Файл: План недели психологии.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Участники записывают на листьях свои социальные роли.)

И последнее, что мы можем отметить на «Дереве жизни»: его плоды, то есть поступки. Желательные поступки напишите на целом яблоке, а нежелательные — на испорченном яблоке.

(Участники выполняют задание.)

Вот вы и составили свое «Дерево жизни». У каждого оно индивидуальное и неповторимое.

(Приглушенно звучит песня «Дорогою добра»,

музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина, на фоне которой психолог говорит о выборе дороги.)

В жизни и общении есть две столбовые дороги.18 слайд

Одна широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, иногда дорогу преграждают завалы зависимости, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто слабее. В конце концов и тебя эта дорога вымотает и разрушит.

Вторая дорога — длинная, светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. Прохожие слы-

шат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По сторонам красиво подстрижен-

ные газоны поддержки и взаимовыручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и

прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

Выбор дороги зависит от нас.

В завершение практикума участникам дарят значки с изображением цветной зебры, девиз ко-

торой «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!».
Коммуникация и профессия

Цели: актуализировать представления о значении невербальных способов коммуникации в повсе-

дневной жизни и профессиональной деятельности;

формировать приемы распознавания истинных намерений собеседника по его пантомимике.

Оборудование: фотоаппарат; аппаратура для демонстрации слайдов и видеофильмов; эпизоды из

кинофильмов «Бриллиантовая рука», «Кин-дза-дза», «Кавказская пленница»; бланки (по количе-

ству участников) для ответов на тест «Что вам говорят мимика и жесты» (по А.Н. Сизанову)1.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Ведущий объявляет, что сегодня речь пойдет о некоторых особенностях передачи информации (об-

щения) и о том, какое значение это может иметь в повседневной жизни и профессиональной деятель-


ности.

В качестве разминки предлагается выполнить упражнение, в ходе которого общение происходит

при участии только одного канала восприятия (слуха), например «Коллективный счет». Затем пред-

лагается посмотреть отрывок из фильма «Бриллиантовая рука» («Шьёрт побери», сцена конфликта

между контрабандистами). После просмотра — обсуждение: было ли понятно присутствующим со-

держание разговора, несмотря на то что он велся на вымышленном языке. Что помогло понять содер-

жание разговора?

Далее присутствующие смотрят несколько эпизодов из кинофильма «Кин-дза-дза», персонажи ко-

торого с разными интонациями произносят основное слово своего языка «Ку». Ведущий спрашивает,

что означало слово в каждом из эпизодов (вопрос, презрение, восхищение). Обобщая высказывания

участников, ведущий сообщает, что словами люди передают очень незначительную часть информа-

ции, что существуют и другие каналы передачи и восприятия информации (мимика, жесты, интона-

ция).

Основная часть

Участникам предлагается следующее упражнение. Несколько человек (5–6) выходят за дверь.

Оставшемуся в помещении водящему зачитывается текст. Затем возвращается первый из вышедших

участников, и водящий пересказывает текст ему.

По мере возвращения участников первый пересказывает текст второму, второй — третьему и т.д.

По окончании ведущий зачитывает первоначальный вариант текста (при чтении ведущий может

с помощью интонаций или жестов выделить отдельные его фрагменты). Участники обсуждают:

на каких этапах происходило искажение текста, что помогло запомнить некоторые детали, каким

образом участники старались помочь себе при пересказе.

Упражнение может быть выполнено дважды с различными текстами.

Вариант первый

Егор Иваныч, по фамилии Глотов, мужик из деревни Гнилые Прудки, два года копил деньги на

лошадь. Питался худо, бросил махорку, а что до самогона, то забыл, какой вкус в нем. То есть как

ножом отрезало — не помнит Егор Иваныч, какой

вкус, хоть убей.

А вспомнить, конечно, тянуло. Но крепился мужик.

Очень уж ему нужна была лошадь. (Зощенко М.М.

Вариант второй

…Однажды я встретил Илью Иваныча на улице. Новый светло-коричневый костюм висел на нем

мешком. Розовый галстук лез в лицо и щекотал подбородок. Илья Иваныч ежесекундно одергивал


его, сплевывая от злости. Было заметно, что и костюм, и узкий жилет, и пышный галстук мешали

человеку и не давали ему спокойно жить. Сам Илья Иваныч очень похудел и осунулся. И

лицо было желтое и нездоровое, со многими мелкими морщинками под глазами. (Зощенко М.М. Бо-

гатая жизнь / Избранное. — М.: Правда, 1981)

Вновь подведя итоги упражнения, ведущий демонстрирует таблицу:

Как люди передают информацию

при общении (по А. Пизу2)

Информация передается за счет:

слов

звука

(интонаций,

громкости)

невербальных

средств

(жесты, мимика)

10% 35% 55%

Ведущий приводит примеры несоответствия смысла слов и интонации. Вот обращение к уче-

нику, неправильно выполнившему задание: «Молодец! Долго думал?» Или к незваному гостю:

«Только вас и не хватало!» Участникам предлагается объяснить, по каким признакам можно понять

истинный смысл подобных высказываний. Обобщая высказывания участников, ведущий под-

черкивает, что судить о настроении человека, его эмоциях (гнев, удивление, радость и др.) можно не только по смыслу слов (вербальные средства), но и по его жестам, позам, мимике (невербальные средства), тембру голоса, интонациям (паралингвистические средства).

Он объясняет, что часто слова используются как раз для того, чтобы скрыть истинные мысли и намерения собеседника, и что, с другой стороны, с помощью невербальных средств общения можно полностью изменить содержание информации.

Уметь передавать и воспринимать информацию, используя все средства коммуникации, важно и в

повседневной жизни, и в профессиональной деятельности (предложить желающим привести при-

меры соответствующих жизненных ситуаций или профессий). Для того чтобы продемонстрировать

это, ведущий предлагает выполнить упражнение, которое на первый взгляд может показаться при-

сутствующим очень сложным, — «Глухой, слепой, немой»3. Для его выполнения приглашаются три

добровольца, которые получают роли «глухого», «слепого», «немого». Для того чтобы участники не

забывали о своей «глухоте» или «слепоте» и помнили «амплуа» партнеров, название роли пишется

на бумаге, которая прикрепляется на грудь или повязывается в виде полосы на голову. Можно снаб-

дить участников необходимым реквизитом в виде черных очков, наушников, марлевых повязок.


Участникам дается задание договориться о встрече в каком-либо месте в определенное время. После

выполнения упражнения необходимо провести обсуждение со всеми участниками группы тех труд-

ностей, которые возникли у добровольцев, и вариантов их преодоления. Далее модификация данного

упражнения предлагается другим добровольцам.

Варианты: договориться о покраске забора в определенный цвет, о покупке чего-либо в магазине, о

выборе подарка на день рождения.

В ходе рефлексии данного упражнения участники должны понять, что все каналы восприятия и переда-

чи информации очень важны; исключение любого из них способно существенным образом ее исказить.

Участникам предлагается подумать, для каких из пяти типов профессий особенно важно уметь вос-

принимать и передавать информацию не только с помощью слов, но и с помощью мимики, жестов,

интонаций, а для каких невербальные средства коммуникации не имеют решающего значения.

Можно предложить проранжировать типы профессий по этому признаку по мере возрастания потребности во всех видах коммуникаций (вербальных, невербальных, паралингвистических).


Заключительная часть

Подводя итоги, ведущий говорит о том, что развивать коммуникативные навыки важно не только

для успеха в профессиональной деятельности, но и для повседневной жизни. Для иллюстрации этого

утверждения демонстрируется фрагмент из кинофильма «Кавказская пленница» (сцена в ресторане,

когда Джабраил и «кунаки» уговаривают Шурика украсть невесту). Обсуждается, почему Джабраил

терялся при словах Бывалого и Балбеса.

Вновь предлагается выполнить упражнение «Коллективный счет».
Подари

улыбку миру

Игра это искра,

зажигающая огонь

пытливости

и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Цели: развитие внимания, словесно-логического мышления,

кратковременной памяти; формирование психоэмоционального благополучия.

Задачи:

• повысить мотивацию обучения в школе;

• обучить развивающим играм;

• формировать потребность использовать развивающие игры вне

школы;

• обеспечить психоэмоциональный комфорт участников как не-

обходимое условие для развития у детей уверенности в себе;

• организовать взаимодействие между детьми как предпосылку

формирования навыков учебного сотрудничества;

• создать предпосылки для групповой сплоченности класса.

Условия проведения: занятия проводятся четыре дня подряд по параллелям; используются различные формы работы — игровые задания, упражнения психологического характера, беседа: каждый рабочий день в классе начинается с рефлексии, в списке детей оставлено место, чтобы отметить цветом, с каким настроением дети пришли в школу, а с каким ушли.

Ресурсы: актовый зал, ноутбук,

мультимедиа, столы, стулья.

Прогнозируемые результаты:

повышение уровня развития познавательных процессов, школьной мотивации, психоэмоциональ-

ного благополучия.

«Подари улыбку миру»

1) Приветствие. Хором все участники произносят фразу «Привет». Создание эмоционально положительной атмосферы в аудитории.

2) Загадки про школу

(Дети отвечают хором.)

Она — вторая наша мама,