ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1249
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, правила арбитражного процесса (например, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и др.)
Таким образом, международное частное право включает два вида норм — коллизионные, которые делятся на внутренние и договорные,
404
и унифицированные материальные гражданско-правовые. Они соот- ветствуют предмету и методу международного частного права, что обу- славливает их объединение в самостоятельную отрасль права.
Источники международного частного права. Под источниками права в юриспруденции принято понимать внешние формы выраже- ния права.
Источниками международного частного права в Российской Феде- рации являются ее Конституция, международные договоры, законода-
тельство, а также признаваемые в РФ обычаи.
В России судебные решения (прецеденты) не рассматриваются как источник права, в отличие от стран «общего права», например, в Англии, США, Канаде и др. Вместе с тем возрастает значение судеб- ной практики в формировании норм права, растет интерес к ее изуче- нию и обобщению.
При изучении источников международного частного права следует обратить внимание на средства так называемого негосударственного
регулирования. Они вырабатываются самими участниками коммерче- ского оборота или негосударственными организациями и носят реко- мендательный характер. К числу средств негосударственного регули- рования можно отнести своды единообразных правил, общие условия, типовые контракты, руководства по совершению сделок, кодексы пове- дения и др. Средства негосударственного регулирования отличаются гибкостью, они способны к быстрым изменениям отвечающим инте- ресам гражданского оборота.
Доктрина не считается источником международного частного права, но суды могут обращаться к научным концепциям и взглядам для обо- снования принимаемого решения. Закон предписывает судам при уста- новлении содержания норм иностранного права принимать во внима- ние доктрину в соответствующем иностранном государстве (ст. 1191
ГК РФ, ст. 166 Семейного кодекса РФ).
Резолюции международных организаций, если иное специально не оговорено, не создают юридических обязательств для участвующих в этих организациях государств. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) включает в состав правовой системы РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, но не включает резолюции международных организаций.
Для государств юридически обязательные решения могут прини- маться Советом Безопасности ООН. Подобные решения могут включать требования, подлежащие реализации в деятельности государственных учреждений, промышленных, торговых, финансовых, транспортных и иных предприятий и организаций, а также частных лиц. Эти требо- вания могут выполняться в России на основе актов Президента РФ.
Среди источников международного частного права самое важное место для России занимает Конституция РФ. Конституция и конститу- ционные законы имеют ключевое значение для формирования основ международного частного права по следующим причинам:
405
1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое дей- ствие и применяется на всей территории РФ. Все другие нормативно- правовые акты (законы и подзаконные акты) не должны противоре- чить Конституции РФ.
2. Основные права и свободы человека признаются Конституцией РФ
(ст. 17) неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Каж- дый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономиче- ской деятельности (ст. 34). Конституция РФ гарантирует своим граж- данам защиту и покровительство за ее пределами, защищает интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, уравнивая их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме случаев, установлен- ных федеральным законом и международным договором РФ.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами РФ рассматриваются Консти- туцией как составная часть российской правовой системы. Не соот- ветствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению в РФ. Для международных дого- воров, которые содержат правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения согласия на его обязательность в РФ. Такие международные договоры становятся обязательными только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установ- ленном порядке.
4. В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» и «п» ст. 71) граждан- ское, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное зако- нодательство, федеральное коллизионное право находятся в ведении
Российской Федерации. Этим создаются важные предпосылки для обе- спечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных элементов.
5. В ведении Российской Федерации находятся ее внешняя политика, международные отношения, международные договоры и внешнеэконо- мические отношения.
Регулирование внешнеторговой деятельности, порядок ее осущест- вления российскими и иностранными лицами, роль органов госу- дарственной власти РФ и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности определяется Федеральным законом «Об основах государ- ственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря
2003 г. № 164-ФЗ.
Международные договоры Российской Федерации также зани- мают особое место среди источников международного частного права.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ
«О международных договорах Российской Федерации» под междуна- родным договором понимается международное соглашение, заклю- ченное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое
406
международным правом, независимо от того, содержится такое согла- шение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международно-правовая норма (договор) приобретает юридиче- скую силу во внутригосударственной сфере в результате ее трансфор- мации в норму национального права посредством издания различных нормативных правовых актов.
