Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Текст 2. По способу расчёта различают постоянные и переменные издержки. Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объёма производства. К ним, как правило, относятся: рентные платежи, отчисления на амортизацию зданий и оборудования, жалованье высшему управленческому персоналу и др. Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объёма производства. К ним относятся затраты на сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги, трудовые ресурсы.
Текст 3. Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Ф.Котлер определяет нужду следующим образом: нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются усилиями кого-либо, они естественны и поэтому являются исходными составляющими концепции маркетинга.
Текст 4. Одним из факторов издержек фирмы является заработная плата. Заработная плата – это цена рабочей силы, принимающая на рынке форму цены труда. На рынке труда работник предлагает свою способность к труду, то есть совокупность физических и духовных сил, а не труд. Способность к труду, или рабочая сила, является товаром, и как всякий товар, она имеет стоимость и цену.
Текст 5. Ставки ссудного процента находятся под влиянием многих факторов. Главный из них – спрос и предложение на денежный капитал. Этот фактор определил тенденцию к снижению процентных ставок. Развитие общества базируется на росте объёмов производства, повышении его эффективности. В банках аккумулируются большие суммы временно свободных денежных средств и, как следствие, растёт предложение денежного капитала. В каждый данный момент на текущую ставку процента влияют такие факторы как: 1) р и с к : чем больше вероятность, что заёмщик не выплатит ссуду в срок, тем больший ссудный процент будет взимать кредитор, чтобы компенсировать этот риск; 2) с р о ч н о с т ь : долгосрочные ссуды обычно выдаются по ставкам процента более высоким, чем краткосрочные, потому, что кредиторы долгосрочной ссуды могут понести финансовый ущерб, так как в течение длительного периода времени им может представиться возможность более выгодного использования ссудного капитала; 3) о г р а н и ч е н и е условий конкуренции на рынке: банк в небольшом городке, монополизирующий местный денежный рынок, может взимать высокие ставки. С другой стороны, крупная корпорация может изучить деятельность конкурирующих инвестиционных банков по выпуску новых облигаций и тем самым обеспечить низкую ставку. Ставка ссудного процента играет значительную роль в развитии экономики, определяя уровень и структуру производства: высокая процентная ставка “душит” инвестиции и сдерживает производство; низкая ставка приводит к увеличению инвестиций и расширению производства.
Способы развития информации в тексте (параллельный и цепной)
По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения и отдельные предложения внутри текста, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация (Н1, Н2 и т.д.─ в предложении и микротемы - МТ1, МТ2 и т.д.─ в тексте). Независимые ситуации объединены известной информацией – данным (Д) в предложении и предложением, в котором выражена коммуникативная задача (КЗТ), в тексте. Предмет или явление в таком случае описывается с разных сторон. Параллельный способ связи информации внутри предложения:
Социалистический вариант индустриального развития сопровождался отказом от рыночных отношений и использованием внеэкономических мер принуждения к труду – идеологизация общества, политические репрессии.
В этом предложении данная информация (Д) – социалистический вариант индустриализации. Новая информация (Н) объясняет, в чем именно он (вариант) заключается. Новая информация представлена двумя ситуациями действительности: первая: отказ от рыночных отношений (Н1), вторая: использование внеэкономических мер принуждения (Н2). Ситуации не зависят друг от друга, следовательно, между ними параллельная связь информации.
Параллельный способ связи информации между предложениями в тексте:
Основу жизни человека составляет производство материальных благ. Чтобы начать производство, необходимо иметь средства производства и рабочую силу. Средства производства – это предметы труда (например, ткань, из которой шьют пальто) и средства труда (ножницы, игла, швейная машинка). Человек, обладающий способностью к труду, является рабочей силой и, пользуясь средствами производства, создаёт материальные блага, т.е. производит продукцию.
Коммуникативная задача текста отражена во втором предложении Чтобы начать производство, необходимо иметь средства производства и рабочую силу. Смысловым центром является средства производства и рабочая сила, т.е. составляющие производства. МТ-1 – средства производства, МТ-2 – рабочая сила. МТ-1 раскрывается с помощью Н-1 – предметы труда и Н-2 – средства труда. МТ-2 раскрывается посредством Н-1 – человек, обладающий способностью к труду и Н-2 – создание материальных благ. Следовательно, в тексте наблюдается параллельный способ связи информации между предложениями. Такую связь можно отразить в модели текста:
Т
Производство
КЗТ
Составляющие производства
МТ-1 МТ-2
Средства производства Рабочая сила
↓ ↓ ↓ ↓
Н-1 Н-2 Н-1 Н-2
Предметы труда Средства труда Человек, обладающий
способностью к труду создание материальных благ
Цепной способ развития информации
Информация текста может развиваться последовательно. Каждая новая информация вытекает из предыдущей: Н-2 из Н-1, Н-3 из Н-2 и т.д. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития информации называется цепным. Явление описывается только с одной какой-либо стороны. Логико-грамматические отношения при цепном способе могут разворачиваться как причинно-следственные и условно-следственные, выражаются с помощью различных моделей предложения: что вызывает что, что ведет/приводит к чему, что является причиной чего, что обусловливается чем, что свидетельствует о чем. Схематично цепной способ развития информации текста можно представить так:
Схема 1: Схема 2:
↓ ↓
Следствие Н-1 Следствие Н-1
↓ ↓
причина условие
Следствие Н-2 Следствие Н-2
↓
Следствие Н-3
Рассмотрим пример цепного развития информации между предложениями, соединенными причинно-следственными отношениями.
