Файл: кубанский государственный аграрный университет имени и. Т. Трубилина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ И.Т.ТРУБИЛИНА»

факультет управления

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль государства в производстве и финансировании общественных благ
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Направленность «Государственное и муниципальное управление»
Выполнила:

Шарова А.С.

обучающаяся группы УП2205
Руководитель:

Доктор экон. наук, профессор

Чернявская С.А.

Дата защиты

Оценка

Чернявская С.А.
Краснодар

2023 г.
Оглавление


Введение………………………………………………………………………….. 3

1.Теоретические основы общественных благ………………………………….. 5

1.1 Понятие общественных благ………………………………………………... 5

1.2 Характерные особенности общественных благ……………………………..7

1.3 Свойства и классификация общественных благ…………………………… 9

2 Анализ предоставления общественных благ гражданам РФ……….………22

2.1Анализ предоставления общественных благ в сфере научной деятельности……………………………………………………………………. 22

2.2 Анализ предоставления общественных благ в сфере здравоохранения…27

2.3 Анализ предоставления общественных благ в сфере охраны окружающей среды……………………………………………………………………………...30

3. Роль государства в предоставлении общественных благ…………………..34

3.1 Форма государственного участия…………………………………………..34

3.2 Проблемы и направления совершенствования системы предоставления общественных благ………………………………………………………………39

Заключение…………….…………………………………………………………44

Список использованной литературы………………………………………….. 46

Приложение А…………………………………………………………………... 49



Введение
Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что вопросы развития человеческих потребностей и потребления достаточно широко разрабатывались в философии, социологии, психологии, политэкономии, но при этом не проводились разграничения между потребностями в индивидуальных и потребностями в общественных благах. В тоже время существуют значительные различия в их формировании, выявлении, способах удовлетворения. Кроме того, недостаточно изучена роль государства в процессе формирования общественных благ. Не получили должного развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах и их влияния на общественное благосостояние.

Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

- рассмотреть сущность и свойства общественных благ

- изучить виды общественных благ

- раскрыть проблемы эффективного производства общественного блага

- провести анализ различных видов общественных благ

- выявить проблемы и направления развития предоставления общественных благ.

Объектом исследования является регулирующее воздействие государства на предоставление общественных благ.

Предметом исследования выступают процессы формирования и предоставления общественных благ в современной экономике посредством рынка и государства.

Теоретическую и методологическую основу курсовой составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области институциональной теории, экономической теории благосостояния, теории общественного сектора экономики, а также научные работы по экономике и социологии.



1.Теоретические основы общественных благ

1.1 Понятие общественных благ
Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Концепция общественного блага впер­вые в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х годов.

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага - это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. [5]

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Изначально концепция общественного блага выделяла два ос­новных свойства общественного блага - неконкурентоспособность и неисключаемость.

Неконкурентность общественного блага предполагает, что бла­го неделимо, потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида. Типичным при­мером неконкурентности потребления может служить националь­ная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. В качестве примера неконкурентности потребления также можно привести национальную спутниковую службу погоды. [2]


Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Различают техническую невозможность и эко­номическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться эконо­мически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.

Наличие таких критериев в их крайних случаях — конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость — позволяет провести границу между чистым частным и чистым общественным благами.
1.2 Характерные особенности общественных благ
К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.

В основе классификации благ лежат два критерия: тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении, и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага. [7]

В соответствие с первым критерием выделяются такие свойства благ, как исключаемость и неисключаемость. Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность этого блага для других потребителей. В этом случае присвоение (потребление) блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость же означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик (например, индивидом, который нарушает условия сделки или вообще в нее не вступает). Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей. Подобные блага поставляются сообществам людей, в
которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

В соответствии со вторым критерием выделяются такие признаки благ, как избирательность (конкурентность) и неизбирательность (неконкурентность). Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного свойства состоит в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможность получения тех же выгод для других. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Например, нет надобности возводить дополнительный маяк рядом с построенным ранее, если возрастает число судов, проходящих мимо места, где расположен последний. Следовательно, несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром. [ 10]

Так для общественных благ характерны два свойства:

- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;

- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Необходимо отметить, что свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности.
1.3 Свойства и классификация общественных благ
Общественные блага можно классифицировать по следующим основным признакам:

1. По полноте (чистоте, степени, четкости) выраженности свойств.

2. В зависимости от признака делимости в потреблении.

3. По способу финансирования затрат (в зависимости от системы оплаты).

4. В зависимости от государственного участия в производстве.

5. В зависимости от производителя (по способу производства).

6. По способу зависимости благ друг от друга (по способу взаимодействия).