ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материал: набор карточек «Какой я?», плакат «Язык доверия», рекомендации «Советы психолога», магнитофон.
Установка.
Значение слова «доверие» Вам хорошо знакомо. Даже маленький ребенок уже учится доверять или не доверять. Например, он с удовольствием идет на руки к маме, улыбается, играет с ней и начинает плакать, когда видит чужих людей. Но бывает так, что, дожив до старости, человек так и не умеет доверительно, откровенно общаться. Чтобы с нами этого не случилось, я предлагаю сегодня научиться доверять себе и другим людям.
А начнем мы наш урок с психологической разминки. Она необходима для того, чтобы сплотиться, создать дружескую атмосферу в классе, простые и легкие отношения.
«Психологическая разминка».
Цель: Сплочение группы, создание дружеской атмосферы.
Установка.
1 упражнение. Внимание. Сейчас я назову некоторое число и, по команде, должны подняться столько человек, сколько я назову. Договариваться, перемигиваться запрещено. Постарайтесь понять друг друга, кто сейчас встанет?
2 упражнение. Нужно поднять руку и показать на кого-то в группе. Все должны стараться показать на одного человека.
3 упражнение. А теперь вы должны показать друг на друга так, чтобы у Вас совпали пары.
Обсуждение: по вопросам:
Кому показалось, что на него было направлено больше всего рук? Ты считаешь себя яркой, необычной личностью? У кого совпали пары? Кого вы выбрали, почему? Кому эта игра показалась легкой, трудной, почему?
«Учимся доверять себе»
Итак, некоторым из Вас в игре было трудно, некоторым легко. А отчего так происходит? Оттого, что все мы разные - по характеру, темпераменту. Мы все - индивидуальности. Поэтому, чтобы нам легче было общаться с другими, в первую очередь, нужно изучать себя и выработать доверие к себе. Для этого предлагается выполнить следующее задание.
Установка.
Перед вами яблоко. Давайте раскрасим его, не красками, а словами. Какое оно? (Обсуждение.)
А теперь возьмите карточки. На них нарисован силуэт человека. Представьте, что это Вы сами. Попробуйте каждый себя охарактеризовать словами. Какие вы?
Обсуждение. Зачитываются слова, какими видят себя дети. Анализ. Давайте заглянем в душу человека и посмотрим, какое место занимает в ней доверие к себе.
Анализ рисунка (сердце человека, условно разделенное на 4 части).
1-я частичка называется «Только моё». Здесь закладывается доверие к самому себе. Отсюда пришли на ум слова, которые вы написали на карточках. Дается установка на развитие положительных качеств человека - доброта, отзывчивость и т.д. Учениками делается вывод по вопросу « С чего начинается доверие к себе?»
2-я частичка вырезается. Это то, что человек не знает о себе. Её заполняют окружающие, когда что-то говорят об этом человеке.
3-я частичка «Ночь». В течение всей жизни, она может не развиваться, а проявиться, например, в критической ситуации (пример с Героями Великой Отечественной войны).
4-я частичка «Солнышко» - характеризует отношение к другим людям, закладывается в семье и не только. Пример с различными жизненными установками в семьях.
Пример 1. Если у меня строгие родители, которые с детства внушали: «Жизнь - это джунгли, где каждый только сам за себя и хорошего от людей не жди. Пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше».
Обсуждение, каким вырастет ребенок в такой семье.
Пример 2. Когда грустные родители говорят: «Жизнь - это сложная вещь, и люди бывают разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к людям. Не подпускай к себе, пока не убедишься, что человек хороший».
Обсуждение, какими качествами характера будет обладать ребенок в семье.
Пример 3. Добрые родители говорят: «Жизнь прекрасна! Конечно, бывают люди и недобрые, но подходи ко всем открыто. Пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый, порядочный».
Обсуждается, какие из жизненных установок наиболее правильные, поведение эгоистичных людей, делается вывод и рекомендации: «приносить тепло» другим людям.
Вывод. Каждая из установок по-своему верна. Ведь у каждого в душе есть свое «Солнышко», только светит оно по-разному, в разные стороны. Кто-то согревает в первую очередь себя, а кто-то больше греет других людей. Просто постарайтесь понять другого человека и согреть своим душевным теплом его.
