

  14. Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII – XIX века» (ч. 2). 10 класс / Г.И. Старобинская. – 3-е изд. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 200 с.


Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: Практ. Пособие для учителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 128 с.

Приложение.