Файл: кубанский государственный аграрный университет имени и. Т. Трубилина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Круг чистых общественных благ относительно не широк, но многие из них выступают в роли своеобразных ресурсов, используемых во всех отраслях экономики. Так, к числу чистых общественных благ относятся услуги государства по обеспечению законности, в том числе правовых основ хозяйственной деятельности, поддержанию денежной системы и т.д. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами своих служащих. [16]

Смешанные общественные блага нередко производятся и поставляются на основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательским либо частным некоммерческим сектором. Это касается как источников финансирования, так и выполнения конкретных работ.

Когда речь идет о смешанных общественных благах, допустима и целесообразна постановка вопроса о минимизации участия государства в их создании и финансировании. Если менее ярко выражено свойство неисключаемости, имеет смысл проанализировать перспективы использования рыночных механизмов и предпринимательской инициативы. Если относительно узки границы несоперничества, ответственность государства за поставку общественного блага следует, как правило, сосредоточивать преимущественно на локальных уровнях и по мере возможности подключать механизмы добровольных коллективных действий. Решение последней задачи достигается обычно при посредстве благотворительных и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Анализ перспектив частичного замещения государства другими производителями общественных благ полезен, даже если он не опирается на точные количественные оценки, а только приблизительно очерчивает пределы, в которых удовлетворение потребностей в конкретном благе предполагает принуждение к коллективным действиям. Причем основным результатом анализа должно, как правило, становиться не само по себе решение об участии или полном самоустранении государства (последнее редко осуществимо в отношении большинства смешанных благ), а определение оптимальной меры и форм участия. Оценив, в какой мере данное благо или хотя бы некоторые существенные предпосылки его создания могут формироваться на основе предпринимательства, а также добровольной самоорганизации заинтересованных групп
, можно добиться удовлетворения потребности при минимальных расходах бюджета.

Проследив связь между общественным сектором и общественными благами, следует поставить вопрос о целесообразности участия государства в производстве и поставке частных благ. Очевидно, оно может быть оправданным только в ситуациях изъянов рынка. Однако наличие изъяна рынка еще не говорит о том, что общественный сектор должен полностью взять на себя удовлетворение запросов потребителей.

Во многих, если не в большинстве случаев участие государства ограничивается регулятивными мерами, например установлением предельных цен в ситуации естественной монополии, специальных налогов на производителей, создающих негативные экстерналии, или контроля за поставщиками, имеющими существенные информационные преимущества перед потребителями. Все это предполагает функционирование общественного сектора, но лишь в лице регулирующих и контролирующих звеньев государственного аппарата, непосредственные результаты деятельности которых, несомненно, относятся к категории общественных, а не частных благ. Потребность в бюджетном финансировании в подобных случаях также сводится к содержанию этих органов.

Принято считать, что финансирование производства частных благ за счет налоговых средств оправдано, если это так называемые блага, обладающие особыми достоинствами. Это такие блага, потребление которых общество в целом желало бы сделать обязательным для своих членов. В качестве примеров можно указать услуги образования, культуры и здравоохранения, расходы на оказание которых в большинстве развитых стран покрываются за счет бюджета или обязательного страхования, то есть на основе принудительной мобилизации средств под эгидой государства.

Для благ, обладающих особыми достоинствами, характерны очень значительные позитивные экстерналии. Именно это и обусловливает целесообразность их общественного финансирования. На практике такие блага не всегда легко отделить от смешанных общественных благ.