«Язык доверия»
Дискуссия по вопросу: Какими качествами должен обладать каждый из нас, чтобы мог войти в доверие к другому? Разыгрывание ситуаций, предложенных психологом.
Ситуация. Катя пришла в школу в новом платье. На перемене, играя, она случайно порвала его. Зная, что дома предстоит объяснение с родителями, она очень расстроена.
Психолог распределяет роли учащимся. Задача, войти в доверие к девочке и успокоить ее. Несколько человек разрешают ситуацию. Далее обсуждается, как можно войти в доверие к человеку.
Работаем со схемой, состоящей из различных блоков. (Схема выполнена в виде рисунка.)
Объяснение схемы учащимися. Психолог дополняет схему советами Д. Карнеги.
Интересуйтесь людьми.
Умейте слушать их.
Подумайте о важности проблем других.
Делаются выводы, как можно расположить к себе человека, вызвать доверие.
4 ЭТАП
Игровая ситуация «Телефон доверия».
(Психолог записывает на магнитофон импровизированный звонок на «телефон доверия» - девочка боится отвечать у доски.)
В результате беседы получает совет психолога, ребята добавляют свои рекомендации, дается установка, чтобы обсудить свои школьные проблемы на «классном» телефоне доверия на следующем занятии. Даются «Советы психолога».
Выводы.
1. В течение обсуждения дети самостоятельно приходят к выводу, какими качествами должен обладать человек в общении с другими.
2. Игровые ситуации закрепляют навыки поведения в обществе, учат смекалке, фантазии, душевной теплоте, снятию психической напряженности.
3. Учитывая возрастные особенности детей, следует отметить, что наглядная, образная форма подачи материала вызывает большой интерес у детей, не только к себе, но и к психологии, как науке.
Используемая литература
1. И. В. Дубровина. Рабочая книга школьного психолога / - М. Просвещение,
1991 г.
2. Н. В. Самоукина. Игры в школе и дома/ – М. Новая школа, 1995 г.
3. Д. Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично
Самоменеджмент — условие личного и профессионального успеха (1 слайд) «Время — самый ограниченный капитал, и, если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим». П. Друкер (2 слайд) Самоменеджмент — это методы, навыки и стратегии, при помощи которых человек может эффективно направлять собственную деятельность на достижение целей. ( 3 слайд) Самоменеджмент (или таймменеджмент) — техника правильного использования времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным». Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно: (4 слайд) — решить, чего вы хотите достичь; — создать собственное видение успеха; — использовать метод «больших скачков»; — верить, что успех придет; — сосредоточиться на целях, ведущих к успеху; — не падать духом при неудачах. У самоменеджмента определен круг правил и функций. Отметим основные из них. ( 5 слайд) 1. Постановка цели. Это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или другие параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда работник хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Одно из правил эффективного менеджмента гласит: «Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляются и случаются чаще». Стоит устанавливать краткосрочную цель, согласованную с достижением долгосрочной глобальной цели. 2. Планирование. Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса — времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации цели. Планирование ежедневной работы, средне— и долгосрочных задач означает также выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе. Главное преимущество, которое достигается путем планирования работы, заключается в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение расходов времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом. 3. Основные правила планирования времени: 3.1. Соотношение (60:40). Опыт показывает, что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Приблизительно половину рабочего дня руководитель проводит не на рабочем месте, потому что работа требует взаимодействия с людьми, обмена информацией. Всегда нужно оставлять определенный процент времени как резерв для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, экстренных случаев или в результате недооценки длительности каких-то дел. 3.2. Регулярность — системность — последовательность. Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело. 3.3. Реалистичное планирование. Планировать нужно только такой объем задач, с которым работник реально может справиться. 3.4. Заполнение потерь времени. Заполнять потерю времени лучше но возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне. 3.5. Фиксация результатов вместо действий. Фиксировать в планах нужно результаты или цель, а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были исходно направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности. 