Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 724

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
интересов граждан (в том числе семейное, наследственное, жилищное, трудовое право), а также правовое регулирование других видов отно- шений (информационных и проч.).
Особенностью данного учебника, подготовленного профессорско- преподавательским составом кафедры коммерческого права и основ правоведения МГУ имени М. В. Ломоносова является значительное внимание, которое в учебнике уделено основным положениям част- ного права, в том числе, вопросам вещного, обязательственного, торго- вого, наследственного, семейного, трудового, жилищного права. Такое внимание частному праву обусловлено убеждением авторов учебника в важности частного права для обеспечения реализации прав и свобод личности. Представляется, что уверенность гражданина в реальности осуществления его прав в наибольшей степени способствует повыше- нию уважения граждан к государству, доверию к решениям, принима- емым на законодательном уровне. В этом смысле знание и использова- ние частного права в повседневной жизни человека — лучший вклад в формирование правосознания и правовой культуры населения.
В процессе изучения курса «Правоведение» у студентов вырабаты- ваются представления о специфическом юридическом языке, что даст им возможность самостоятельно изучать нормативные правовые акты в области их будущей профессиональной деятельности, а также гра- мотно составлять обращения в государственные органы и органы мест- ного самоуправления.
В результате усвоения учебного курса «Правоведение» с использо- ванием настоящего учебника
студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
— способностью формировать гражданскую позицию (ОК-2);
— способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6).
Студент должен:
знать
• понятие государства, права, источника права, нормы права, право- отношения, правонарушения, юридического факта, сделки, договора, права собственности, обязательства, семьи, брака, наследования, тру- дового договора, юридической ответственности, информации, инфор- мационного правоотношения, преступления, наказания;
уметь
• определять форму государства, находить нормативные правовые акты и определять их юридическую силу, определять форму сделку;
• определять требования к надлежащему исполнению обязательства, очередность определять условия и порядок приобретения имущества по наследству, составления завещания, заключать трудовой договор, договор найма жилого помещения, определять условия и основание привлечения к юридической ответственности;


владеть
• навыками самостоятельного составления базовых документов
(договор, претензия, исковое заявление).
Настоящий учебник адресован студентам высших учебных заведе- ний неюридических специальностей и является пособием для формиро- вания у них представлений о базовых категориях государства и права.
При использовании учебника следует иметь в виду, что авторы не ставят задачу в рамках краткого курса передать студентам-неюри- стам полное знание российского права и законодательства. Квалифи- цированная юридическая помощь оказывается профессиональными юристами. Авторы настоящего учебника надеются, что студенты в результате изучения учебной дисциплины, смогут четче понимать ситуации, когда они нуждаются в получении юридической помощи и будут без опасения обеспечивать реализацию своих субъективных прав и законных интересов путем обращения за профессиональной помощью к юристам.


Раздел I
.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

15
Глава 1
.
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие и основные признаки государства
Понятие государства с момента его появления исследовалось мно- гими учеными с различных точек зрения с философской, исторической, социологической, юридической, политической, географической и др.
Однако до настоящего времени ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «госу- дарства».
В мире существует около 200 различных государств, которые опре- деляют существование всего человечества на современном этапе его развития. 193 независимых государства входят в крупнейшую между- народную организацию (ООН) как субъекты международного права.
В тоже время эта международная организация не обладает полномо- чиями на признание государства. Признание нового государства осу- ществляют только другие государства и только после признания госу- дарство может обратиться в ООН с просьбой о принятии в его члены выразив свое желание и возможность выполнять обязательства, содер- жащиеся в Уставе ООН. Хотя в некоторых случаях государство (даже будучи членом ООН) может не признаваться одним или несколькими другими государствами (как, например, Кипр не признается Турцией); существуют и государства, которые не являются членами ООН (как, например, Ватикан).
Термин «государство» может употребляться как в широком смысле для обозначения союза и объединения людей, всего общества или осо- бой формы устройства общества, так и в узком смысле — для обозна- чения какого-либо специального органа общества, института власти, страны или территории. В качестве примера многозначности термина государства можно привести следующие словосочетания: «интересы государства», «государственный орган», «законы государства», «Фран- ция — это государство», «государства члены мирового сообщества», или выражение, приписываемое французскому королю Людовику XIV
«Государство — это я».

16
В научной литературе из всего многообразия значений термина
«государство» можно выделить основные: государство — это страна, т.е. политико-географическое образование; государство — это органи-
зация политической власти, система институтов власти; государ- ство — это геополитическая реальность и субъект международного
права.
Несмотря на отсутствие правовых критериев определения государ- ства всем государствам присущи некоторые общие доступные для вос- приятия характерные признаки, свойства, функции, через раскрытие которых можно сделать вывод о существовании такого сложного явле- ния как государство.
Государство как организация политической власти, как система
институтов власти обладает некоторыми признаками , которые позволяют отличить государство от до- и негосударственных институ- тов власти и организаций общества. Первый из них — наличие особой
общественной (публичной, политической) власти, носитель которой
не совпадает с населением. Общественная власть принадлежит не всем членам общества, а лишь экономически господствующей социальной группе. Эта власть реализуется специально избираемыми или назнача- емыми для этого людьми — должностными лицами, которые осущест- вляют управление, используя механизмы убеждения, принуждения и насилия. Механизм государства включает в себя чиновников, армию, карательные органы (полицию, суд), средства для идеологического вли- яния и их вещественные придатки (тюрьмы и различное техническое оборудование).
Для содержания механизма государства и осуществления его функ- ций необходимы средства. Они взимаются в виде налогов, сборов и зай-
мов.
Государственная власть соединяет людей не по признаку родства, а по месту жительства, т.е. по территориальному принципу. Люди в политическом отношении превратились в «принадлежность террито- рии». Это влечет за собой разделение территории на административ-
ные единицы для организации на них более удобной и выгодной формы власти государства и управления людьми, проживающими на ней.
Государство обладает суверенитетом — верховенством своей поли- тической власти на собственной территории и ее независимостью от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженной в исключительном праве самостоятельно и сво- бодно решать все свои дела. В тоже время он может быть формальным и ограниченным.
Суверенитет на международной арене (независимость) проявляется в проведении самостоятельной и независимой политики и невмеша- тельстве во внутренние дела других государств.
Суверенитет государства внутри страны (верховенство) выража- ется: в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации; в общеобязательности реше-