В недрах рабовладельческого способа производства зародились элементы феодализма. Это связано с тем, что труд рабов был малопроизводительным. Это стало тормозом в развитии общества. Поэтому рабам стали давать определенную долю свободы.
Цепная связь информации текста развивается как причинно-следственная. Средствами выражения причинно-следственных отношений служат слова и словосочетания: это связано с тем, что; поэтому. Причина, начинающая цепное развитие информации в тексте, − зародились элементы феодализма (Д). Взаимосвязанные следствия – малопроизводительный труд рабов (Н-1), тормоз в развитии общества (Н-2), определенная доля свободы (Н-3).
Элементы феодализма
↓
Малопроизводительный труд (Н-1)
↓
Тормоз в развитии общества (Н-2)
↓
Определенная доля свободы (Н-3)
Цепная связь - структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.
Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
Виды цепной связи
Примеры взаимосвязи предложений
Способы связи
1.Одно из великолепных полотен Кастеева – портрет Амангельды Иманова.
Работа над портретом была затруднена из за отсутствия прижизненных изображений и фотографий («Казахстанская правда»).
Лексический повтор.
2. У Барласа узкая серебряная борода, почтенная внешность и звонкий голос. Он сразу понравился Абаю (М.Ауезов).
Местоименная замена.
3.Как-то в разгар их захватывающей беседы издалека приехали два гостя: старик и юноша. Молодого Абай знал раньше и страшно обрадовался, увидев его (М.Ауезов).
Синонимическая связь.
4.Выпал снег. Чистой, белой скатертью покрылась и отдыхает земля.
Замена слова образным выражением.
Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.
Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи.
Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.
Например:
Пахло морем – йодного духа влагой, а от земли – нагревающимися камнями и листвой деревьев... И еще существовал мул на острове, возможно, один – единственный, чудной и старый. (Ч.Айтматов. Бахиана).
В приведенном примере второе приложение присоединяется к первому с помощью союза «и» и частицы «ещё» и сообщает дополнительную информацию.
Абзац и сложное синтаксическое целое.
Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей. Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста - сложных синтаксических целых, фрагментов. Но нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно- синтаксическим членением. Это присуще речи эмоциональной, в которой абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию.
Например:
Весь остаток дня они неспешно плыли в тумане. Бесцельно и неизвестно куда.
После того как люди пришли в себя и осознали свое положение, стоять на месте было уже невозможно.
И они плыли. Быть может, приближаясь к земле, а возможно, напротив, удаляясь от нее.
Но все-таки в этом имелась какая-то иллюзия движения.
Вся надежда была на то, что туман рассеется и тогда станет ясней, что к чему.
Во всяком случае, ночью можно будет увидеть звезды, если рассеется туман. Перво-наперво необходимо было ухватиться за звезды.
И еще была надежда, что натолкнутся на какой-либо остров. А там будет легче сориентироваться.
Так они и плыли пока в никуда – все время в туман.
(Ч.Айтматов. Пегий пес, бегущий краем моря).
Нетрудно представить себе этот текст, оформленным в один или два абзаца, но автор посчитал нужным выделить восемь частей. Выделение каждого абзаца в данном тексте создает такое впечатление, словно мысль – волна медленно выплывает в сознании автора-рассказчика. Если представить себе этот отрывок, написанным слитно, то потеряется его эмоционально-экспрессивная нагрузка.
Задание № 1. Прочитайте тексты. Определите в них способ развития информации. Начертите схему развития информации в тексте.
Текст 1. Производительные силы и экономические отношения развиваются и изменяются. Но эти изменения происходят не хаотично. Если посмотреть внимательно, то можно заметить взаимосвязь изменений в различных экономических явлениях (сферах). Постоянно повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи экономических процессов проявляются как экономические законы.
Текст 2. Основу рыночной экономики составляет товарное производство. Производство может быть натуральным и товарным. Если продукты производятся для удовлетворения потребностей производителя и его семьи, то такое производство называется натуральным. Если же продукт производства предназначается для удовлетворения потребностей других людей – куплю-продажу, то такое производство является товарным.
Текст 3. Стоимость обнаружить в товаре при помощи какого-либо (физического, химического и т.п.) анализа нельзя. Она проявляется лишь в приравнивании данного товара к другим товарам в процессе обмена. По мере увеличения производства товаров стали возникать трудности в обмене. Например, владельцу сапог нужна пшеница, хозяину пшеницы не нужны сапоги, нужна корзина. Появилась потребность в таком товаре, который бы обменивался на любой другой товар, то есть был бы всеобщим эквивалентом. В различных конкретных условиях роль всеобщего эквивалента выполняли различные товары: скот, шкуры зверей, соль, ракушки и т.д. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом, его стали называть деньгами.