Файл: План недели психологии.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предлагаем вам несколько советов по управлению собой, своей деятельностью и временем: (25 слайд)

  1. Сократите до минимума непродуктивное общение, которое отвлекает вас от дел.

  2. Отведите время для работы .

  3. Заведите органайзер (бумажный или электронный) для более эффективного планирования.

  4. Не бойтесь браться за новые дела.

  5. Следите за своем здоровьем — физическим и психологическим.

  6. Планируйте свой рабочий день заранее, расставляя приоритеты (важные и срочные дела; важные, но не срочные; срочные, но не важные; не важные и не срочные).


Самоменеджмент — важная составляющая успешной карьеры.

Не бойтесь управлять своей жизнью! (26 слайд)

А закончить сегодня тренинг хотелось бы презентацией «Мысли о счастье»

Не стойте на месте, творите и дома и на работе, ведь в этом заключается смысл нашей счастливой жизни!!!
Дорога к себе

Практикум для учащихся 10-х классов

Цель: помочь подросткам понять, что такое жизнь, и осуществить выбор ценностей.

Задачи: выяснить, что включает в себя понятие «жизнь», и обсудить, в чем заключается смысл жиз

ни; научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказыватьсвои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим; подготовить подростков к самопознанию и самореализации.

Материалы: жетоны четырех цветов; видеофрагменты «Дерево», «Притча о любви»; накидки

для Лягушки и Принца; маршрутные листы «Мое дерево жизни»; диск с музыкальными фрагментами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит инструментальная музыка Э. Морриконе из к/ф «Однажды в Америке».

ПСИХОЛОГ. 1 слайд Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору, который волнует всех, о том, что такое жизнь и 2 слайд каков путь к себе. Еще древние мыслители говорили, что самый загадочный сфинкс — это человек. 3-4 слайд

5 слайд Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы будете по-своему правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.
6 слайд Дорога к себе — это нелегкий, но интересный путь. Мы задержимся на главных остановках этого пути.

Впрочем, один выбор вы уже сделали. Каким образом, спросите вы? Выбирая цвет жетона на входе, вы определили для себя место за одним из четырех столов и, конечно же, круг людей для общения. И это не всё.

Наверное, нет человека, который хоть раз не задумался бы о том, зачем он живет. От ответа на этот

вопрос зависит многое в жизни человека. 7 слайд В чем же он, этот смысл жизни? Для разных людей он в разном. Для одного — это любовь, для другого — благосостояние, для третьего — любимая работа, для кого-то — семья. Кто-то живет для других, кто-то печется только о себе. Попробуем поразмышлять о смысле жизни.

По цвету жетона вы распределились по группам, то есть таким образом вы еще и выбрали одну из

точек зрения на смысл жизни. Девизы:

1-й стол — найти свое место в жизни, свое призвание;

2-й стол — познать себя, окружающий мир;

3-й стол — жить ради удовольствия;

4-й стол — жить для людей.

И сейчас вам надо будет защитить ту точку зрения, которая досталась каждому столу, независимо

от того, как вы сами к ней относитесь. Постарайтесь привести как можно больше аргументов за эту

точку зрения.

Звучит музыка Е. Доги к к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». В течение 5 минут идет обсужде-

ние за столами. Затем ребята высказываются.

ПСИХОЛОГ. Ели бы вам изначально были известны точки зрения о смысле жизни, то какой выбор вы бы сделали? У вас есть возможность пересесть за стол, девиз которого более всего вам подходит.

(Ребята пересаживаются в соответствии со своей точкой зрения и комментируют свой выбор.)

Слушая ваши точки зрения, я подумала, а что бы я ответила на вопрос «Что такое жизнь для меня?».

8 слайд Можно было бы сказать, что жизнь — это дорога с движением в одну сторону или поезд, который никогда не возвращается обратно. Еще хочется привести цитату, которая выражает мое отношение к жизни: 9 слайд «Жизнь по природе своей диалогична, жить —значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться… В этом человек участвует весь и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками».



Это слова замечательного философа и писателя М.М. Бахтина.

▪ А как бы вы ответили на вопрос: «Что такое жизнь?» 10 слайд

(Ответы школьников.)

▪ В жизни много прекрасных вещей. За что вы любите жизнь?

(Ответы школьников.)

11 слайд Но жизнь — это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Хочу, чтобы вы послушали стихотворение, которое произвело на меня потрясающее впечатление. Его написала мать Тереза, известный религиозный и общественный деятель, основатель общины Ордена милосердия.

Оно сопровождается слайдами, которые отражают его смысл.

ЖИЗНЬ

Жизнь — это вызов, прими его.

Жизнь — это долг, исполни его.

Жизнь — это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь — это богатство, храни его.

Жизнь — это таинство, познай его.

Жизнь — это обещание, исполни его.

Жизнь — это скорбь, преодолей ее.

Жизнь — это песня, спой ее.

Жизнь — это борьба, прими ее.

Жизнь — это трагедия, перебори ее.

Жизнь — это возможность, не упусти ее.

Жизнь — это красота, восхищайся ею.

Жизнь — это блаженство, вкуси его.

Жизнь — это мечта, реализуй ее.

Жизнь — это приключение, испытай его.

Жизнь — это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь — это борьба, борись за нее.

ПСИХОЛОГ. Жизнь воспринимается каждым из нас по-своему, по-особенному. И это правильно!

Именно этим объясняются разнообразные способы выражения жизни. Кто-то может ее выразить в

картинах, рисунках, как это сделали вы и другие ученики.