3.6. Срок выполнения. Во избежание промедления и откладывания дел, нужно устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности. 3.7. Согласование различных планов во времени. Чтобы более успешно внедрять свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других людей (начальника, подчиненных, коллег). 4. Принятие решений. Принятие решений допускает выбор первоочередных заданий и дел. Принять решение — значит установить приоритетность. Основная проблема руководителей заключается в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущихся необходимыми дела. Очередность выполнения заданий можно определять, пользуясь следующими критериями и методами: — принцип Парето (соотношение 80:20). Исходя из этой закономерности можно сделать вывод относительно рабочей ситуации руководителя: в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов. Это значит, что не следуют сразу браться за самые легкие, интересные или нуждающиеся в минимальных расходах времени дела. Необходимо приступать к вопросам в соответствии с их значением и важностью; — установление приоритетов с помощью анализа АБВ. Техника этого анализа основывается на том, что доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными. С помощью буквы «А», «Б» и «В» все работы подразделяются на три группы в соответствии с их значимостью (важнейшие, важные и несущественные (менее важные)). 5. Реализация и организация. Допускает составление распорядка дня и организацию трудового процесса с целью достижения поставленной цели. Организация своего рабочего дня должна отвечать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот». 6. Контроль. Контроль над результатами служит улучшению, а в идеальном случае — оптимизации трудового процесса. Все перечисленные выше функции самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задания: — осмысление физического состояния; — сравнение запланированного с достигнутым; — корректировка но установленным отклонениям. Необходимо регулярно, через одинаковые промежутки времени, проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и свое время и составлять листок дневных препятствий. Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после выполнения задания. Тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, не может отказаться от самоконтроля. 7. Информация и коммуникация. Это важнейшая фаза, потому что все другие фазы нуждается в ней. На руководителя ежедневно обрушивается поток информации, с которым ему приходится разбираться. В реальной жизни руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо для эффективной работы. Для того чтобы экономить свое время, руководителю необходимо разработать рациональный подход к получению, обработке и использованию информации. Сейчас предлагаю пройти тест, который позволит определить, нужно ли вносить изменения в рабочий стиль. ( 6 слайд) | | | |
| | ||||||||||||
Управление временем – это система повышения личной эффективности путем рационального использования времени. Многие подумают: “Как это нудно – жить по системе, четкому расписанию”. Но ведь речь идет не только о повышении эффективности на работе; методика управления временем применима в любой сфере человеческой жизни. (16 слайд) «Поглотители» и «ловушки» времени (17 слайд) 1. Нечеткая постановка цели. 2. Отсутствие приоритетов в делах. 3. Попытка слишком много сделать за один раз. 4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения. 5. Плохое планирование трудового дня. 6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол. 7. Чрезмерное чтение. 8. Скверная система досье. 9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе). 10. Поиск записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров. 11. Недостатки кооперации или разделения труда. 12. Отрывающие от дел телефонные звонки. 13. Незапланированные посетители. 14. Неспособность сказать «нет». 15. Неполная, запоздалая информация. 16. Отсутствие самодисциплины. 17. Неумение довести дело до конца. 18. Отвлечение (шум). 19. Затяжные совещания. 20. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям. 21. Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь. 22. Болтовня на частные темы. 23. Излишняя коммуникабельность. 24. Чрезмерность деловых записей. 25. Синдром «откладывания». 26. Желание знать все факты. 27. Длительные ожидания (например, условленной встречи). 28. Спешка, нетерпение. 29. Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел. 30. Недостаточный контроль за перепорученными делами. Определите пять ваших основных «поглотителей» и «ловушек» времени ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ: Ваш «Поглотитель» времени Возможные причины потерь времени Меры по устранению (столбцы по диагонали) 1. работа индивидуальная. 2. Затем работа в парах. 