ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1247
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
возможно лучшей жизни». Он выделял монархию, аристократию, поли-
тию как формы государства в зависимости от количества властвую- щих — одного, немногих, большинства.
Естественно-правовая (договорная) теория. Представление о том, что государство основывается на общественном договоре, встречается еще у древнегреческого философа
Эпикура (342—270). В дальнейшем эта теория развивалась
Гуго Гроцием (1583—1645), Томасом Гоббсом
(1588—1679),
Джоном Локком (1632—1704), Шарлем Луи Монтескье
(1689—1755),
Жан-Жаком Руссо (1712—1778), Дени Дидро (1713—
1784),
А. Н. Радищевым (1749—1802), П. И. Пестелем (1792—1826) и др. Несмотря на имеющиеся существенные различия во взглядах представителей этой теории все ее варианты основываются на некото- рых общих положениях. Первое из них — государству предшествует так называемое естественное состояние.
Естественное состояние трактуется различными учеными по-разному.
Согласно Г. Гроцию, некогда существовало «естественное состоя- ние», когда не было ни государства, ни частной собственности. Разви- тие человечества и утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побу- дили их заключить договор о создании государства.
Т. Гоббс, стремившийся превратить учение о праве и государстве в столь же точную науку, как геометрия, строил свое учение на изуче- нии природы и страстей человека. «Людям, — писал он, — от природы присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремле- ние к безопасности), любовь к славе (честолюбие)». Эти страсти делают людей врагами: «человек человеку — волк». Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех.
Ж.-Ж. Руссо естественное состояние понимал как гипотезу, способ- ствующую лучшему пониманию человека. По его мнению: «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: “Это мое!” и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлин- ным основателем гражданского общества. Для того чтобы обезопасить себя и свое имущество, кто-то из богатых составил хитроумный план.
Он придумал, якобы для защиты всех членов общества от взаимных раздоров и посягательств, принять судебные уставы и создать мировые суды, т.е. учредить публичную власть. Все согласились, думая обрести свободу, и бросились прямо в оковы. Так было образовано государ- ство». С ним соглашался Д. Дидро, который утверждал, что «именно собственность рождает гражданина», а государственная власть воз- никает в результате договора, который люди заключают между собой, чтобы обеспечить свое счастье.
Второй момент, общий всем вариантам естественно-правовых тео- рий, сводится к тезису о том, что государство возникло и основыва- ется на общественном договоре. При этом общественный договор рас- сматривается не как исторический факт, а всего лишь как логическая
20
предпосылка, без которой невозможно объяснить отличие государства от догосударственного (естественного) состояния.
Третьим положением, принимаемым всеми представителями дого- ворной теории, является подразделение ими государственных и право-
вых институтов на естественные, — которые предшествуют обществу и государству — и условные, т.е. такие, которые порождены самим госу- дарством; четвертым — принцип разделения властей.
Некоторые положения теории договорного происхождения госу- дарства и права нашли свое реальное воплощение в практике госу- дарственного строительства. Например, в конституции США 1787 г. записано, что «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения вну- треннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных
Штатов Америки». Точно также и в 1922 г. на основе союзного договора был образован СССР.
Органическая теория. Она возникла в ХIХ в. Наиболее видными ее представителями являются
Герберт Спенсер (1820—1903) и Иоганн-
Каспар Блюнчли (1808—1881). Законы развития живых существ эти авторы применили к государству, объявив его «произведением сил природы». Государство появляется вместе с людьми и само подобно человеческому организму, отдельные части которого соответствуют частям государства. Для обоснования своей теории они сравнивают голову с правительством, руки с армией и полицией и т.д. Государ- ственную власть представители этой теории рассматривают как выра- жение господства целого над составляющими его частями по аналогии с живыми организмами, у которых все части подчинены благу целого.
По их мнению, познать общество и государство можно при условии использовании методологии и понятий естественных наук.
Теория насилия . Наиболее известными ее представителями явля- ются
Людвиг Гумплович (1838—1909) и Карл Каутский (1854—
1938). Происхождение государства объясняется авторами этой теории исключительно военно-политическими причинами, — завоеванием одних племен другими. В результате такого завоевания, якобы для закрепления господства победителей над побежденными, и возникает государство.
Психологическая теория. Ее представителями являются Н. М. Кор-
кунов (1853—1904) и Л. И. Петражицкий (1867—1931). Они обо- сновывали происхождение государства и права не историческим раз- витием и условиями материальной жизни, а особыми свойствами человеческой психики. Потребностью властвовать у одних и потреб- ностью подчинения у других. Осознанием необходимости послуша- ния, повиновения определенным лицам в обществе, потребностью следовать их указаниям. Одной из модификаций этой теории является
теория волюнтаристская , представители которой обращают внима-
21
ние на факт возникновения ряда государств (в частности, в Африке, в период распада колониализма) как результат волевой деятельности
«сильной личности».
Гидравлическая теория. Ее представитель Карл Август Витфогель
(1896—1988) в своей книге «Восточный деспотизм» объявляет един- ственной причиной образования государств Древнего Востока строи- тельство ирригационных сооружений.
Марксистская теория. Ее представителями являются К. Маркс,
Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Основные идеи марксистской теории возник- новения государства изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» написанной в 1884 г.
