Файл: Структурносмысловое членение текста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА.

Основными понятиями структурно-смыслового членения текста являются: тема текста (Т), коммуникативная задача текста (КЗТ), микротемы текста (МТ), данная (Д) и новая (Н) информация текста, прогрессия текста, способ развития информации текста, модель текста.

Тема текста

Структура и смысл текста тесно взаимосвязаны. Любой текст имеет тему. Тема – это предмет или явление, которое рассматриваются в тексте. Часто слово, обозначающее тему в тексте, повторяется. Его называют слово-тема. Обычно тему обозначают существительным, в тексте оно может встречаться в различных падежах. Слово-тема может заменяться местоимением или синонимичным выражением. Чаще всего тема обозначается: а) в первом предложении; б) во втором предложении. Например:

1)Возможность клонирования человека общественным мнением воспринимается неоднозначно. Существуют обоснованные мнения «за» и «против» клонирования человека. Примечательно, что вновь столкнулись позиции научных кругов и духовенства, выражающих полярные точки зрения в этом вопросе. Однако даже многие генетики достаточно сдержанно относятся к клонированию человека. Религиозные деятели в подавляющем большинстве категорически против проведения экспериментов такого рода.

Тема текста – клонирование человека. Слово-тема повторяется трижды в дательном и родительном падежах, в третьем и последнем предложениях заменяется близким по смыслу выражением. Тема текста обозначена в первом предложении.

2) Чтобы изготовить, например, рубашку, нужно сначала вырастить хлопок, затем из этого хлопка сделать пряжу, из пряжи – ткань, из ткани сшить рубашку. Хлопок, пряжа и ткань – это не конечные, а промежуточные продукты. Промежуточные продукты идут на дальнейшую переработку в качестве сырья или полуфабрикатов, на перепродажу. Промежуточным продуктом могут быть и услуги.

Тема текста – промежуточный продукт. Слово-тема повторяется три раза в различных падежах. Тема текста обозначена во втором предложении.

Задание № 1. Прочитайте тексты. Определите их тему.

Текст 1. Собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения какого-либо количества материальных благ. Экономическое содержание собственности выражается через совокупность производственных отношений, которые включают в себя отношения производства, обмена, распределения и потребления. Юридическое содержание собственности выражается через права собственников на владение, пользование, управление, на доход и безопасность объекта собственности.


Текст 2. Потребление можно рассматривать как своеобразное отрицательное производство, по выражению английского экономиста А. Маршалла. Потребление характеризуется им как отрицательное производство, так как в процессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезности. Однако нельзя понимать потребление исключительно как процесс разрушения полезности. Дело в том, что само потребление можно разделить на два типа: личное потребление и производственное потребление.

Текст 3. Классический источник инфляции – дефицит государственного бюджета – характерен также и для Казахстана. Хотя бюджетный дефицит является вторичным фактором инфляции, поскольку вызывается инфляцией издержек и, в связи с этим, обесцениванием государственных доходов.

Текст 4. В недрах рабовладельческого способа производства зародились элементы феодализма. Это связано с тем, что труд рабов был малопроизводительным. Малопроизводительный труд стал тормозом в развитии данной формации. Именно поэтому рабам вынуждены были дать определенную свободу.

Коммуникативная задача текста

Любой текст, как уже говорилось, имеет определенную тему. Однако любую тему можно рассмотреть с разных сторон в зависимости от задачи общения, которую ставит автор. Например, текст о собственности можно построить по-разному. Он может содержать только общее понятие о собственности, в нем можно рассказать о формах собственности, можно объяснить, чем различаются формы собственности в разные периоды развития общества, а также рассмотреть это понятие в юридическом аспекте. Таким образом, на одну и ту же тему можно создать разные тексты. Это объясняется тем, что текст развивается в зависимости от коммуникативной задачи. Коммуникативная задача текста (коммуникация – общение) – задача общения, т.е. задача, которую ставит автор перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, находится (чаще всего) в начале текста. Например:

В процессе реформирования экономики Казахстан использовал опыт разных стран. До 1998 года Казахстан шел по англосаксонскому варианту. Для англосаксонского либерального общества характерны индивидуализм, ограниченная роль государства, акцент на макроэкономику. Однако после 1998 года страна перестала придерживаться какой -либо конкретной модели смешанной экономики, используя в своем развитии положительный опыт и лучшие достижения всех цивилизаций, доказавших свою эффективность.



Тема приведенного текста – реформирование экономики Казахстана. Коммуникативная задача текста – использование опыта разных стран. Она отражена в первом предложении. Способ формулирования коммуникативной задачи – образование от глагола, с помощью которого выражено сказуемое, существительного: Казахстан использовал опыт разных стран - использование опыта разных стран.

