Файл: Россия в ст. 7 Конституции рф провозглашает себя социальным государством.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Считает отказ незаконным, поскольку, состоя в должности старшей пионервожатой, она осуществляла педагогическую и воспитательную деятельность.
Просила суд признать незаконным решение Пенсионного фонда от 9 ноября 2009 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части подсчёта ее педагогического стажа и исключения из подсчёта педагогического стажа периода работы в должности старшей пионервожатой в Советскорунной средней школе № 7 с 16 ноября 1981 года по 4 сентября 1989 года и в Ипатовской средней школе № 1 с 5 сентября 1989 года по 13 января 1994 года. Обязать ответчика включить в стаж ее педагогической деятельности период работы старшей пионервожатой в Советскорунной средней школе № 7 с 16 ноября 1981 года по 4 сентября 1989 года и в Ипатовской средней школе № 1 с 5 сентября 1989 года по 13 января 1994 года. Обязать Пенсионный фонд назначить ей досрочную трудовую пенсию с 10 августа 2009 года, то есть со дня подачи заявления ответчику.
Решением суда на ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району возложена обязанность включить в стаж педагогической деятельности Х. период работы в должности старшей пионервожатой в Советскорунной средней школе № 7 с 16 ноября 1981 года по 4 сентября 1989 года, период работы в должности старшей пионервожатой в Ипатовской средней школе № 1 им. Шейко с 5 сентября 1989 года по 23 июня 1992 года и с 20 августа 1993 года по 13 января 1994 года, назначить Х. досрочную трудовую пенсию со дня возникновения права. В остальной части в удовлетворении иска Х. отказано.
При рассмотрении возникшего спора суд пришел к правильному выводу о том, что указанный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. пенсия назначалась в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340, который вступил в силу 01 января 1992 г. До 01 января 1992 г. пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года.
В соответствии с п.4 Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых являлась основанием для включения данного периода в специальный стаж.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 г. № 70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 закона № 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 закона № 173-ФЗ) в указанный срок включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Работая в должности старшей пионервожатой в Ипатовской средней школе № 1 им. Шейко с 20 августа 1993 года по 13 января 1994 года (в том числе период с 01.10.1993 года по 13.01.1994 года) Х. имела право на включение указанного периода в специальный стаж. Занятость истицы в указанный период времени в должности старшей пионервожатой подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке.
Однако на момент решения вопроса о назначении досрочной пенсии законодательство изменилось.
Данное обстоятельство ставит истицу в неравное положение по сравнению с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее.
С данными выводами суда согласилась судебная коллегия, которая оставляя решение суда без изменения, указала, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а нарушение законно возникшего права Х. на пенсионное обеспечение является недопустимым.
Важным моментом для определения права на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам является подтверждение истцами выполнение нормы рабочего времени после 1 сентября 2000 года.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Вместе с тем, суды допускали ошибки при рассмотрении исков о включении в специальный стаж периодов работы после 1 сентября 2000 года, удовлетворяя требования истцов или отказывая в их удовлетворении без исследования вопроса о выполнение нормы рабочего времени.
А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Буденновску Буденновскому району о назначении досрочной пенсии. В судебном заседании А. уточнила исковые требования и просила суд обязать ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району включить в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее работы с 16.08.1982 г. по 14.09.1983 г., с 14.09,1983 г. по 31.08.1984 г. и с 01.09.2000 г. по 31.08.2002 г., а также обязать назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 17.08.2007 года, указывая, что работала постоянно в сфере образовательной деятельности в течение полного рабочего дня на ставку заработной платы иногда и свыше ставки. В период работы с 16.08.1982 г. по 14.09.1983 г. она фактически работала в МОУ СОШ № 6 г. Буденновска воспитателем ГПД и учителем немецкого языка в общей сложности более чем на ставку. В период работы с 01.09.2000 г. по 31.08.2002 г. она работала в том же учреждении учителем французского языка на полную ставку заработной платы, то есть полный рабочий день в течение полной пятидневной рабочей недели.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 05 июля 2010 года исковые требования А. удовлетворены частично. На ГУ УПФ РФ по городу Буденновску и Буденновскому району возложена обязанность засчитать А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности период с 14.09.1983 г. по 31.08.1984 г. период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. В удовлетворении исковых требований А. обязать ГУ УПФ РФ по городу Буденновску и Буденновскому району засчитать ей в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы с 16.08.1982 г. по 14.09.1983 г. в должности воспитателя группы продленного дня в Буденновской СШ № 6, с 01.09.2000 г. по 31.08.2002 г. в должности учителя иностранного языка в Буденновской МОУ СОШ № 6 и о возложении обязанности на ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельностью с даты ее обращения, то есть с 17 августа 2007 года отказано.