3. объединение в 3-4 группы общее обсуждение ( 19 слайд) Техника "Цель-Средство-Результат-Пустое" (20 слайд) Эта техника предназначена для упорядочивания ваших жизненных действий по категориям: "цель", "средство", "результат", "пустое". Разовое или - что лучше - систематическое проведение данной техники поможет определить причинно-следственные связи своей жизни, стать более целеустремленным и собранным, настроенным на достижение основных жизненных задач. Содержание У вас имеется таблица из четырех столбцов. Оглавление столбцов: "Цель", "Средство", "Результат", "Пустое".(21 слайд) Теперь настало время начать заполнять таблицу. Старайтесь сразу заполнять её мелким, убористым почерком. Этот лист может долго послужить вам в вашей напряженной жизнедеятельности. В графу "Цель" записываете те явления своей жизни, которые представляют для вас наибольшую ценность, то, к чему настойчиво стремитесь. Обратите внимание, что цель это то некоторое конечное состояние, к которому вы стремитесь. Старайтесь максимально точно и где-то даже с помощью чисел формулировать цели своей жизни. Можно, например, написать: "Материальное благополучие". А можно и точнее: "Добиться ежемесячного личного дохода в [столько-то рублей]". Можно, конечно, поставить перед собой цель: "Быть самым крутым парнем микрорайона". Но лучше уточнить для себя; например: "Занять первое место на районных соревнованиях по настольному теннису". В графе "Средство" пишете то, что является средством достижения той или иной цели. Не пишите сюда то, что нельзя отнести к какой-то цели. Если вы не можете отнести средство к какой-то цели, то это значит, что явление совсем не средство, а что-то другое (цель, результат или пустое). Для достижения целей материального благополучия, например, можете написать: "Получение образования" или "Повышение производительности труда". В графу "Результат" заносите явления, которые важны, но которые нельзя отнести ни к целям, ни к средствам. Если, скажем, у вас в целях стоит материальное благополучие, а в средствах - работа в какой-то фирме, то в результатах может оказаться, например, отпуск или ссоры с коллегами. Вы могли бы работать совсем без отпуска, он вам не нужен даже для отдыха (для последнего вам достаточно выходных и хорошо выспаться), но отпуск является непременным атрибутом работы в данной фирме. То же и со ссорами. Они совсем не являются вашей целью, не нужны, а - скорее всего - даже мешают работе. Но все равно конфликты случаются, и это является неизбежной платой за ваше старание. Поэтому вы ссоры заносите в графу "Результат". Может быть и такая ситуация: вы уже имеете стабильный источник дохода, не связанный с работой, деньги для вас целью не являются, но у вас есть хобби (например, преподавание), за что вы получаете деньги; в это случае "Зарплата" может занять свое законное место в графе "Результат". Всем остальным жизненным явлениям место, скорее всего, в четвертой графе, "Пустое". Что сюда может отойти? Да всё что угодно! От пустых разговоров с пустыми друзьями и просмотра спортивных передач до ведения бессмысленных блогов в интернете, политических притязаний и занятий псевдонаукой. Обратите внимание, что одно и то же жизненное явление может относиться к разным графам. Это часто бывает, когда что-то является и целью, и средством. Например, хороший заработок может стоять и в целях, и в свою очередь быть средством достижения других целей. Нельзя только заносить явление сразу и в "Пустое", и в иную категорию. Жизнь течет, и со временем все может измениться. Не бойтесь менять, добавлять записи, их перетусовывать. Можно хранить записи в файле компьютера, иногда распечатывая его на принтере. Старайтесь, чтобы таблица была всегда под рукой. Если вас осенит какая-то идея, вы можете сразу занести её в таблицу. С самых первых дней использования этой таблицы вы не сможете не почувствовать, что жизнь ваша стала легче, потому что стала более понятной. Упражнение «Выводы о времени» (22 слайд) Просмотр ролика «Часики» Размышляя о времени можно сделать следующие выводы: (23слайд) 1. Жизнь никогда не устроится до тех пор, пока я сам не решу, как ее устроить. 2. Работать — не значит жить. 3. Время — это прежде всего жизнь, а затем уже деньги. 4. Как правило, чем больше работы, тем меньше жизни; чем меньше работы, меньше эффективности и продуктивности, тем больше жизни. 5. То, как я использую свое время, во многом определяет мое самоуважение, мою идентичность и достижение поставленных мною целей. 6. Я не могу контролировать время, но я могу контролировать его использование и реакцию на его вызовы. - Согласны ли Вы с этими выводами? - Какие свои выводы о времени Вы готовы предложить? | | | | | | | |
| | | |
Самоменеджмент — это настоящее искусство, и управлению собой нельзя научиться в один миг. Но можно начинать с малого — с правильной организации своего рабочего времени. (24 слайд)