В ряде случаев государство вмешивается в производство и распределение частных благ исходя из политических или социальных целей. Например, чтобы избежать безработицы, оно может субсидировать разоряющиеся предприятия или даже их национализировать, а, чтобы обеспечить на случай войны независимость страны от внешних поставок, может инвестировать общественные средства в различные отрасли промышленности либо создавать в них предприятия общественного сектора. При обосновании подобных решений во внимание принимается не только и, как правило, не столько экономическая эффективность производства частных благ сама по себе, сколько потребность в таких общественных благах, как поддержание социальной стабильности или укрепление обороноспособности. Именно поэтому участие государства может иногда находить оправдание. Впрочем, с точки зрения социальных целей в большинстве случаев эффективнее оказывать поддержку конкретным индивидам, чем предприятиям, и субсидировать имеет смысл скорее потребление, чем производство. [13]



Принципы, на которых построена рыночная система, несовместимы с прямым или косвенным использованием принуждения в исключительных интересах отдельного лица. Действия, не предполагающие законного права принуждения, могут быть осуществлены без участия государства и финансирования его аппарата. В то же время каждая акция государства, которая опирается на принудительную реаллокацию или перераспределение ресурсов, должна иметь результатом нечто полезное одновременно для всех или хотя бы большинства членов сообщества. Оптимальной является ситуация, когда каждый, на кого принудительно возлагается обязанность: налог, повинность и т.п., получает адекватную полезность как потребитель общественного блага, для создания которого эта обязанность введена.
3.2 Проблемы и направления совершенствования системы

предоставления общественных благ

Предоставление общественных благ посредством государства напрямую зависит от проводимой государством социально-экономической политики. Данная политика предусматривает не только предоставление благ в настоящем, но цели и задачи, которые должные реализовываться в будущем. Мировая практика показывает, что любая проводимая политика не может дать абсолютного положительного результата. В ходе ее осуществления возникает ряд проблем, решение которых должно найти свое отражение в различных программах.

Так, при рассмотрении предоставления основных общественных благ в РФ были выявлены проблемы, пути совершенствования которых необходимо определить.

Если говорить о медицине, то конечно большим плюсом является ее доступность и бесплатность. Но при этом ее уровень и качество необходимо увеличивать. Для нейтрализации данной проблемы правительство РФ выдвинуло основную цель. Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.

Для реализации этой цели необходимо обеспечить:

1. Доступность медицинской помощи, как для городского так и для сельского населения, включая эффективные, безопасные и качественные лекарственные средства.

2. Увеличить объёмы финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платёжеспособного спроса населения, развивать формы добровольного медицинского страхования.


3. Обеспечить инвестициями наиболее приоритетные направления деятельности — развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных заболеваний.

4. Обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики здравоохранения, медицинской информатики.

В ближайшие годы необходимо осуществить дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; разработку и реализацию эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг.

Когда речь идет об образовании нашей страны, необходимо учитывать тот факт, что данное образование должно соответствовать международным требованиям. Знания, которые получают молодые специалисты, должны быть применимы не только в пределах РФ, но и на мировой арене. В связи с этим стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества, государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой. Полученные знания должны соответствовать международным стандартам.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

1. Создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека.

2. Обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе — среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования.

3. Повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования.

Следует вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.


Предстоит реализовать ряд организационных мер:

1. Оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования.

2. Развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней.

3. Сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам.

4. Разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания учащейся молодежи.

5. Повысить квалификационный уровень преподавательского состава и эффективность использования кадров.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования.

Для решения проблемы защиты и охраны окружающей среды необходимо:

1. Создать условия по защите и охране окружающей среды не только на законодательном, но и на общественном уровне.

2. Обеспечить упрощённый доступ для предприятий промышленности к получению экологически безопасного оборудования и систем очистки.

3. Постоянно повышать требования к соблюдению мер безопасности в отношении окружающей среды.

4. Интегрировать систему охраны окружающей среды с международными общепринятыми методиками оценки и поддержания охраны зоны человеческого проживания.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены. В результате проведенной работы были рассмотрены виды и сущность общественных благ, был проведен анализ предоставления общественных благ, раскрыта роль государства в предоставлении общественных благ, также были рассмотрены проблемы и направления совершенствования системы предоставления общественных благ.

Из этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает ряд проблем, которые не позволяют рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.