Проверяя доводы кассационной жалобы А. судебная коллегия пришла к выводу о необоснованности решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о включении в льготный стаж периода работы с 01.09.2000 года по 31.08.2002 года в должности учителя иностранного языка в Буденновской МОУ СОШ № 6.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в льготный стаж период работы с 01.09.2000 года по 31.08.2002 года в должности учителя иностранного языка в Буденновской МОУ СОШ № 6, суд первой инстанции исходил из того, что А. в указанный период с норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, не выполняла.
Судебная коллегия не согласилась с указанным выводом указав, что в силу требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч.2 ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Таким образом, закон не ограничивает ни истца, ни ответчика ни в перечне доказательств, ни в способах доказывания.
А. представила в суд копию лицевого счета по заработной плате, из которого усматривается, что суммарная нагрузка в этот период времени составляла белее, чем ставка.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части не могло быть признано законным, а потому подлежало отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом первой инстанции, судебная коллегия сочла возможным постановить новое решение в указанной части об удовлетворении заявленных требований.
Споры о досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
При назначении пенсии указанной категории лиц в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):
- Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
- Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
- Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).
Анализ и изучение рассмотренных федеральными судьями гражданских дел за проверяемый период по искам граждан о назначении льготной пенсии показало, что в целом позиция судов при оценке пенсионных прав граждан является правильной, выводы судов по существу заявленных исковых требований, как правило, мотивированны, значимые для дела обстоятельства установлены и подтверждены исследованными с соблюдением правил ст.67 ГПК РФ доказательствами, грубых нарушений требований действующего гражданского процессуального законодательства РФ при разрешении дел данной категории судами практически не допускалось.
Кроме того, следует отметить, что при оценке пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суды также правильно указывали, что клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что ведомственная принадлежность во всех случаях предполагает принадлежность к органам здравоохранения либо их структурным подразделениям. Применительно к практике это свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к оценке пенсионным прав граждан, занятых на аналогичных работах.
Следует отметить, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством стаж на соответствующих видах работ педагогическим работникам исчисляется во всех случаях календарно. Стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения медицинским работникам, также исчисляется в календарном порядке, за исключением отдельных случаев, предусмотренных правилами, регулирующими порядок и условия исчисления периодов работы указанных работников.
Просила суд признать незаконным решение Пенсионного фонда от 9 ноября 2009 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части подсчёта ее педагогического стажа и исключения из подсчёта педагогического стажа периода работы в должности старшей пионервожатой в Советскорунной средней школе № 7 с 16 ноября 1981 года по 4 сентября 1989 года и в Ипатовской средней школе № 1 с 5 сентября 1989 года по 13 января 1994 года. Обязать ответчика включить в стаж ее педагогической деятельности период работы старшей пионервожатой в Советскорунной средней школе № 7 с 16 ноября 1981 года по 4 сентября 1989 года и в Ипатовской средней школе № 1 с 5 сентября 1989 года по 13 января 1994 года. Обязать Пенсионный фонд назначить ей досрочную трудовую пенсию с 10 августа 2009 года, то есть со дня подачи заявления ответчику.
Решением суда на ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ по Ипатовскому району возложена обязанность включить в стаж педагогической деятельности Х. период работы в должности старшей пионервожатой в Советскорунной средней школе № 7 с 16 ноября 1981 года по 4 сентября 1989 года, период работы в должности старшей пионервожатой в Ипатовской средней школе № 1 им. Шейко с 5 сентября 1989 года по 23 июня 1992 года и с 20 августа 1993 года по 13 января 1994 года, назначить Х. досрочную трудовую пенсию со дня возникновения права. В остальной части в удовлетворении иска Х. отказано.
При рассмотрении возникшего спора суд пришел к правильному выводу о том, что указанный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. пенсия назначалась в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340, который вступил в силу 01 января 1992 г. До 01 января 1992 г. пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года.
В соответствии с п.4 Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых являлась основанием для включения данного периода в специальный стаж.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 г. № 70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 закона № 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 закона № 173-ФЗ) в указанный срок включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Работая в должности старшей пионервожатой в Ипатовской средней школе № 1 им. Шейко с 20 августа 1993 года по 13 января 1994 года (в том числе период с 01.10.1993 года по 13.01.1994 года) Х. имела право на включение указанного периода в специальный стаж. Занятость истицы в указанный период времени в должности старшей пионервожатой подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке.
Однако на момент решения вопроса о назначении досрочной пенсии законодательство изменилось.