12 слайд Для кого-то жизнь — это песня (песни исполняют учащиеся).

13 слайд Для кого-то жизнь — это танец (учащиеся исполняют современный танец).

А с чем бы вы сравнили жизнь человека?

(Ответы школьников.)

Я предлагаю вам сравнить жизнь с деревом 14 слайд (демонстрируется видеофрагмент «Дерево»), потому что в нем есть побеги — это события, которые с вами происходят: появляются новые побеги, но это всегда продолжение старых веток, дерево сбрасывает листья осенью, но весной опять покроется листьями, очень похожими на прежние.

(Работа по составлению своего «Дерева жизни»

идет поэтапно, согласно предложенному маршрутному листу и по мере обсуждения основных

моментов дороги к себе.)

Перед вами лежит маршрутный лист «Мое дерево жизни». Расположите на нем по степени важности, что служит для вас опорой в жизни:
15-17 слайд

▪ родители,

▪ здоровье,

▪ образование,

▪ хобби,

▪ друзья,

▪ работа,

▪ собственные силы (знания, умения, навыки).

Многие не могут определить свои цели. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что

это такое. Давайте разберемся с этими понятиями.

▪ Жизненные цели — что это такое?

▪ Зачем нужно ставить перед собой цели?

▪ Какие бывают цели в жизни?

(Ответы школьников.)

Запишите свою жизненную цель на «Дереве жизни».

Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если для достижения ее нужно по-

ступиться принципами. Жизненные принципы —это убеждения, взгляд на вещи, жизненные прави

ла. Есть люди, которые руководствуются жизненными принципами на основе десяти христианских

заповедей. Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек челове

ку — волк», «Не верь, не бойся, не проси», «Бери от

жизни все!», «После нас — хоть потоп!» и пр.

▪ Можете ли вы привести примеры своих жизненных принципов?

(Участники записывают свои принципы жизни в

маршрутном листе на корнях дерева.)

▪ Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?

(Ответы школьников.)

Дорога к самому себе — это дорога в целую жизнь. Сейчас предлагаю вам ответить на вопрос:

«Кто вы?»

Выходят участники в образах Принца и Лягушки говорят свои монологи.

ПРИНЦ

Мы, принцы, не считаем себя лучше или хуже других. Мы независимы и самостоятельны. Принцы

никогда не притворяются, что знают всё. Мы можем чего-то не знать, не уметь, но это не при-

нижает нас в собственных глазах. Мы можем ошибаться, терпеть поражение, но не теряем

самоуважения и уверенности в себе. Мы уважаем чувства других, но не позволяем манипулировать

собой, не решаем за других их проблемы. Мы наслаждаемся своими успехами, но не чувствуем при этом вины и не завидуем другим.

ЛЯГУШКА

Мы, лягушки, беспомощны и зависимы от окружающих. Мы непрестанно жалуемся. В отличие

от Принца, мы не живем в настоящем, а убиваем время, ожидая будущее или вспоминая прошлое.

Мы не умеем анализировать, плохо ориентируемся в происходящем, придумываем иллюзорный мир и пытаемся манипулировать людьми, обвинять их.

Лягушки во всем сомневаются — в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить, любить, быть


любимыми. Мы чрезмерно зависим от мнения других людей, не доверяем себе. В наших бедах виноваты окружающие, условия жизни, мы разочаровываемся.

ПСИХОЛОГ. Отвечая на вопрос «Кто вы?», вы сделали выбор, который в наибольшей степени характеризует вас.

▪ Кому легче и лучше живется из представленных вам героев?

▪ Когда мы становимся Лягушкой, а когда — Принцем?

(Ответы школьников.)

«Лягушками» рождаются, а «Принцами» становятся. Это превращение зависит от нас, от того, как

мы познаем себя и стремимся ли к самосовершенствованию.

(Участники на стволе «Дерева жизни» располагают «Лягушку» или «Принца» в зависимости от

того, какой они сделали выбор.)

Что такое ценность? На маршрутных листах написано слово ЦЕННОСТЬ по буквам, вертикально.

Попробуйте истолковать его с помощью слов или словосочетаний, разъясняющих его значение и начинающихся с той буквы, с которой начинается каждая строка по горизонтали.

(Каждый на листе «Дерево жизни» пишет слова и словосочетания (3 минуты). Затем по желанию

участники могут зачитать свои варианты ответов. Педагог-психолог показывает слайд со своим

вариантом ответа.)

Ветви дерева — это ваши ценности. Запишите их.

(Школьники записывает ценности на маршрутном листе.)

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ. Послушайте внимательно!

«Нельзя человеку без этого жить. Она всегда сама в нем просыпается и им овладевает. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Нам не дано с ней справиться, но жить без нее тоже не дано».

▪ О чем я говорю?

(Ответы.)

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент притчи о любви. Посмотрев его, попытайтесь от-

ветить на мой вопрос:

▪ Почему мы заговорили о любви, когда тема нашей встречи «Дорога к себе»?

(Ответы.)

Можно сделать вывод, что главным законом человеческой жизни была и остается ЛЮБОВЬ. Наша

жизнь невозможна без эмоций и чувств. Отметьте на лепестках цветка, какие эмоции и чувства сопровождают вас по дороге вашей жизни.

(Участники на лепестках цветка записывают

эмоции и чувства.)

На протяжении всей жизни мы являемся носителями разных социальных ролей. Листья на «Дереве

жизни» — это ваши социальные роли. Напишите все роли, какие вы выполняете.