В ней Ф. Энгельс выделял три основные формы возникновения государ- ства на развалинах родового строя (афинскую, римскую и германскую), а также исследовал основные причины , которые обусловили появление государства — общественное разделение труда, возникновение частной собственности, раскол общества на классы. По его мнению, возникно- вение государства в Афинах представляет собой классический пример того, как государство появляется непосредственно из антагонистиче- ских классовых противоречий, развивающихся внутри самого родового общества (без воздействия каких-либо внешних факторов). Особенно- сти создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью (патрициями).
Наконец, на образование государства у древних германцев оказало влияние завоевание ими огромных территорий Римской империи. Гер- манские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью родоплеменной организации управлять римскими провинциями — для этого им понадобился специальный аппарат при- нуждения и насилия. Простой верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние — в королевское имущество. Органы родового строя были преобразованы в государственные органы. Госу- дарство у древних германцев возникло не как рабовладельческое, а как раннефеодальное, так как рабство экономически себя изжило.
В ХХ в. образовалось множество новых государств без отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиями в результате революций, мировых и национально- освободительных войн и послевоенных разделений, государственных переворотов, появляются государственные образования и в настоящее время, а это вызывает проблемы с так называемыми непризнанными государствами.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 35
§ 3. Теория правового государства
Одной из основных идей современного правосознания является идея
правового государства. Сам термин — «правовое государство» — ввел в научный оборот немецкий юрист
Роберт фон Моль (1799—1875),
22
который определял правовое государство как конституционное госу- дарство, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.
Учение о правовом государстве разрабатывалось многими учеными и основывается на опыте прошлого, идеях и институтах Древней Гре- ции и Рима. С древности шли поиски форм и принципов для установ- ления взаимосвязи между правом и властью. Постепенно сформирова- лась идея о разумности и справедливости такой общественной жизни людей, при которой право оправдывало, ограничивало и организовы- вало бы государственную власть. Ученые постепенно пришли к выводу, что наиболее разумна и справедлива та политическая форма органи- зации жизни людей, при которой закон общеобязателен для граждан и для самого государства.
В развитии учения о правовом государстве можно выделить несколько этапов начиная от идей античности до закрепления идей правовой государственности в ныне существующих конституциях госу- дарств.
Идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном
и справедливом содержании — Платона, Аристотеля, Цицерона, Поли- бия — явились основой для дальнейшей разработки учения о правовом государстве представителями естественно-правовой теории. Г. Гроций,
Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др. сформу- лировали теорию естественного права, включающую идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, идеальное представление о праве — независимом от государства, вытекающем из разума и при- роды человека, принципы разделения государственных властей. Идеи естественного права нашли свое отражение в Конституции США 1787 г. и французской Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.
С философским обоснованием теории правового государства высту- пил
Иммануил Кант (1724—1804). Не употребляя самого термина, он определял государство как соединение множества людей, подчиненных
правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь названо верховенство закона. При этом Кант подчеркивал, что рассма- тривает государство, существующее не в реальной действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права». Правовую организацию государствен- ных органов он связывал с принципом разделения властей: на законо- дательную, исполнительную и судебную. В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он различал две формы правления: республику и деспотию.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) также определял государство через право: «Государство — это тоже право, а именно кон- кретное право, вся система права, включающая в себя признаки всех остальных, более абстрактных прав — прав личности, семьи и обще- ства».
23
Концепция правового государства получила признание и в России благодаря трудам
Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского
(1868—1920),
С. А. Котляревского (1873—1939), Н. М. Коркунова
(1853—1904) и др.
В настоящее время идеи правовой государственности нашли свое выражение и закрепление в конституциях ряда стран. Например, в Конституции Испании 1978 г. (п. 1 ст. 1) говорится, что Испания — это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм». В Конституции ФРГ 1949 г. (ст. 20, 28) предусмотрено, что «конституционное устройство земель должно соот- ветствовать основным принципам республиканского, демократиче- ского и социально-правового государства». В Конституции РФ 1993 г.
(ст. 1, 7, 14) говорится, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Правовое государство можно определить как правовую форму
организации и деятельности публично-политической власти и ее
взаимоотношения с гражданами как с субъектами права. Среди основных признаков правового государства обычно выделяют:
— верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни;
— связанность государства и его органов законом;
— взаимную ответственность государства и гражданина;
— признание и гарантия прав человека;
— незыблемость прав и свобод граждан;
— надзор и контроль за осуществлением законов;
— разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Господство права предполагает правовую организацию системы госу- дарственных властей, верховенство правового закона. Господство права может быть осуществлено лишь государственной властью, которая сама организована на правовых началах. Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные
общественные отношения во всех сферах общественной жизни регули-
руются законами. Правовое государство по самой своей сути требует наличия конституции, — акта, обязывающего государственную власть
действовать на основе установленного ею порядка.
Государственной властью в правовом государстве могут и должны обладать лишь государственные органы (разные ветви государственной власти), а общеобязательные акты (Конституция, законы, подзакон- ные акты) должны быть правовыми по содержанию, по порядку и про- цедуре своего принятия и действия. Правовое государство предполагает одновременно верховенство государственных властей и господство права.
Главное в идее правового государства — это связанность государ-
ства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его дей-