17
ний органов государства для всех, кого они касаются, на территории государства и в пределах экстерриториальности (например, для граж- дан и учреждений, находящихся за границей); в возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной вла- сти; в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание и применение общеобязательных норм, выраженных в зако- нодательных актах и решениях органов государства.
Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юриди-
ческой силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех — государственных и муниципальных органов, общественных объедине- ний, частных организаций, должностных лиц и граждан.
С понятием о государстве неразрывно связывается понятие о праве.
Государству необходимо право. С его помощью оно оформляет отно- шения наиболее важные с точки зрения государства и воздействует на них (например, на основы государственного и общественного строя, организацию и деятельность государственных органов, отношения соб- ственности и т.д.); с помощью права государство формирует и предъ- являет юридические требования к поведению всех членов общества, организует правопорядок; в то же время современное право немыс- лимо без государства, потому что именно государство гарантирует соблюдение его норм.
Каждое государство отличается своими символами, памятными датами, атрибутами. Например, имеет герб, флаг, гимн, столицу. В РФ в соответствии со ст. 70 Конституции эти вопросы регулируются феде- ральными конституционными законами.
В настоящее время при определении понятия государства подчеркива- ется, что государство — это особая организация политической вла-
сти, располагающая специальным аппаратом для достижения соци-
ального компромисса и управления делами общества, обеспечива-
ющая единство и целостность данного общества.
§ 2. Основные теории возникновения государства и права
Подавляющее большинство ученых признают, что государство в истории человечества существовало не всегда и появляется лишь на определенном этапе его развития. Поэтому понять, что такое госу- дарство и какова его роль в обществе, можно лишь ответив на вопросы о том, когда возникает государство, какие причины вызвали его появ- ление, какие функции оно выполняет, как воздействует на общество.
В научной литературе существует множество теорий, по-разному объ- ясняющих причины появления государства; можно сказать, что едва ли не каждый исследователь привносил в вопрос о происхождении госу- дарства нечто свое. Объясняется это тем, что теории возникновения


18
государства создавались в разные исторические эпохи, их авторы при- держивались различных философских и идеологических взглядов.
В каждой из теорий происхождения государства рассматриваются конкретно-исторические особенности развития общества разных эпох и народов, а также своеобразные условия, способствовавшие возник- новению государства: экономические, политические, географические, идеологические, религиозные, военные и др.
Среди основных теорий возникновения государства можно выде- лить следующие.
Теологическая теория. Она возникает одновременно с первыми рабовладельческими государствами. Ее представителями являются
Фома Аквинский (1226—1274), Жак Маритен (1882—1973) и др.
Согласно этой теории, государство является результатом проявления
Божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле.
Закон Фома Аквинский определял как общее правило для достижения цели, правило, которое кем-либо побуждается к действию или воздер- жанию от него и различал четыре его вида: 1) вечный закон, который лежит в основе всего, природы и общества; 2) естественный закон, который является отражением вечного закона человеческим разумом, например, продолжение рода; 3) человеческий закон, который является выражением требований естественного закона, подкрепленного при- нуждением, санкцией и, наконец, 4) божественный закон, под которым он понимал Библию. Сущность государственной власти Фома Аквин- ский определял как порядок управления и подчинения, установленный
Богом. Именно так он понимал слова апостола Павла «нет власти не от
Бога; существующие же власти от Бога установлены». В 1879 г. Фома
Аквинский был признан наиболее авторитетным католическим рели- гиозным философом.
Патриархальная теория. Родоначальником патриархальной теории являлся
Аристотель (384—322 до н.э.), в дальнейшем она была возрождена на западе
Генри Мэном (1822—1888), а в Рос- сии
Н. К. Михайловским (1842—1904) и др. По утверждению Аристо- теля, государство есть наилучшая форма человеческого общения в целях
достижения общего блага. Государство — это своеобразно возросшая семья. Власть монарха является естественным продолжением власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечи- вает их послушание. Воззрения Аристотеля сложились в ходе полемики с его учителем
Платоном (427—347 до н.э.). Государство, по Аристо- телю, образуется вследствие природного влечения людей к общению.
Первым видом общения, свойственным и животным, является семья.
Из нескольких семей возникает селение или род; объединение несколь- ких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и отцовской власти, государство образуется бла- годаря моральному общению между людьми. Государство Аристотель понимал как «общение подобных друг другу людей ради достижения