Файл: Одним из важнейших объектов природы является лес. Этот компонент окружающей среды заключает в себе огромный ресурсный потенциал и выполняет различные экологические, экономические, культурные и рекреационные функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Между тем практика применения мер уголовно-правового воздействия на правонарушителей выявляет проблему определения леса как правовой категории, которая в немалой степени связана с наличием пробелов в экологическом законодательстве, а также отсутствием единого подхода в цивилистике к понятию леса.

Действующий Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ) ограничивается указанием на то, что лес – это экологическая система и природный ресурс. Как правильно подмечено в юридической литературе, законодатель в ЛК РФ исказил само понятие «лес» и, по сути, подменил лесные отношения земельными, изменив при этом и принципиальное положение о лесе в ГК РФ.

Законодатель, посвятив понятию «лес» отдельную статью в ЛК РФ, только закрепил, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5). Неясность ключевого для регулирования лесных отношений термина приводит в процессе реализации норм к появлению разных подходов к определению элементов леса как экологической системы, что, в свою очередь, препятствует установлению однозначного правового режима использования и охраны лесов в Российской Федерации1.

В законопроектах лесных кодексов РФ лес определялся как природный объект, составляющий целостную совокупность лесной растительности, земли, почвы, других компонентов, находящихся во взаимосвязи между собой и внешней средой (лесная экосистема), либо привязывался к размеру гектаров земли, на котором плотно произрастает лесная растительность2. Юридическая наука предлагает более развернутые определения. В частности, Р.С. Маковик определяет лес как единый комплекс, который состоит из древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных микроорганизмов и других составляющих биосферы, объективно взаимосвязанных и влияющих на процессы развития окружающей природной среды в целом1.

Относительно общее определение леса предлагает В.К. Быковский: лес – достаточная совокупность древесно-кустарниковой и иной растительности, произрастающей на земельном участке. Ранее в преамбуле Основ лесного законодательства РФ лес определялся как «совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии». Подобные дефиниции достаточно часто используются и в учебной литературе.


Недостатком указанных дефиниций является включение в состав леса животного мира и других компонентов окружающей природной среды, поскольку они обладают отличным от леса правовым режимом и, соответственно, не охватываются лесным законодательством. Следует отметить, что все указанные выше дефиниции леса можно рассматривать в контексте экологических отношений. В качестве объекта гражданских прав категория «лес» самостоятельного значения не имеет. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ исключил лес из объектов недвижимости (ст. 130 Гражданского кодекса РФ). Теперь понятие леса в качестве объекта недвижимости и объекта права собственности заменено понятием земельного участка, на котором произрастает лес2.

В Концепции развития законодательства о вещном праве отмечена необходимость определения природных объектов в качестве объектов гражданских прав, но, к сожалению, даже не предпринята попытка дать эти правовые определения (за исключением определения понятия «земельный участок», которое заимствовано авторами из старой редакции Земельного кодекса РФ)1.

С одной стороны, можно согласиться с тем, что лес это категория экологического права и нет необходимости его рассматривать с позиций объектов гражданских прав. Тем более ст. 260 и 261 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) располагаются в главе 26 УК РФ «Экологические преступления»2. Однако указанные нормы используют такой квалификационный критерий, как значительность причиненного ущерба, что придает данным отношениям имущественно-стоимостный характер. Лесной кодекс РФ в качестве объекта права собственности признает лесной участок как разновидность земельного участка (ст. 7, 8).

Причем из анализа указанных норм можно сделать вывод, что лесной участок является федеральной собственностью, если он находится на землях лесного фонда. Соответственно, если лесной участок находится на землях иных категорий, то он может принадлежать на праве собственности и другим субъектам. Юридическое закрепление права собственности на лесной участок обеспечивает система государственного кадастрового учета.

Таким образом, указанные виды государственных учетов имеют различное предназначение: государственный кадастровый учет идентифицирует лесные участки в качестве объектов гражданских прав, а государственный учет лесных участков – в качестве объектов экологических правоотношений. Предметом же рассматриваемых преступлений являются не лесные участки, а лесные насаждения, расположенные на них. Некоторые авторы утверждают, что раз леса в ГК РФ были исключены из перечня объектов недвижимости, значит, они являются движимыми объектами

3.

Представляется, что данный вывод не совсем верный. Лес соответствует всем признакам недвижимости, т.е. является объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Срубленные же деревья уже утрачивают свое первоначальное назначение, и их нельзя относить к категории леса. Собственно и уголовная ответственность за оборот такой древесины предусмотрена не гл. 26 «Экологические преступления», а гл. 23 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Лес перестал быть самостоятельным объектом гражданских прав и, по сути, стал выступать в качестве составляющего элемента такого вида недвижимости, как лесной участок.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно нему все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, закреплен в ст. 1 Земельного кодекса РФ. Это подтверждается и сведениями, которые вносятся в реестр объектов недвижимости, содержащий информацию не только о виде земельного участка и категории земель, к которой отнесен участок, но и о лесах, расположенных в пределах земельного участка1.

Изложенное соответствует и тенденциям развития гражданского законодательства, согласно которым земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество не должны быть независимыми друг от друга объектами, а должны иметь единый правовой режим.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что лес следует определить как природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой растительности, неразрывно связанной и находящейся на земельном участке, являющийся элементом экологической системы и обладающий потребительской стоимостью.

Исходя из указанного определения, следует выделить следующие признаки леса.

1. Лес – природный объект, состоящий из естественных и искусственных насаждений.

2. Лес включает в себя древесно-кустарную растительность, которая находится во взаимосвязи.

3. Лес неразрывно связан с земельным участком, на котором он находится. Причем лес может находиться на земельном участке лесного фонда и землях иных категорий. Лес в совокупности с земельным участком образует такой объект недвижимости, как лесной участок.

4. Лес является элементом экологической системы
, выступающей средой обитания для живых организмов и влияющей на состояние окружающей среды.

5. Лес обладает потребительской стоимостью. Лес является источником древесины, которая, обладая способностью удовлетворять потребности человека, выступает в качестве товара. Непосредственно расценки на древесину, продаваемые на корню, называются лесной таксой.

Представляется, что юридическое закрепление указанного понятия и выработка четких критериев отнесения тех или иных объектов к лесу позволят разрешить пробелы правоприменения и послужат выработке конкретных мер, направленных на охрану леса в нашем государстве, в т.ч. уголовно-правовыми средствами.
1.2 Дефиниция термина «незаконная рубка»

Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ
2.1 Состав преступления незаконной рубки лесных насаждений
Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными

Субъект преступления - как лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260), так и любое другое лицо. Ответственность наступает с 16 лет.

В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, а совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Субъектом преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 УК РФ, является любое, достигшее 16 –летнего возраста лицо, в том числе и должностное, не использовавшее при незаконной порубке своего служебного положения.

Пункт «в» части 2 ст.260 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную порубку лицом с использованием своего служебного положения, то есть совершение преступления специальным субъектом.

Использование лицом, осуществляющим незаконную порубку, своего служебного положения предполагает, что оно воспользовалось при совершении преступления теми правами, которыми было наделено в силу занимаемой должности или выполняемой работы. Такими лицами могут быть должностные лица и иные работники лесхозов, управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и других организаций, чья деятельность связана с охраной, воспроизводством, контролем, учетом лесных фондов и заготовкой древесины.

Кроме того, «Постановления Пленума Верховного Суда РФ» № 7, обязывает обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях