Файл: Теоретические аспекты системы пенсионного обеспечения 1 Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Таблица 3

Экономический анализ динамики бюджета ПФР в условиях страховой пенсионной реформы 2002 г.16

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Пенсионный фонд РФ, доходы по итогам г., млрд. руб.

279,5

439,4

630,4

815,5

843,1

1000,3

1349,6

1637,6

Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в доходах Пенсионного фонда РФ, %

8,5

10,8

5,6

6,2

49,8

49,9

51,4

50,9


Таким образом, для реформирования пенсионной системы была принята совокупность нормативно-правовых актов, изменяющих «солидарный принцип» в направлении дополнения его принципом накопительным. С 2003 г. трудовая пенсия формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и включает в себя базовую, страховую и накопительную части, а сам размер пенсии рассчитывается по установленной законодательством формуле. При этом, базовая часть гарантируется государством и имеет фиксированный размер, а страховая – зависит от суммы взносов и стажа работников. Таким образом, у работающих граждан появилась возможность влиять на размер своей пенсии через управление накопительной частью пенсии. Структура распределения частей отчислений была сформирована в следующем виде: 26% от размера заработной платы работников формировали 6% отчислений на медицинское и социальное страхование, 6% - в систему базовой пенсии, 10% - в систему страховой пенсии, 4% - в систему накопительной пенсии.



За время реализации реформы можно наблюдать, что был обеспечен рост объема пенсионного фонда РФ, но при этом существенно усилилась его зависимость от безвозмездных поступлений от федерального бюджета. Дальнейшее развитие пенсионной системы РФ происходило в направлении расширения функций ПФР в системе социального обеспечения, усиления интеграции НПФ в пенсионную систему страны. С ростом доходов населения (перед кризисом 2008 г.) произошло увеличение нагрузки на экономически активное население в части участия в пенсионной системе: накопительная часть пенсии выросла до 6%, страховая до 8% от заработной платы. В 2010 г. была проведена валоризация расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время, что привело к повышению пенсий действующих пенсионеров свыше чем на 40%. Также в 2010 г. происходит окончательное оформление пенсионных отчислений на 2 части – накопительную и страховую. Следующий этап реформирования пенсионной системы пришелся на 2013-2015 гг., когда была разработана новая пенсионная формула (для расчета страховой пенсии), был введен новый порядок образования пенсионных прав, а также система гарантирования пенсионных накоплений.

За время реализации реформы можно наблюдать, что был обеспечен рост объема пенсионного фонда РФ, но при этом существенно усилилась его зависимость от безвозмездных поступлений от федерального бюджета. В частности, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в доходах ПФР выросла за время реформы с 5,6% по состоянию на 2001 г. до 49,9% по состоянию на 2004 г.17

Дальнейшее развитие пенсионной системы РФ происходило в направлении расширения функций ПФР в системе социального обеспечения, усиления интеграции НПФ в пенсионную систему страны.С ростом доходов населения (перед кризисом 2008 г.) произошло увеличение нагрузки на экономически активное население в части участия в пенсионной системе: накопительная часть пенсии выросла до 6%, страховая до 8% от заработной платы. В 2010 г. была проведена валоризация расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время, что привело к повышению пенсий действующих пенсионеров свыше чем на 40%. Также в 2010 г. происходит окончательное оформление пенсионных отчислений на 2 части – накопительную и страховую. Следующий этап реформирования пенсионной системы пришелся на 2013-2015 гг., когда была разработана новая пенсионная формула (для расчета страховой пенсии), был введен новый порядок образования пенсионных прав, а также система гарантирования пенсионных накоплений.


По структуре расходов ПФР можно наблюдать, к каким последствиям для бюджета приводят такие решения как единовременная выплата к пенсии 5 000 руб. (увеличившая общие расходы фонда на 219,7 млрд. руб.). Всего на выплату страховых пенсий было направлено 6378 млрд рублей, на выплату пенсий по государственному обеспечению – 432,6 млрд рублей. Выплаты пенсионных накоплений обошлись бюджету ПФР в сумму 17,7 млрд рублей. На долю социальных выплат фонда приходится менее 6% его расходов (489,7 млрд. руб.).Важной характеристикой состояния бюджета ПФР по его доходам и расходам является достаточность доходной части бюджета для покрытия обязательств по расходной части. В 2017 г. и на протяжении уже 4-х периодов подряд наблюдается превышение расходов ПФР над доходами, что указывает на дефицитный характер фонда.



Рисунок 3 - Динамика доходов и расходов ПФР, млрд. руб.18
Таким образом, за период 2016-2019 гг. наблюдается общий рост доходов ПФР на 79,18%, а расходов – на 95,76%. В 2013-214 гг. (до существенного ухудшения экономической обстановки в стране) разрыв между доходами и расходами ПФР сокращается, а в 2014 г. расходы превышают доходы и образуется дефицит бюджета фонда. Подобное состояние поддерживается на протяжении 4-х последующих лет и сопряжено с рядом решений в отношении использования средств ПФР связанных с неблагоприятной экономической обстановкой в стране (в их числе – приостановка индексации пенсий, обсуждение законопроекта об увеличении пенсионного возраста).

Базовые параметры функционирования пенсионной системы Российской Федерации в конце 2010-х гг. сформировали совокупность предпосылок для очередного этапа реформирования. Во-первых, на фоне поступательного роста количества пенсионеров, способность гарантировать им достойный размер пенсий через перераспределение отчислений от работающего населения сокращается на фоне сравнительно высокой демографической нагрузки.

Таблица 3

Параметры развития государственного пенсионного обеспечения по направлениям социального страхования19




2001

2010

2016

2017

2018

2019

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, тыс. человек

38411

39090

42729

43177

43504

43865

   в том числе получающие пенсии:



















по старости

28813

30828

35555

36003

36336

36710

по инвалидности

4822

3816

2267

2183

2107

2043

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

2116

1523

1395

1405

1408

1403

пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей

-

275

332

382

422

443

федеральные государственные

-

43

71

68

74

77

гражданские служащие



















за выслугу лет3)

674

-

0

0

0

0

летчики-испытатели

-

-

1

1

1

1

социальные

1986

2605

3108

3134

3156

3188

Удельный вес численности женщин в возрасте до 55 лет в общей численности пенсионеров по старости, процентов

4,6

5,7

3,9

3,6

3,3

3,1

Удельный вес численности мужчин в возрасте до 60 лет в общей численности пенсионеров по старости, процентов

3,4

5

3,8

3,8

3,5

3,3



Рост количества пенсионеров сопровождается ростом демографической нагрузки на экономически активное население. Совокупным результатом влияния недостаточно высоких темпов естественного воспроизводства и роста продолжительности жизни является рост демографической нагрузки. Подобная нагрузка оценивается по соотношению количества лиц трудоспособного возраста к количеству нетрудоспособных лиц (моложе и старше трудоспособного возраста).



Рисунок 3. - Демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте в Российской Федерации, чел. на 1 тыс. трудоспособного населения20
В условиях неблагоприятных с точки зрения факторов формирования доходной части бюджета ПФР и растущих социальных рисков были соблюдены обязательства государства по индексации среднего размера начисленных пенсий. При этом фактические размеры начисленных пенсий оказываются крайне низкими, а способом поддержания их роста становятся вливания в бюджет ПФР средств федерального бюджета.

В качестве меры реакции на наблюдаемые условия развития пенсионной системы страны правительством было выбрано в качестве вектора реформирования пенсионной системы повышение пенсионного возраста. В ходе проводимой реформы предполагается увеличить к 2023 г. возраст выхода на пенсию на 5 лет для всех категорий работников. Цель проводимых реформ лежит не только в плоскости мобилизации трудовых ресурсов, но (что более приоритетно в краткосрочной перспективе) снижения нагрузки на пенсионную систему страны. На время переходного периода реформы предпенсионный возраст будет увеличен с двух до пяти лет до наступления пенсии. Чтобы защитить интересы предпенсионеров, которые при потере работы рискуют остаться как без пенсии, так и без зарплаты, правительство предусмотрело дополнительные гарантии.



Рисунок 4. - Динамика среднего размера назначенных пенсий в Российской Федерации по состоянию на 1 января; рублей21
Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение или отказ в трудоустройстве предпенсионеров по причине возраста. Эта мера подвергалась критике экспертов и бизнеса. Работодатели начнут увольнять пожилых сотрудников еще до