Файл: Россия в ст. 7 Конституции рф провозглашает себя социальным государством.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Инструкция «О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения», утвержденная приказом Минпрос СССР от 16.05.85г № 94;

- Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 года № 240 и от 01.02.2001 года № 79), утвердившим соответствующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

При этом постановление от 06.09.1991 года и Список применяются за периоды работы до 01.11.1999 года, а постановление от 22.09.1999 года, Список и Правила — за периоды работы с 01.11.1999 года до 01.01.2002 года.

Ко всем периодам работы могут применяться Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

Как показывает практика рассмотрения гражданских дел, суды правильно применяют приведенные нормативные акты.

Анализ судебной практики показывает, что одним из оснований отказа ПФР в досрочном назначении пенсии по старости данным категориям граждан являлось формальное несоответствие наименования образовательного учреждения для детей, содержащего в своем наименовании имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ) Спискам.

Полагая мотивы отказа территориального органа пенсионного обеспечения в зачете указанных периодов работы в этих учреждениях в специальный трудовой стаж работников необоснованными, суды правильно исходили из того, что действующим пенсионным законодательством в качестве основания для назначения пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. В случае, если учредительные документы содержали сведения о наличии в рамках названного типа учреждения наименование вида учреждения, предусмотренного Списками (например, МДОУ-ясли-сад) и находило свое подтверждение осуществление образовательной, воспитательной деятельности,
наличие образовательных программ, суды приходили к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Кроме того, несмотря на то, что одним из условий включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, является выполнение работы продолжительностью не менее 25 лет в определенных должностях и учреждениях, структурных подразделениях, предусмотренных соответствующими Списком и Правилами, законодатель не исключает возможность дополнения наименований таких учреждений территориальной или ведомственной принадлежностью, нумерацией, оригинальным названием.

Рассмотрение споров связанных с отказом органами пенсионного фонда во включении в специальный стаж работы граждан в должности воспитателя составили около 6% от всей категории споров по досрочному назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью, поступивших на обобщение.

Как показывает анализ дел, при рассмотрении данных споров у судов не возникает особых проблем с определением закона, подлежащего применению. Судам, при разрешении указанной категории дел, равно как и дел по назначению досрочной трудовой пенсии по иным основаниям следует исходить из того, что законодатель связывает право на досрочную трудовую пенсию не с любой работой с детьми. Именно поэтому и были утверждены Списки работ и профессий, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию. По таким делам недостаточно установить фактические обязанности истца и правильное наименование учреждения, в решении суда необходимо указать, что работа истца в занимаемой должности и учреждении соответствует должности и учреждению, поименованных в Списках.

Так решением Ипатовского районного суда от 29 июня 2010 года удовлетворены исковые требования У. о признании незаконным в части решения ГУ УПФ РФ по Ипатовскому району № 1326 от 12 марта 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж работы, дающего право для досрочного назначения пенсии по старости периоды работы: с 21 июля 2003 года по 23 марта 2004 года, с 5 апреля 2004 года по 30 сентября 2008 года, с 13 ноября 2008 года по 31 мая 2009 года, с 14 июля 2009 года по 7 декабря 2009 года в должности «инструктора по физической культуре» и «инструктора по физическому воспитанию» в МДОУ детский сад № 17 «Солнышко», признать за нею право на досрочное назначение пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 07 декабря 2009 года, то есть со дня подачи заявления ответчику.



Удовлетворяя исковые требования У., суд первой инстанции исходил из того, что работа в должности «инструктора по физической культуре» и «инструктора по физическому воспитанию» должна приравниваться к педагогической деятельности, которая даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии. Неправильное указание в приказах по МДОУ детский сад, штатных расписаниях, тарификационных списках должности, занимаемой истицей в спорные периоды, не должны ограничивать ее право на включение работы в указанной должности в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Судебная коллегия не согласилась с указанным выводом суда первой инстанции, полагая его основанным на ошибочном применении норм материального права, указав, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В данный Список включена должность «руководитель физического воспитания» «дошкольных образовательных учреждений: детские сады всех наименований; центр развития ребенка – детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли» (п.1.8).

Аналогичные положения содержались и в ранее действовавших Списках должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Списком не предусмотрено право лиц, осуществлявших деятельность в должности «инструктор по физической культуре», «инструктор по физическому воспитанию» в детском дошкольном учреждении, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.


Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, а также разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 года № 593, наряду с должностью «инструктор по физической культуре» предусмотрена и должность «руководитель физического воспитания».

Отменяя постановленное по делу решение суда судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о тождественности занимаемой У. в спорный период времени должности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности. Однако доказательств этому в материалах дела не имелось.

Включение в специальный стаж периодов работы в партийных и комсомольских органах.

П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Туркменскому району Ставропольского края в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указав не необоснованность исключения из специального стажа период работы с 28.08.1984 года по 04.01.1987 года в должности секретаря комсомольской организации колхоза «Калинина». Решением Туркменского районного суда от 30 марта 2010 требования П. удовлетворены.

Удовлетворяя исковые требования П., суд первой инстанции исходил из возможности включения в педагогический стаж периодов работы или иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. Суд указал, что Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшее до 01 октября 1993 года, предусматривало включение выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а
также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение работы в должности секретаря комсомольской организации из специального стажа при наличии не менее 2/3 стажа работы в учреждениях для детей.

Оставляя решение суда без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФ РФ по Туркменскому району СК судебная коллегия указала, что суд пришел к правильному выводу о том, что положения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 применимы к спорному периоду работы П., в связи с чем период ее работы с 28.08.1984 года по 04.01.1987 года в должности секретаря комсомольской организации колхоза «Калинина» подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Включение в специальный стаж периодов работы в должности старшей пионервожатой (пионервожатой).

Не смотря на сложившуюся устойчивую судебную практику органы пенсионного обеспечения отказывают во включении в специальный стаж работы, связанный с педагогической деятельностью, периоды работы в должности пионервожатой (старшей пионервожатой).

Анализ судебной практики показал, что в изучаемый период времени судами рассмотрено 47 таких дел.

Суды при рассмотрении дел данной категории правильно применяют нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Так, решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 12 февраля 2010 года частично удовлетворены исковые требования Х. о признании незаконным в части решения ГУ — УПФ РФ по Ипатовскому району об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении пенсии.

В обоснование своих требований указав, что стаж ее работы, связанной с осуществлением педагогической деятельности, составляет 25 лет. 10 августа 2009 года она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако решением от 9 ноября 2009 года в этом ей отказано по причине отсутствия необходимого стажа. Ответчик исключил из ее стажа периоды работы в должности старшей пионервожатой в Советскорунной средней школе № 7 с 16 ноября 1981 года по 4 сентября 1989 года и в Ипатовской средней школе № 1 с 5 сентября 1989 года по 13 января 1994 года, поскольку должность старшей пионервожатой не