Чтобы международный договор вошел в правовую систему РФ и стал источником права, надо соблюдать следующие условия:
Во-первых, нужно согласие РФ на обязательность для нее междуна- родного договора. Подобное согласие выражается путем подписания договора, его ратификации, утверждения, принятия, присоединения к договору или другими способами, о которых условились стороны.
Во-вторых, требуется вступление в силу международного договора в порядке и в сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между сторонами.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) указывает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные зако- ном, то применяются правила международного договора и этим отдает приоритет международному договору.
К источникам международного частного права относятся двусто-
ронние и многосторонние международные договоры РФ. Существуют многочисленные двусторонние договоры о торговле, торгово-экономи- ческом сотрудничестве, товарообороте и платежах, торговле и море- плавании; о режиме сводной торговли; о правовой помощи по граж- данским, семейным и уголовным делам и др. Среди многосторонних договоров следует назвать Конвенцию ООН о договорах международ- ной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенцию УНИДРУА о между- народном финансовом лизинге 1988 г., Договор о создании Эконо- мического Союза 1993 г., Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности 1992 г. и др.
Международный договор также служит инструментом унифика- ции международного частного права, в том числе стран ЕС и СНГ, так как содействует созданию единообразных (унифицированных) пра- вил международного гражданского оборота. Предметом унификации в области международного частного права являются материальные, коллизионные и процессуальные нормы. Унифицированные нормы могут включаться в текст договора либо составляться как «единообраз- ный» закон, прилагаемый к договору. Затем участники вводят данный договор в свое национальное право. В таком порядке принят, напри- мер, Единообразный закон о переводном и простом векселе — прило- жение к Женевской вексельной конвенции 1930 г.
Принятие странами — членами ЕЭС в 1968 г. Конвенции о юрисдик- ции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, Конвенции о взаимном признании торговых товари- ществ и юридических лиц и др. обозначило ведущую роль международ-
407
ного договора в унификации международного частного права и между- народного гражданского процесса этих стран.
Основной правовой базой межгосударственных отношений стран- участниц СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств — членов Содру- жества. Например, в рамках СНГ Российской Федерацией заключены многосторонняя Конвенция о правовой помощи и правовых отноше- ниях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и двусто- ронние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по граж- данским, семейным и уголовным делам и др.
Следует подчеркнуть важную роль международных организаций в унификации норм международного частного права на основе много- сторонних договоров, типовых (модельных) законов, рекомендаций.
В связи с этим следует отметить усилия Гаагской конференции по меж- дународному частному праву, Международного института по унифика- ции частного права (УНИДРУА), Комиссии ООН по праву международ- ной торговли (ЮНСИТРАЛ) и др.
Гаагская конференция (создана в конце XIX в.) — межправитель- ственная организация, задачей которой является прогрессивная уни- фикация норм международного частного права. Ею на сессиях принято много конвенций по вопросам международной купли — продажи това- ров, гражданского процесса, семейных отношений, наследования и др.
Международный институт по унификации частного права (УНИ-
ДРУА) основан в 1926 г. УНИДРУА действует в качестве межправи- тельственной организации (место нахождения — г. Рим). Институт изучает пути гармонизации и согласования частного права отдельных государств и групп государств, разрабатывает единообразные нормы.
Институтом разработаны такие важные международно-правовые доку- менты, как Конвенция о единообразном законе о заключении догово- ров международной купли-продажи товаров (Гаага, 1964 г.), Конвен- ция о единообразном законе о международной купле-продаже (Гаага,
1964 г.), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге
(Оттава, 1988 г.), Конвенция УНИДРУА о международном факторинге
(Оттава, 1988 г.) и др.
В 1994 г. Институтом разработаны Принципы международных коммерческих договоров — последнее издание 2010 г (Принципы
УНИДРУА), которые являются важным документом, определяющим вопросы исполнения договоров международной купли-продажи това- ров. Принципы международных коммерческих договоров не являются обязательным документом и применяются в случае, если сами участ- ники внешнеторгового контракта согласились, что их договор будет регулироваться Принципами УНИДРУА.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была образована в 1966 г. Ее задачей является содействие прогрессивной гар- монизации и унификации права международной торговли. Комиссией подготовлен ряд документов: Конвенция об исковой давности в между-
408
народной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.); Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбург, 1978 г.); Конвенция ООН о дого- ворах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) и др.
