ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на то, что дактилоскопия по праву заняла первое место при идентификации человека, тем не менее, антропометрический метод не потерял актуальности и в наше время. В ряде случаев этот метод является одним из основных при идентификации обгоревших трупов. Такая идентификация производилась после авиакатастрофы, произошедшей в июле 2006 г. в Иркутске. Тела многих погибших настолько обгорели, что опознать их было невозможно. Применение этого метода позволило установить многих погибших.
В 1906 г. в России Министерством юстиции была введена дактилоскопическая система регистрации преступников. В этих целях при главном Тюремном Управлении было учреждено Центральное Дактилоскопическое Бюро. 16 декабря 1906 г. Министром Юстиции И. Г. Щегловитовым были утверждены «Правила о производстве и регистрации дактилоскопических снимков», а Главным Тюремным Управлением был издан циркуляр «О введении дактилоскопии в тюремном ведомстве для регистрации преступников». Таким образом, правила устанавливали обязательную регистрацию обвиняемых (присужденных к ссылке, в бродяжничестве и т.п.).
В России первая работа по дактилоскопии была опубликована П.С. Семеновским в 1923 году «Дактилоскопия как метод регистрации». Позже в 1934 г. в Киеве выходит работа Г. Данилевского «Дактилоскопия», а в 1937 г. в Москве практическое руководство Б.М. Комаринца «Дактилоскопическая идентификация на расстоянии» (она содержала детальные указания по описанию папиллярных узоров с целью идентификации по ним личности посредством передачи такого описания по телефону или телеграфу).
Первые экспертные исследования по идентификации преступников по следам рук начали проводиться в России в начале 20 столетия. Официально признанной первой дактилоскопической экспертизой считается, произведенная известным специалистом в области дактилоскопии, В.И. Лебедевым в 1912 г. по делу об убийстве провизора «Харламовой аптеки» в Петербурге. Во время осмотра на месте преступления нашли осколок разбитого стекла дверей аптеки с несколькими отпечатками пальцев, один из которых был отчетливо выражен и содержал важные детали папиллярного узора. При сравнении его с признаками узора на большом пальце подозреваемого было установлено их полное совпадение. Заключение эксперта было положено в основу обвинительного приговора.
Таким образом, существенное увеличение объемов применения научных знаний в судебной практике обусловило необходимость решения организационных проблем — создания сети экспертных учреждений.
10
28 июня 1912 г. был принят закон о создании в России первого специализированного судебно-экспертного учреждения кабинета научно-судебной экспертизы. При этом использовался опыт работы судебно-фотографической лаборатории, учрежденной в 1893 г. при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты и экспертных учреждений Европы.
В январе 1913 г. кабинет научно-судебной экспертизы открылся при прокуроре Московской судебной палаты, в январе 1914 г. — в Киеве. Одновременно открывается кабинет и в Одессе.
Квалифицированные сотрудники и новейшее по тому времени оборудование позволили с самого начала деятельности кабинетов обеспечить достаточно высокий уровень судебных экспертиз. При этом использовались методы фотографии, дактилоскопии, химии. Кроме того, сотрудники кабинетов применяли научные методы и технические средства, выезжая на места преступлений.
Значительную роль в развитии судебной экспертизы в России сыграл 1-й съезд экспертов-криминалистов, который проходил 1—9 июля 1916 г. в Петрограде. В нем приняли участие сотрудники кабинетов научно-судебной экспертизы, а также судебные следователи, ученые — физики, химики, биологи, судебные медики. Съезд подвел первые итоги работы кабинетов научно-судебной экспертизы и практики применения научных познаний в интересах судопроизводства.
11
К сожалению, описанная выше система кабинетов научно-судебной экспертизы в 1917 г. была разрушена, как и многие другие институты. Экспертные учреждения надо было создавать заново. Первоначально они стали создаваться при органах внутренних дел РСФСР. С 1 марта 1919 г. по решению Коллегии НКВД РСФСР при Центророзыске начал работу Кабинет судебной экспертизы, ставший основой научно-технической службы уголовного розыска. Параллельно с развитием криминалистической службы в Центророзыске создавались научно-технические кабинеты и подотделы в крупных городах. Уже в 1923 г. они действовали помимо Москвы в Ленинграде, Харькове, Самаре, в 1927 г. — в Воронеже, Царицыне, Донском окружном розыске, в 1928 г. — в Свердловске и Рязани.
В связи с ликвидацией НКВД союзных республик реорганизация коснулась и научно-технических подразделений. Был образован общесоюзный научно-технический отдел сначала в составе оперативного отдела Главной инспекции милиции ОГПУ, затем в качестве отделения отдела уголовного розыска Главного управления милиции НКВД СССР.
В 1940 г. научно-технические отделения, группы, кабинеты в органах внутренних дел образовали широкую сеть криминалистических подразделений в стране. Успешно функционировало 30 научно-технических отделений и научно-технических групп в каждом из них работало от двух до пяти экспертов. Они ежегодно выполняли десятки тысяч различных криминалистических экспертиз, производили осмотры мест происшествий.
В декабре 1945 г. приказом НКВД СССР научно-техническое отделение оперативного отдела НКВД СССР было реорганизовано в научно-технический отдел (НТО) Главного управления милиции НКВД СССР. В составе НТО был создан Научно-исследовательский институт криминалистики (НИИК), который стал первым научно-исследовательским учреждением органов внутренних дел. НИИК возглавил Б. М. Комаринец. Первоначально в штате института работали 29 человек.
С 1950 г. НИИК стал подчиняться непосредственно Главному управлению милиции, а в 1956 г. на его базе был создан научно-исследовательский институт милиции МВД СССР (впоследствии — Всесоюзный научно-исследовательский институт МВД СССР), на который возлагались научно-методическая работа, организация повышения квалификации экспертов, выполнение повторных и наиболее сложных экспертиз.
В связи с тем, что во ВНИИ МВД СССР основное внимание было сосредоточено на расширении научно-исследовательской работы и обеспечении методическими разработками основных направлений деятельности органов внутренних дел, в 1969 г. было принято решение создать при Оперативно-техническом управлении МВД СССР практический орган — Центральную криминалистическую лабораторию. В 1977 г. она была преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию (ЦНИКЛ) МВД СССР.
Наряду с научно-исследовательской экспертная работа продолжалась и во ВНИИ МВД СССР. В 1983 г. ЦНИКЛ вошла в состав ВНИИ МВД СССР и была преобразована в Научно-исследовательскую лабораторию № 6 (НИЛ-6) института. Однако логика развития криминалистики и судебной экспертизы потребовала создания самостоятельного научно-практического подразделения в органах внутренних дел. В 1988 г. НИЛ-6 выделяется из ВНИИ МВД СССР и становится Всесоюзным научно-криминалистическим центром (ВНКЦ) МВД СССР. В 1992 г. в связи с распадом СССР в МВД России происходит структурная перестройка и ликвидируется Экспертно-криминалистическое управление, осуществлявшее контрольно-методические функции в системе экспертных подразделений органов внутренних дел. Его управленческие отделы включаются в ВНКЦ, который преобразуется в Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.
Наряду с развитием головных научно-практических учреждений судебной экспертизы происходили серьезные преобразования всей системы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Прежде всего следует отметить, что в 1940 г. так называемые научно-технические подразделения, накопившие практический опыт использования технических средств и методов криминалистики, были выведены из уголовного розыска и стали самостоятельными подразделениями милиции. К середине 1960-х гг. службы криминалистики, оперативной, специальной техники, зарождающейся вычислительной техники и связи были объединены в единую службу, получившую название оперативно-технической.
Бурное развитие науки и техники, повлекшее объективную необходимость более глубокой специализации в развитии криминалистики, привело к выделению в составе милиции в 1981 г. экспертно-криминалистической службы. Это позволило более четко определить ее задачи и функции, что положительно отразилось на результативности использования криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.
Последовавшие затем существенные изменения в государственном устройстве, связанные с демократизацией общества и его государственных институтов, сказались и на уголовном судопроизводстве. Важнейшим становится обеспечение объективности доказывания, базирующегося на непредвзятом исследовании вещественных доказательств. Одним из шагов в этом направлении было выведение экспертно-криминалистической службы из состава криминальной милиции и функционирование ее в качестве самостоятельной службы органов внутренних дел.
В настоящее время экспертно-криминалистическая служба органов внутренних дел — это развитая система криминалистических подразделений, в которых служат свыше 10 тыс. специалистов, производящих ежегодно до 1,5 млн экспертиз и исследований, осматривающих в составе оперативно-следственных групп свыше 1 млн мест происшествий.
Создание экспертных учреждений для органов юстиции шло по другому пути. Поскольку потребности судебно-следственной практики в производстве криминалистических экспертиз в основном удовлетворяли научно-технические подразделения милиции, экспертные исследования по заданиям судов стали выполняться в криминалистических лабораториях юридических вузов. Эти лаборатории создавались в учебных целях, но фактически стали экспертными учреждениями, выполнявшими задания органов следствия и суда. К производству экспертиз, например, в лаборатории Московского правового института, созданной в 1935 г. Е.У. Зицером, привлекались такие известные криминалисты, как А.И. Винберг, Н.В. Терзиев, И.Н. Якимов, Л.П. Рассказов, Б.И. Шевченко. В 1930-х гг. криминалистические лаборатории возникли и в региональных юридических вузах. Так, в 1930 г. криминалистическая лаборатория была
организована в Саратовском юридическом институте, в 1936 г. — в Ленинградском юридическом институте, в 1940 г. — в Ташкентском юридическом институте.
В 1944 г. в Москве была создана Центральная криминалистическая лаборатория (ЦКЛ) Наркомата юстиции СССР, которая в 1946 г. стала структурным подразделением Всесоюзного института юридических наук Министерства юстиции СССР. ЦКЛ была первым общесоюзным криминалистическим экспертным центром.
Создание криминалистических экспертных лабораторий осуществлялось не только в центре, но и в республиках, областях. В 1939 г. криминалистическая лаборатория была создана при НКЮ Азербайджанской ССР в г. Баку. В 1950—1951 гг. такие лаборатории начали функционировать в Казахстане, Узбекистане, Грузии, Латвии, в последующие годы — в Армении, Литве, Молдавии, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Эстонии.
В 1948 г. была организована Ленинградская научно-исследовательская лаборатория, положившая начало созданию сети подобных экспертных учреждений в России. В 1950 г. были созданы криминалистические экспертные лаборатории в Саратове, Свердловске, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Хабаровске. В последующем такие лаборатории были организованы во многих краевых и областных центрах России, Брянске, Воронеже, Волгограде, Владивостоке, Вологде, Горьком, Грозном, Иркутске, Кемерово, Краснодаре, Красноярске, Куйбышеве, Мурманске, Перми, Тюмени, Челябинске, Уфе и др.
Начиная с 1957 г. ряд республиканских лабораторий преобразовывались в НИИ судебных экспертиз. Так, в 1957 г. НИИСЭ был создан в Алма-Ате, в 1958 г. — в Ташкенте, в 1959 г. -в Минске, в 1961 г. — в Вильнюсе и Баку.
Таким образом, к середине 1960-х гг. для органов юстиции страны была создана структура региональных научно-исследовательских институтов судебных экспертиз и лабораторий, которая позволила обеспечивать как производство судебных экспертиз, так и развитие их методического обеспечения. Причем в ряде НИИСЭ организовывались лаборатории, в которых стали разрабатываться научные основы новых родов экспертиз. Так, в Ташкентском НИИСЭ начали разрабатывать научные основы экологической экспертизы. В Харьковском НИИСЭ сформировалась научная школа судебного автороведения. В Киевском НИИСЭ активно осуществлялись разработки методик исследования документов. Начиная с 1980-х гг. в Азербайджанском НИИСЭ разрабатывались проблемы экспертной профилактики. Институт стал признанным центром разработки этого направления экспертной деятельности.