Файл: Структурносмысловое членение текста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕКСТ

Менеджмент представляет собой теоретическое обобщение практики рационального управления коммерческим производством (фирмой). Управление как определённая область знаний в настоящее время занимает центральное место в деятельности любого предприятия. Это можно объяснить рядом причин.

Во-первых, обострение конкурентной борьбы, ведущей к тому, что выживают только наиболее эффективные фирмы. Результативному управлению нужно учиться, обладать знаниями, избегать ошибок, находить наилучшие пути к успеху. В качестве реакции на это появилось огромное количество работ по управлению, программ обучения менеджменту, ”школ бизнеса” и т.д.

Во-вторых, с созданием всё большего числа акционерных обществ управление переходит к особой группе доверенных лиц (менеджеров), которые, не являясь собственниками, способны обеспечить эффективность работы фирмы. Именно на управленцев всех уровней лежит задача сделать всё возможное, чтобы не только не разориться, но и процветать.

Тема текста – Менеджмент. Его коммуникативная задача – повышения роли менеджмента в деятельности предприятия. КЗТ обозначена во втором предложении, микротемы (МТ) обозначают причины повышения роли менеджмента в деятельности предприятия: МТ-1 – первая причина (4, 5, 6, 7 предложения), МТ-2 – вторая причина (8, 9 предложения).

Модель-схема:

Т

менеджмент

КЗТ

повышение роли менеджмента

МТ-1 МТ-2

первая причина вторая причина

Задание № 1. Определите микротемы текста. Постройте модель-схему текста.

Текст 1. Основу рыночной экономики составляет товарное производство. Производство может быть натуральным и товарным. Если продукты производятся для удовлетворения потребностей производителя и его семьи, то такое производство называется натуральным. Если же продукт производства предназначается для удовлетворения потребностей других людей через куплю-продажу, то такое производство является товарным.

Текст 2. Товарное производство возникло давно. Можно назвать главные условия его появления: во-первых, общественное разделение труда (специализация), при котором одна группа людей производит какой-либо продукт, другая – другой и т.д. Для удовлетворения всех потребностей необходим обмен через куплю-продажу продуктов на рынке; во-вторых, появление различных собственников, которые отдают свой продукт только через куплю-продажу, а не безвозмездно.


Текст 3. Собственность – это определённая, исторически сложившаяся форма присвоения средств производства, его результатов. Собственность существует в двух формах: частная и общественная. Частная собственность выражает присвоение средств производства и его результатов отдельными лицами. При этой форме собственности соединение рабочей силы со средствами производства происходит под командой собственника. Частная собственность бывает: крупная частная, акционерная, мелкая трудовая частная собственность. Общественная собственность означает совместное присвоение средств производства и его результатов. Формы общественной собственности: государственная и кооперативная.

Данная и новая информация текста

Смысловое деление текста представляет собой развитие мысли. Оно осуществляется от какой-либо исходной, известной информации к неизвестной. К элементам развития мысли и связности текста относятся данная и новая информация. Данная информация текста (данное – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное текста передается словом или словосочетанием, которое наиболее полно отражает коммуникативную задачу. Роль данного – способствовать развитию текста. Например:

Интересы бывают личные и общественные. Личные интересы возникают на основе личных потребностей. Общественные же интересы появляются у человека с осознанием себя как члена общества, жителя данной страны, который должен быть заинтересован в её процветании.

Коммуникативная задача текста заявлена в первом предложении - Интересы бывают личные и общественные. Словосочетание личные и общественные интересы будет выражать наиболее точно коммуникативную задачу, весь текст создается с целью выяснить, какие интересы считаются личными, а какие – общественными. Следовательно, в этом тексте словосочетание личные и общественные интересы является данной информацией текста – данным (Д).

Данная информация раскрывается во втором предложении. В нем определяются личные интересы и общественные интересы.

Новым текста (новое – Н) называется неизвестная информация текста, которую необходимо узнать (передать). Данная информация обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данную информацию, влияет на развитие смысла текста. Например:



1) Основу рыночной экономики составляет товарное производство. Производство может быть натуральным и товарным. Если продукты производятся для удовлетворения потребностей производителя и его семьи, то такое производство называется натуральным. Если же продукт производства предназначается для удовлетворения потребностей других людей через куплю-продажу, то такое производство является товарным.

Тема текста – производство. Коммуникативная задача отражена во втором предложении Производство может быть натуральным и товарным. Наиболее точно отражает КЗТ словосочетание два вида производства. Следовательно, оно и является исходной информацией, данным (Д) этого текста, которое будет впоследствии раскрываться. Данное раскрывается в микротемах с помощью новой информации – нового (Н). Для МТ-1 (натуральное производство) новая информация – продукты производятся для удовлетворения потребностей производителя ─ Н-1; для МТ-2 (товарное производство) новая информация – продукт производится для удовлетворения потребностей других людей ─ Н-1.

Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста. Главные связи текста можно представить с помощью модели. Модель текста – это воспроизведение основных текстовых связей, передающих развитие мысли: темы, коммуникативной задачи, данной и новой информации. Модель текста можно передать словесно и зафиксировать в виде схемы. Схема – это графическое изображение модели

Модель-схема

Т

Производство

КЗТ

Виды производства

МТ-1 МТ-2

Натуральное производство Товарное производство

↓ ↓

Н-1 Н-2

Для собственных потребностей Для потребностей других людей

Задание № 1. Прочитайте текст. Определите данное и новое текста. Начертите схему текста.

