Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 732

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
ствий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного
произвола со стороны государства и его органов. Правовое государство характеризуется тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, обществен- ные объединения и граждане.
Правовое равенство государства и гражданина состоит в правовой организации государственных властей и государственным признанием и защитой прав и свобод гражданина. При этом официально признан- ными правами и свободами человека являются как установленные вну- тригосударственным законодательством, так и предусмотренные меж- дународно-правовыми документами, которые признаны государством.
Правовое государство обеспечивает приоритет личности в отношениях между личностью и государством.
Устанавливая в законодательной форме права и свободы, само госу- дарство не свободно от ограничений в собственных решениях и дей- ствиях. Государство и его органы должны признавать приоритет права, подчиняться праву, не могут обходить его предписания и несут ответ- ственность за их нарушение.
В организационно-структурном плане правовое государство предпо- лагает разделение властей, т.е. распределение функций и компетенции
между различными государственными органами. Законодательная
власть должна выступать как выразительница народного суверенитета, как представительное учреждение и законодательный орган. Исполни-
тельная власть должна формироваться представительной властью, быть подконтрольной ей. Исполнительная и распорядительная деятель- ность этой власти, всех ее органов и должностных лиц должна осущест- вляться на основе и во исполнение уже имеющихся законов. Судебная
власть должна осуществляться независимо от всех других властей.
Суд — это орган защиты права и охраны права от всяких нарушений независимо от того, кто нарушил право (граждане, должностные лица, общественные организации или учреждения законодательной, испол- нительной, судебной властей).
В своей правоохранительной деятельности суд связан лишь правом и не должен зависеть от должностных лиц и органов законодательной и исполнительной властей.
§ 4. Социальное назначение и функции государства
Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, понять, почему общество не может существовать и развиваться без государ- ства.


25
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Сущ- ность государства рассматривалась многими мыслителями на протяже- нии всего существования государства по-разному.
Так, например, Платон, Аристотель, Г. В. Ф. Гегель видели сущность государства в утверждении нравственности; Г. Гроций — в «общем благе»; Т. Гоббс — в общей безопасности; Ж.-Ж. Руссо — в общей сво- боде,
Ф. Лассаль (1825—1864) — в развитии и реализации свободы человека. Марксистское учение считает основным предназначением государства создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновения.
Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ста- вит перед собой. Исходя из того что государство является единственной организацией, которая может представлять общие интересы населе- ния, его сущность и социальное назначение проявляются в его основ- ных функциях и служении всему обществу.
Под основными функциями государства понимаются главные
направления и стороны деятельности государства внутри страны
и на международной арене по осуществлению стоящих перед ним задач
и целей. Речь идет о функциях государства в целом, а не его отдель- ных органов. Работа всего государственного аппарата и отдельных его органов подчинена этим основным направлениям. Осуществление кон- кретных функции может как стабилизировать условия развития обще- ства, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
В юридической науке существует множественность классификаций функций государства. Это объясняется различными классификацион- ными критериями. К числу основных можно отнести классификацию функций государства, основанную на принципе разделения властей.
В соответствии с этим функции государства подразделяются на законо-
дательные, исполнительные и судебные. По сферам деятельности госу- дарства выделяют внутренние и внешние функции государства.
Анализ действительности позволяет сделать вывод, что современ- ному Российскому государству присущи следующие внутренние функ- ции:
— обеспечение народовластия;
— экономическая
— социальная;
— налогообложения;
— экологические;
— функция защиты прав, свобод граждан и обеспечения законности и правопорядка;
— учет и координация интересов различных групп населения.


26
К внешним функциям РФ можно отнести:
— интеграцию в мировое сообщество;
— внешнеэкономическое партнерство и государственную под- держку иностранных инвестиций;
— обороны страны;
— поддержку мирового правопорядка путем сотрудничества с дру- гими государствами в решении глобальных проблем современности
(экологической, сырьевой, энергетической, демографической, борьба с международным терроризмом и др.).
Внутренние функции государства. Для осуществления функ- ций народовластия существует целая система политических институ- тов и государственных органов. Это прежде всего представительные
органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного само-
управления, а также осуществление народом своей власти непосред- ственно, через референдум, выборы.
Экономическая функция в настоящее время сводится, как правило, к следующему:
а) к выработке единой экономической политики;
б) к управлению организациями, составляющими государственную собственность;
в) к установлению правовых основ рынка и ценовой политики, сти- мулирование предпринимательской и коммерческой деятельности, обеспечение равенства всех форм собственности и др.
В периоды экономических кризисов, состояния депрессии и на пере- ходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.
Главное назначение социальной функции — обеспечить обществен- ное благополучие и создать равные возможности для всех граждан в его достижении, снятия социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения. Социальная функция выражается также в государственной поддержке образова- тельных, научных учреждений, а также учреждений культуры и здра- воохранения.
Экологическая функция. Удовлетворение экономических нужд обще- ства за счет природных ресурсов вошли в противоречие с экологиче- скими потребностями человека в чистой и здоровой окружающей среде. Единство общества и природы существует в борьбе противопо- ложностей экологических и экономических интересов. Экономические интересы основаны на социально-экономических законах развития общества. Экологические же интересы, основаны на естественных законах развития природы — это противоречие объективно требует постоянного вмешательства государства. Основной вред окружающей среде приносит экономика. Охрана окружающей среды должна осу- ществляться через хозяйственную деятельность путем экологизации всего производственно-хозяйственного процесса.


27
Функция налогообложения и взимания налогов обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его субъектов и органов местного самоуправления, в основном состоит из различного рода налогов, сбо- ров, пошлин и иных обязательных платежей.
Функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности
и правопорядка. Конституцией РФ 1993 г. человек объявляется высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав и свобод — главной обя- занностью государства. Основные права и свободы признаются в каче- стве неотчуждаемых, принадлежащих ему от рождения. Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, законных интересов, в том числе право обращаться в международные органы, если гражданину было отказано в защите его права в российских судеб- ных инстанциях. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов, органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и путем применения при необходимо- сти специального принуждения к нарушившим нормы права.
Признав в государстве орудие не классового господства, а средство достижения социального компромисса, особой внутренней функцией становится учет и координация интересов различных групп населения, т.е. отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые под- держивались бы разными социальными слоями, на основе принципа плюрализма, многопартийности, разнообразия общественных органи- заций, разделения властей, на основе демократической избирательной системы и стремления к компромиссам.
Внешние функции государства. Функция интеграции в мировое
сообщество. Эта функция основывается на признании взаимозависимо- сти государств в современном мире. Взаимозависимость в настоящее время существует в производственной, научно-технической, торговой, кредитно-денежной, транспортной др. сферах.
Функция внешнеэкономического партнерства и государственной под-
держки иностранных инвестиций выражается прежде всего в защите права собственности и иностранных инвестиций. Определяя условия и порядок деятельности на территории РФ предприятий с иностран- ными инвестициями, законодатель представляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпри- нимателей, а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики и в так называемых свободных экономических зонах.
Функция обороны базируется на принципе поддержания достаточ- ного уровня обороноспособности, а Вооруженные Силы предназнача- ются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств.
Функция поддержки мирового правопорядка предполагает деятель- ность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, участие мирового сообщества в регу-


28
лировании межнациональных конфликтов, борьбы с международным терроризмом.
Функция сотрудничества в решении глобальных проблем современно-
сти, проявляется в ситуациях, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования
(например, Чернобыльская катастрофа). Объединение международных усилий в этой области осуществляется с целью предупреждения про- мышленных аварий, готовности к чрезвычайным ситуациям и раннего оповещения о них; снижения серьезных последствий катастроф и т.п.
§ 5. Форма государства
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в формах правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Форма государства характеризует конкретное государство, которое существует на данном историческом этапе его развития. Она раскры- вает особенности построения системы высших органов государствен- ной власти, национально-территориальную организацию государства, способы и средства, используемые государством для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение лич- ности в государстве.
Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества фак- торов (экономических, социальных, политических, идеологических, географических, демографических, религиозных) она всегда развива- ется и изменяется. В конечном счете форма государства определяется его функциями и сущностью, так как любое государство есть единство его сущности, содержания и формы.
Формы правления. Форма правления представляет собой струк-
туру высших органов государственной власти, порядок их образова-
ния и распределение компетенции между ними и их взаимоотношения
между собой и с населением. Форма правления определяется прежде всего организацией верховной государственной власти. Определяю- щим признаком формы правления является статус главы государства
(выборный и сменяемый или наследственный), и его компетенция.
В соответствии с этим государства подразделяются на монархии и респу-
блики с их разновидностями.
Монархия как форма правления характеризуется тем, что едино-
личный глава государства (король, царь, император, шах, фараон и др.)
занимает свой пост по наследству и его власть считается непроизво-
дной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. В настоя- щее время в мире существует 47 государств с монархической формой правления.