Например: Экономическая информация нужна каждому человеку, чтобы правильно и быстро решать в домашнем хозяйстве и на работе. Экономическая информация нужна каждой фирме, каждому заводу, каждому банку. Экономическая информация нужна каждому государству, чтобы быстро и эффективно решать экономические проблемы своей страны и международные экономические проблемы.

Тема текста – экономическая информация. Коммуникативная задача – необходимость экономической информации. В данном тексте коммуникативная задача повторяется в каждом предложении. Способ формулирования КЗТ – образование от предикатива «нужен (необходим)» существительного с таким же лексическим значением – необходимость.

Бывают случаи, когда коммуникативная задача не отражена в конкретном предложении, но подразумевается. В таком случае надо определить предмет описания, выявить особенности его характеристики (со стороны строения, состава, роли, значения и т.п.) и только после этого сделать вывод о коммуникативной задаче. Например:

Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. ЦБ, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

Тема приведенного текста – центральный банк. В тексте нет предложения, которое бы обобщало информацию, резюмировало бы ее. Каждое предложение текста раскрывает какую-нибудь грань деятельности центрального банка. Следовательно, коммуникативная задача (КЗТ) текста подразумевается – роль (значение) центрального банка в стране. Способ формулирования коммуникативной задачи – анализ смыслового содержания текста, его обобщение, т.е. категоризация (сведение всего смыслового содержания к одному слову или словосочетанию).


Задание № 1. Прочитайте тексты, определите их коммуникативную задачу. Слова для справок: определение, понятие, классификация, структура, состав, черты, признаки, функция, роль, назначение, факторы, воздействие (влияние).

Текст 1. Современная наука чрезвычайно важна для развития производства. Благодаря науке можно производить больше качественных продуктов и услуг, которые лучше удовлетворяют потребности людей. Экономисты утверждают, что наука является одним из факторов производства.

Текст 2. Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям рыночной экономики. Кредитно-денежная система – это комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

Текст 3. На протяжении всей истории существования государств наблюдается неравномерное развитие их экономики: периоды экономического подъема, расцвета сменяются периодами экономического спада. Эти постоянные подъемы и спады в уровне экономической активности называются циклами экономической (деловой) активности, или экономическими циклами.

Текст 4. Деятельность правительства также может влиять на цикличность развития экономики. Правительство в состоянии регулировать уровень деловой активности посредством повышения или снижения налогов и правительственных расходов.

Текст 5. Владеть имуществом может не только человек, но и государство, а также коллектив (группа лиц), поэтому субъектом собственности являются и человек, и государство, и коллектив. В зависимости от того, кто является субъектом собственности, различают 4 основных формы собственности. Если субъектом собственности является человек, то это личная и частная собственность. Если имуществом владеет государство, то это государственная собственность. Если имуществом владеет коллектив, то это коллективная собственность.

Текст 6. Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Государственный бюджет строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей: доходы; полученные официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; расходы; кредитование; дефицит (профицит) бюджета; финансирование.

Текст 7. Четвертая модель рынка – это олигополия. При этой модели на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Продукты могут быть одинаковыми или значительно дифференцированными. Контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью и может быть значительным при тайном сговоре. При вступлении в рынок существуют значительные препятствия. Для данного рынка типична неценовая конкуренция.


Текст 8. Ресурсы республиканского бюджета предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержки единого уровня социальной защищенности населения.

Текст 9. Главное звено банковской системы любого государства – центральный банк страны. Традиционно центральный банк осуществляет монопольную эмиссию (выпуск) денег. Кроме того, он является банкиром правительства. Центральным банком проводится денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Текст 10. Национальный доход состоит из фонда потребления и фонда накопления. Фонд потребления используется для выплаты заработной платы, прибыли и других видов дохода, т.е. используется непосредственно населением страны. Фонд накопления – это та часть национального дохода, которая инвестируется (вкладывается) в производство для его расширения, обновления. В разных странах пропорция между частями национального дохода разная.

Текст 11. Предпринимательство – хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с риском – характеризуется, прежде всего, наличием у субъекта определенной совокупности свобод и прав по выбору хозяйственной деятельности по формированию производственной программы по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам. Предпринимательство предполагает ответственность за принимаемые решения. Оно ориентируется на достижение коммерческого успеха.

Текст 12. Большинство американских ученых-экономистов считает, что минимум заработной платы порождает определенную безработицу, особенно среди молодежи (16-19 лет). В частности, установлено, что повышение минимума заработной платы на 10% приводит к снижению занятости подростков на 1-3%.Неблагоприятно сказывается эта ситуация и на молодежь в возрасте от 20 до 24 лет. 10%-ное повышение минимума заработной платы понижает занятость данной группы рабочих на один или менее процент

Микротемы текста

Микротемы – это части общей темы, состоящие из одного или более предложений, объединенные по смыслу и раскрывающие с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две и более микротем. Каждая микротема может состоять из одного и более предложений.