Текст 1. Основу жизни человека составляет производство материальных благ. Чтобы начать производство, необходимо иметь средства производства и рабочую силу. Средства производства – это предметы труда (например, ткань, из которой шьют пальто) и средства труда (ножницы, игла, швейная машинка). Человек, обладающий способностью к труду, является рабочей силой. Именно человек, пользуясь средствами производства, и создаёт материальные блага, т.е. производит продукцию.

Текст 2. Самым распространённым экономическим явлением в рыночном хозяйстве является товар. Без товара нет рынка. Товар – продукт труда, произведённый для обмена путём купли-продажи. Чтобы продукт стал товаром, он должен иметь два свойства: общественную потребительную стоимость и стоимость. Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда. С одной стороны, он – конкретный труд, затрачиваемый в определённой полезной форме, характеризующийся определёнными навыками, умениями, знаниями. Как таковой, он создает потребительную стоимость (пальто, хлеб и т.д.). Конкретным характером отличается один вид труда от другого. Но у
всякого вида труда есть нечто общее, а именно, он –сгусток энергии (умственной, физической). И если отвлечься от конкретной формы труда и посмотреть на него с физиологической стороны, как на сгусток энергии, то обнаруживается абстрактный характер труда. Он создает стоимость. Абстрактный труд представляет собой общечеловеческий труд, общественный характер которого проявляется в процессе товарного обмена

Текст 3. Маркетинг – явление сложное и многостороннее. Достаточно сказать, что сформулированы уже сотни определений маркетинга. Некоторые из них отражают одну или несколько его сторон, но есть и такие, которые дают ему комплексную характеристику. Интересно отметить, что определения маркетинга, например, в 60-х годах отличаются от его формулировок в 70-е годы. Если в начале 60-х годов господствовало так называемое “реализационное” понимание сущности маркетинга (маркетинг – это осуществление деятельности, обеспечивающей движение товаров и услуг от производителя к потребителю), то уже через 10 лет общепризнанными становятся формулировки, ставящие в центр предпринимательской деятельности потребности потребителя, покупателя, называя его королём или королевой. Предпринимательская фирма, вообще без структуры, в состоянии выжить лишь в том случае, если они найдут возможность услужить покупателю. В настоящее время самым распространённым определением маркетинга является определение Ф.Котлера. По Ф.Котлеру, маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Прогрессия текста

(Однонаправленное и разнонаправленное развитие информации) Прогрессия текста – это увеличение его объема и количества информации. Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлена коммуникативная задача всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы(1 – 3-е предложение).

Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит от того, как сформулирована коммуникативная задача текста, какое в ней данное текста: однонаправленное или разнонаправленное. Данное текста однонаправленное, если в предложении, содержащем КЗТ, только один смысловой центр (только одно данное). Информация в таком случае развивается только в одном направлении.


Текст 1. Человек – самая активная часть производительных сил. Без него все средства производства превращаются в груду ненужных вещей. Кроме того, накапливая опыт, знания, навыки, пользуясь ими, человек улучшает, совершенствует самого себя, свой ум, свои руки. А побуждают человека трудиться всё увеличивающиеся потребности.

В тексте коммуникативная задача сформулирована в первом предложении – Человек – самая активная часть производительных сил. Значит самое главное (ключевое) словосочетание в нем, передающее коммуникативную задачу, - часть производительных сил. Именно оно является смысловым центром предложения. Это означает, что в тексте будет рассматриваться именно роль человека как части производительных сил, а не что-либо другое. Информация текста в таком случае будет развиваться в одном направлении.

Приведем пример, когда в предложении, содержащем коммуникативную задачу текста, несколько смысловых центров, информация развивается в двух и более направлениях.

Текст 2. Товарное производство может быть трех типов: простое, капиталистическое и коллективное. Простое товарное производство основано на частной собственности и личном труде собственника средств производства. Капиталистическое товарное производство базируется на наёмном труде: совместный труд многих рабочих используется для получения прибыли владельцем средств производства. Коллективное товарное производство характеризуется совместным трудом и общей собственностью на средства производства. На современном этапе развития в странах с развитой экономикой имеются все названные типы товарного производства, но удельный вес каждого типа в разных странах различен.

Коммуникативная задача также обозначена в первом предложении текста – Товарное производство может быть трех типов: простое, капиталистическое и коллективное. Коммуникативная задача содержит три смысловых центра – «первый тип», «второй тип» и «третий тип». Следовательно, движение текста будет происходить в трех направлениях.

Задание № 1. Прочитайте тексты. Определите направление движения информации в каждом тексте.

Текст 1. Чтобы начать производство, нужно соединить средства производства и работников. Это соединение бывает двух видов: технико-производственное и экономическое. Технико-производственное соединение – это расстановка людей в производстве по профессии, квалификации в соответствии с технологическим процессом. Экономическое соединение отвечает на вопрос: кому принадлежат средства производства, кто распоряжается ими, кто присваивает результаты производства. На этой основе возникают экономические отношения.