Файл: Россия в ст. 7 Конституции рф провозглашает себя социальным государством.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ранее действующий КЗОТ РФ предусматривал, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (ст.112).

Учебные отпуска.

Период нахождения в отпуске в связи с обучением с сохранением заработной платы подлежит включению в общий трудовой стаж работника, поскольку в п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Однако законодательных норм в отношении включения (не включения) в специальный стаж периодов учебных отпусков с сохранением заработной платы не имеется. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, предусмотрены определенные периоды, как подлежащие, так и не подлежащие включению в специальный стаж. Например, п. 5 Правил определено, что периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж. В числе же периодов, не включаемых в специальный стаж, в п. 9 Правил указываются, в частности, периоды простоя, как по вине работодателя, так и по вине работника. Однако, в Правилах вообще не упоминаются периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы, то есть отсутствуют указания на включение либо не включение этих периодов в специальный стаж.

Кроме того, в соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Данное обоснование соответствует положениям ч. 1 ст. 11 ГПК, согласно которой суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Нормативное регулирование ситуаций с включением (не включением) в специальный стаж периодов учебных отпусков является недостаточно определенным. В подобных ситуациях суды должны руководствоваться ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, согласно которой в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В данном случае, можно приравнять к осуществлению педагогической деятельности периоды учебных отпусков с сохранением заработной платы, обосновав свое решение, в том числе п. 21 Рекомендации МОТ № 148, разрешив спор по аналогии права, так как при отсутствии норм права РФ, регулирующих данное спорное отношение, применяя рекомендательную норму МОТ, членом которой является РФ, исходить из общих начал и смысла законодательства РФ, которое основывается на положениях Конституции РФ, в том числе на том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Что касается периодов до введения нового правового регулирования вопросов назначения пенсии, то в соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.



С учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости (Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2006 г. № 14-В06-34).

Отпуск по уходу за ребенком.

Суды правильно включали в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» от 25 сентября 1992 года № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ в редакции, действовавшей до 01.10.1992 года, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, а также правильно исчисляли в льготном порядке отпуск по уходу за ребенком в связи с лечебной деятельностью.

Согласно письму Минздрава и соцразвития РФ от 04 июня 2004 года № МЗ-637 исчисление стажа, в том числе и специального, может проводиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Следует отменить, что в соответствии с разъяснением государственного комитета по труду и социальным вопросам от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 при исчислении общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.


Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем, время такого отпуске полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии, причем в льготном, при наличии к тому оснований, исчислении. Позиция о кратном зачете времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж для назначения пенсии основана на том, что это время по правовым последствиям приравнено законодателем к времени основной работы женщины, поэтому при кратном зачете времени работы для пенсионных целей и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно засчитываться в льготном (кратном) исчислении (Определение ВС РФ от 24 ноября 2006 года № 4-В06-42).


Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 27 мая 2010 года удовлетворении исковые требования К. о включении периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 30.06.1991 года по 31.03.1992 года, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, о признании незаконным отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности на ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в связи с педагогической деятельностью данный период и назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с 01.09.2009 года.

Проверяя доводы кассационной жалобы ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району судебная коллегия пришла к выводу о том, что при рассмотрении возникшего спора суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения – Конституцией РФ, положениями Федерального Закона от 17.12. 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», а также нормами процессуально права – положениями ГПК РФ, и с учетом представленных сторонами доказательств обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Споры о досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При назначении пенсии указанной категории лиц в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):

- Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).

- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;