Файл: Одним из важнейших объектов природы является лес. Этот компонент окружающей среды заключает в себе огромный ресурсный потенциал и выполняет различные экологические, экономические, культурные и рекреационные функции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Последствия экологических преступлений, указанные в законе, можно назвать основным или первичным, а все иные последствия - дополнительными или вторичными. Основным последствием будет, например, ущерб, указанный в денежной форме в статье об ответственности за незаконную порубку леса (ст. 260 УК). Все же остальные последствия сведения древесно-кустарниковой растительности, как например, ухудшение состояние воздуха и почв, изменение климатических условий, потери урожайности сельхозкультур, потери животного мира, насекомых и других обитателей лесов и т.п., будут дополнительными, вторичными.
Причинение конкретного вреда конкретным элементам природы - это видимая часть рассматриваемых преступлений, вторичные же и последующие изменения в системе окружающей среды не всегда поддаются учету, измерению и количественной оценке. Ряд последствий преступной человеческой деятельности, очевидно, способны будут оценить лишь последующие поколения, как нынешнее отмечает последствия деятельности предыдущих.
Преступными последствиями не исчерпывается весь социальный вред, причиняемый экологическими преступлениями. Поэтому в литературе обоснованно предлагается различать еще экономические последствия - все расходы, которые повлекло за собой совершенное преступление. В частности, определение вторичных последствий служит основанием для предъявления требования о возмещении вреда в порядке гражданского судопроизводства.
Экономический вред причиняется материальным интересам природопользователя. Такой вред может быть причинен, в частности, рыбному, лесному, сельскому хозяйству.
Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства предприятий, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции.
При незаконной порубке леса предмет еще не приобрел товарно-денежной формы и не является имуществом.
Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами (постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. № 7).
Порубкой признается любой способ отделения дерева, кустарника или лианы от корня (срубание, спиливание, корчевание и т.п.). Незаконной признается порубка без разрешения либо хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке или за его границами; не в том количестве; не тех пород деревьев, кустарников и лиан, какие указаны в разрешении; по разрешению, выданному с нарушением действующих правил рубок; рубка до или после установленных в лесорубочном билете, ордере, лесном билете сроков рубки; деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (Постановлений Правительства РФ от 18.11.2006 N 698); а также после вынесения решения о приостановлении, об ограничении или о прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда1.
Право на порубку дают лесорубочный билет (ордер), лесной билет. К разрешительным документам также относится лицензия (ст. 34, 81 Лесного кодекса РФ), удостоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду).
Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере (ч. 1 ст. 260 УК).
Таким образом, Экологические преступления могут совершаться как в виде действия (например, загрязнение вод), так и в виде бездействия (например, невыполнение обязанностей, непринятие мер). Обязательным условием уголовной ответственности по ряду статей является наступление последствий. Часто экологический вред является необратимым, он не поддается восстановлению ни силами природы, ни деятельностью человека. Подсчитать экологический ущерб порой практически невозможно (например, выведение из оборота участка земли вследствие радиоактивного загрязнения). С субъективной стороны экологические преступления могут быть как умышленными, так и неосторожными. Одним из важных условий повышений эффективности борьбы с экологическими преступлениями являются постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности.
2.2 Квалификационные признаки состава преступления
Глава 3. Проблемы уголовной ответственности и пути повышения ее эффективности
3.1 Проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений
Истинная сущность публичной власти должна проявляться в обеспечении эффективного применения принятых правовых норм. Поэтому легитимная власть призвана народом, как единственным источником таковой, воздействовать на форму и содержание порядка осуществления членами гражданского общества своих прав и обязанностей, прежде всего посредством реализации превентивной и карательной функции юридической ответственности, не допуская причинения вреда объектам правовой охраны, в особенности природным ресурсам и окружающей среде в целом. Вопрос о характере и размере причиненного вреда имеет важное самостоятельное значение для любой правовой отрасли, регламентирующей самостоятельный вид юридической ответственности.
При этом для уголовно-правовой науки и для соответствующей правоприменительной практики ставится особая задача – выявлять общественно опасные деяния в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, реализовывать карательные меры в отношении экологических преступников и предупреждать совершение новых экологических преступлений в целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в текущем и следующих поколениях человеческого общества. Вместе с тем факт наличия причиненного вреда как условия привлечения к уголовной ответственности представляет собой саморегулирующее основание обратной связи теории и практики уголовного права1.
Совершенное деяние должно содержать в себе все признаки состава преступления, однако, не входя в противоречие с указанным положением, следует заявить, что именно в характере и размерах причиненного вреда может проявляться и проявляется общественная опасность совершенного преступного деяния против окружающей природной среды. Данный признак всегда реализуется в экологии окружающей реальности и способен производить в ней необратимые либо сложно устранимые вредоносные изменения.
К примеру, в Алтайском крае правоохранительными органами было выявлено более двухсот экологических преступлений по составам ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», ст. 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений», ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов», а также ст. 258 «Незаконная охота», ущерб от которых за первое полугодие 2014 г. составил более 68 млн руб.
2. Безусловно, еще существует и латентная экологическая преступность, пределы вредоносной деятельности которой выявить и подсчитать практически, невозможно. Также следует отметить, что вышеуказанное финансовое выражение учтенного преступного вреда экологическим интересам граждан, общества и государства не содержит компенсационных затрат на восстановление всех системных факторов окружающей природной среды в абсолютной их взаимосвязи, что закономерно повышает степень общественной опасности экологических преступлений в геометрической прогрессии. Незаконная рубка лесных насаждений в Алтайском крае представляет собой серьезную проблему, в т.ч. и по причине нахождения на территории края ленточного бора, уникального по своим свойствам и природному назначению в общепланетарном масштабе.
Как правило, экологическое преступление совершается при пересечении заведомо конфликтных интересов экологической, экономической либо жизнеобеспечительной направленности и приоритете последних. В соответствии с лесным законодательством лесной фонд находится в государственной собственности и является объектом правовой охраны. Однако для лиц, способных совершать экологические преступления, лес представляет собой «дар» природы, и при его противоправном заимствовании потенциальные и реальные преступники не способны оценить масштабы причиняемого вреда.
Деловая древесина и иные древесные ресурсы, используемые в деревообрабатывающей промышленности, по своим стоимостным характеристикам являются привлекательными для субъектов предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Кроме того, представители местного населения, особенно малообеспеченные жители сельских населенных пунктов, занимаются незаконной рубкой древесины с целью заготовки дров для выживания в суровых условиях сибирской зимы.
Таким образом, совершение преступлений по незаконной рубке лесных насаждений и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности являются актуальными правовыми вопросами не только федерального, но и регионального значения, которые требуют особого внимания со стороны правоохранительных органов и должностных лиц. Так, по инициативе Главного управления природными ресурсами и экологии Алтайского края летом 2014 г. в регионе силами ГУВД Алтайского края была воссоздана экологическая полиция, призванная бороться с правонарушениями в сфере рационального использования и охраны лесов
Последствия экологических преступлений, указанные в законе, можно назвать основным или первичным, а все иные последствия - дополнительными или вторичными. Основным последствием будет, например, ущерб, указанный в денежной форме в статье об ответственности за незаконную порубку леса (ст. 260 УК). Все же остальные последствия сведения древесно-кустарниковой растительности, как например, ухудшение состояние воздуха и почв, изменение климатических условий, потери урожайности сельхозкультур, потери животного мира, насекомых и других обитателей лесов и т.п., будут дополнительными, вторичными.
Причинение конкретного вреда конкретным элементам природы - это видимая часть рассматриваемых преступлений, вторичные же и последующие изменения в системе окружающей среды не всегда поддаются учету, измерению и количественной оценке. Ряд последствий преступной человеческой деятельности, очевидно, способны будут оценить лишь последующие поколения, как нынешнее отмечает последствия деятельности предыдущих.
Преступными последствиями не исчерпывается весь социальный вред, причиняемый экологическими преступлениями. Поэтому в литературе обоснованно предлагается различать еще экономические последствия - все расходы, которые повлекло за собой совершенное преступление. В частности, определение вторичных последствий служит основанием для предъявления требования о возмещении вреда в порядке гражданского судопроизводства.
Экономический вред причиняется материальным интересам природопользователя. Такой вред может быть причинен, в частности, рыбному, лесному, сельскому хозяйству.
Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства предприятий, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции.
При незаконной порубке леса предмет еще не приобрел товарно-денежной формы и не является имуществом.
Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами (постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. № 7).
Порубкой признается любой способ отделения дерева, кустарника или лианы от корня (срубание, спиливание, корчевание и т.п.). Незаконной признается порубка без разрешения либо хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке или за его границами; не в том количестве; не тех пород деревьев, кустарников и лиан, какие указаны в разрешении; по разрешению, выданному с нарушением действующих правил рубок; рубка до или после установленных в лесорубочном билете, ордере, лесном билете сроков рубки; деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (Постановлений Правительства РФ от 18.11.2006 N 698); а также после вынесения решения о приостановлении, об ограничении или о прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда1.
Право на порубку дают лесорубочный билет (ордер), лесной билет. К разрешительным документам также относится лицензия (ст. 34, 81 Лесного кодекса РФ), удостоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду).
Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере (ч. 1 ст. 260 УК).
Таким образом, Экологические преступления могут совершаться как в виде действия (например, загрязнение вод), так и в виде бездействия (например, невыполнение обязанностей, непринятие мер). Обязательным условием уголовной ответственности по ряду статей является наступление последствий. Часто экологический вред является необратимым, он не поддается восстановлению ни силами природы, ни деятельностью человека. Подсчитать экологический ущерб порой практически невозможно (например, выведение из оборота участка земли вследствие радиоактивного загрязнения). С субъективной стороны экологические преступления могут быть как умышленными, так и неосторожными. Одним из важных условий повышений эффективности борьбы с экологическими преступлениями являются постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности.
2.2 Квалификационные признаки состава преступления
Глава 3. Проблемы уголовной ответственности и пути повышения ее эффективности
3.1 Проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений
Истинная сущность публичной власти должна проявляться в обеспечении эффективного применения принятых правовых норм. Поэтому легитимная власть призвана народом, как единственным источником таковой, воздействовать на форму и содержание порядка осуществления членами гражданского общества своих прав и обязанностей, прежде всего посредством реализации превентивной и карательной функции юридической ответственности, не допуская причинения вреда объектам правовой охраны, в особенности природным ресурсам и окружающей среде в целом. Вопрос о характере и размере причиненного вреда имеет важное самостоятельное значение для любой правовой отрасли, регламентирующей самостоятельный вид юридической ответственности.
При этом для уголовно-правовой науки и для соответствующей правоприменительной практики ставится особая задача – выявлять общественно опасные деяния в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, реализовывать карательные меры в отношении экологических преступников и предупреждать совершение новых экологических преступлений в целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в текущем и следующих поколениях человеческого общества. Вместе с тем факт наличия причиненного вреда как условия привлечения к уголовной ответственности представляет собой саморегулирующее основание обратной связи теории и практики уголовного права1.
Совершенное деяние должно содержать в себе все признаки состава преступления, однако, не входя в противоречие с указанным положением, следует заявить, что именно в характере и размерах причиненного вреда может проявляться и проявляется общественная опасность совершенного преступного деяния против окружающей природной среды. Данный признак всегда реализуется в экологии окружающей реальности и способен производить в ней необратимые либо сложно устранимые вредоносные изменения.
К примеру, в Алтайском крае правоохранительными органами было выявлено более двухсот экологических преступлений по составам ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», ст. 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений», ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов», а также ст. 258 «Незаконная охота», ущерб от которых за первое полугодие 2014 г. составил более 68 млн руб.
2. Безусловно, еще существует и латентная экологическая преступность, пределы вредоносной деятельности которой выявить и подсчитать практически, невозможно. Также следует отметить, что вышеуказанное финансовое выражение учтенного преступного вреда экологическим интересам граждан, общества и государства не содержит компенсационных затрат на восстановление всех системных факторов окружающей природной среды в абсолютной их взаимосвязи, что закономерно повышает степень общественной опасности экологических преступлений в геометрической прогрессии. Незаконная рубка лесных насаждений в Алтайском крае представляет собой серьезную проблему, в т.ч. и по причине нахождения на территории края ленточного бора, уникального по своим свойствам и природному назначению в общепланетарном масштабе.
Как правило, экологическое преступление совершается при пересечении заведомо конфликтных интересов экологической, экономической либо жизнеобеспечительной направленности и приоритете последних. В соответствии с лесным законодательством лесной фонд находится в государственной собственности и является объектом правовой охраны. Однако для лиц, способных совершать экологические преступления, лес представляет собой «дар» природы, и при его противоправном заимствовании потенциальные и реальные преступники не способны оценить масштабы причиняемого вреда.
Деловая древесина и иные древесные ресурсы, используемые в деревообрабатывающей промышленности, по своим стоимостным характеристикам являются привлекательными для субъектов предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Кроме того, представители местного населения, особенно малообеспеченные жители сельских населенных пунктов, занимаются незаконной рубкой древесины с целью заготовки дров для выживания в суровых условиях сибирской зимы.
Таким образом, совершение преступлений по незаконной рубке лесных насаждений и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности являются актуальными правовыми вопросами не только федерального, но и регионального значения, которые требуют особого внимания со стороны правоохранительных органов и должностных лиц. Так, по инициативе Главного управления природными ресурсами и экологии Алтайского края летом 2014 г. в регионе силами ГУВД Алтайского края была воссоздана экологическая полиция, призванная бороться с правонарушениями в сфере рационального использования и охраны лесов