Данное обстоятельство ставит истицу в неравное положение по сравнению с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее.
С данными выводами суда согласилась судебная коллегия, которая оставляя решение суда без изменения, указала, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а нарушение законно возникшего права Х. на пенсионное обеспечение является недопустимым.
Важным моментом для определения права на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам является подтверждение истцами выполнение нормы рабочего времени после 1 сентября 2000 года.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Вместе с тем, суды допускали ошибки при рассмотрении исков о включении в специальный стаж периодов работы после 1 сентября 2000 года, удовлетворяя требования истцов или отказывая в их удовлетворении без исследования вопроса о выполнение нормы рабочего времени.
А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Буденновску Буденновскому району о назначении досрочной пенсии. В судебном заседании А. уточнила исковые требования и просила суд обязать ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району включить в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее работы с 16.08.1982 г. по 14.09.1983 г., с 14.09,1983 г. по 31.08.1984 г. и с 01.09.2000 г. по 31.08.2002 г., а также обязать назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 17.08.2007 года, указывая, что работала постоянно в сфере образовательной деятельности в течение полного рабочего дня на ставку заработной платы иногда и свыше ставки. В период работы с 16.08.1982 г. по 14.09.1983 г. она фактически работала в МОУ СОШ № 6 г. Буденновска воспитателем ГПД и учителем немецкого языка в общей сложности более чем на ставку. В период работы с 01.09.2000 г. по 31.08.2002 г. она работала в том же учреждении учителем французского языка на полную ставку заработной платы, то есть полный рабочий день в течение полной пятидневной рабочей недели.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 05 июля 2010 года исковые требования А. удовлетворены частично. На ГУ УПФ РФ по городу Буденновску и Буденновскому району возложена обязанность засчитать А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности период с 14.09.1983 г. по 31.08.1984 г. период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. В удовлетворении исковых требований А. обязать ГУ УПФ РФ по городу Буденновску и Буденновскому району засчитать ей в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы с 16.08.1982 г. по 14.09.1983 г. в должности воспитателя группы продленного дня в Буденновской СШ № 6, с 01.09.2000 г. по 31.08.2002 г. в должности учителя иностранного языка в Буденновской МОУ СОШ № 6 и о возложении обязанности на ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельностью с даты ее обращения, то есть с 17 августа 2007 года отказано.
Проверяя доводы кассационной жалобы А. судебная коллегия пришла к выводу о необоснованности решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о включении в льготный стаж периода работы с 01.09.2000 года по 31.08.2002 года в должности учителя иностранного языка в Буденновской МОУ СОШ № 6.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в льготный стаж период работы с 01.09.2000 года по 31.08.2002 года в должности учителя иностранного языка в Буденновской МОУ СОШ № 6, суд первой инстанции исходил из того, что А. в указанный период с норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, не выполняла.
Судебная коллегия не согласилась с указанным выводом указав, что в силу требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч.2 ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Таким образом, закон не ограничивает ни истца, ни ответчика ни в перечне доказательств, ни в способах доказывания.
А. представила в суд копию лицевого счета по заработной плате, из которого усматривается, что суммарная нагрузка в этот период времени составляла белее, чем ставка.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части не могло быть признано законным, а потому подлежало отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом первой инстанции, судебная коллегия сочла возможным постановить новое решение в указанной части об удовлетворении заявленных требований.
Споры о досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
При назначении пенсии указанной категории лиц в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):
- Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
- Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
- Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).
Анализ и изучение рассмотренных федеральными судьями гражданских дел за проверяемый период по искам граждан о назначении льготной пенсии показало, что в целом позиция судов при оценке пенсионных прав граждан является правильной, выводы судов по существу заявленных исковых требований, как правило, мотивированны, значимые для дела обстоятельства установлены и подтверждены исследованными с соблюдением правил ст.67 ГПК РФ доказательствами, грубых нарушений требований действующего гражданского процессуального законодательства РФ при разрешении дел данной категории судами практически не допускалось.
Кроме того, следует отметить, что при оценке пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суды также правильно указывали, что клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что ведомственная принадлежность во всех случаях предполагает принадлежность к органам здравоохранения либо их структурным подразделениям. Применительно к практике это свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к оценке пенсионным прав граждан, занятых на аналогичных работах.
Следует отметить, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством стаж на соответствующих видах работ педагогическим работникам исчисляется во всех случаях календарно. Стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения медицинским работникам, также исчисляется в календарном порядке, за исключением отдельных случаев, предусмотренных правилами, регулирующими порядок и условия исчисления периодов работы указанных работников.