В 1985 г. Комиссия разработала Типовой закон ЮНСИТРАЛ о между- народном торговом арбитраже. На основе этого Закона во многих странах было принято соответствующее законодательство (например, Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»)
Значительную работу по унификации норм международного част- ного права проводят также Конференции ООН по торговле и развитию
(ЮНКТАД), международная морская организация (ИМО), Международ- ная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организа- ция интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.
В 1994 г. Советом глав правительств Содружества Независимых Госу- дарств (СНГ) был образован как самостоятельная международная орга- низация Научно-консультативный центр частного права СНГ. Задачей
Центра явилась разработка моделей правовых актов и научных реко- мендаций, направленных на сближение и гармонизацию частного права стран Содружества. Центром также подготовлены проекты модельных законов об обществах с ограниченной ответственностью, о несостоя- тельности (банкротстве), об ипотеке и ряд других законодательств.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ также являются важным источником международного частного права.
Поскольку в России нет закона о международном частном праве, в этой области ведущую роль играет раздел VI (международное частное право) части третьей ГК.
Отдельные вопросы международного частного права включены в ряд законов РФ. Здесь следует назвать Гражданский кодекс РФ, Семей- ный кодекс РФ, Закон РФ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской
Федерации», федеральные законы: от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»; от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» и др.
Частноправовые отношения с иностранным элементом могут регу- лироваться указами Президента РФ, постановлениями Правитель- ства РФ, актами министерств и ведомств.
Современное российское законодательство считается законодатель- ством переходного периода со своими пробелами, трудностями и про- тиворечиями, и это распространяется на нормативно-правовые акты, которые принято относить к сфере международного частного права.
Некоторые законы о международном частном праве отсутствуют, ряд положений действующих нормативных актов в настоящее время устарел.
Источником международного частного права также является обы- чай. Обычаи в международном частном праве именуются «обычаями международного торгового оборота» или «торговыми обычаями».
Например, существуют развитые обычаи торгового мореплавания.
Таким образом, международное частное право включает два вида норм — коллизионные, которые делятся на внутренние и договорные,
404
и унифицированные материальные гражданско-правовые. Они соот- ветствуют предмету и методу международного частного права, что обу- славливает их объединение в самостоятельную отрасль права.
Источники международного частного права. Под источниками права в юриспруденции принято понимать внешние формы выраже- ния права.
Источниками международного частного права в Российской Феде- рации являются ее Конституция, международные договоры, законода-
тельство, а также признаваемые в РФ обычаи.
В России судебные решения (прецеденты) не рассматриваются как источник права, в отличие от стран «общего права», например, в Англии, США, Канаде и др. Вместе с тем возрастает значение судеб- ной практики в формировании норм права, растет интерес к ее изуче- нию и обобщению.
При изучении источников международного частного права следует обратить внимание на средства так называемого негосударственного
регулирования. Они вырабатываются самими участниками коммерче- ского оборота или негосударственными организациями и носят реко- мендательный характер. К числу средств негосударственного регули- рования можно отнести своды единообразных правил, общие условия, типовые контракты, руководства по совершению сделок, кодексы пове- дения и др. Средства негосударственного регулирования отличаются гибкостью, они способны к быстрым изменениям отвечающим инте- ресам гражданского оборота.
Доктрина не считается источником международного частного права, но суды могут обращаться к научным концепциям и взглядам для обо- снования принимаемого решения. Закон предписывает судам при уста- новлении содержания норм иностранного права принимать во внима- ние доктрину в соответствующем иностранном государстве (ст. 1191
ГК РФ, ст. 166 Семейного кодекса РФ).
Резолюции международных организаций, если иное специально не оговорено, не создают юридических обязательств для участвующих в этих организациях государств. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) включает в состав правовой системы РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, но не включает резолюции международных организаций.
Для государств юридически обязательные решения могут прини- маться Советом Безопасности ООН. Подобные решения могут включать требования, подлежащие реализации в деятельности государственных учреждений, промышленных, торговых, финансовых, транспортных и иных предприятий и организаций, а также частных лиц. Эти требо- вания могут выполняться в России на основе актов Президента РФ.
Среди источников международного частного права самое важное место для России занимает Конституция РФ. Конституция и конститу- ционные законы имеют ключевое значение для формирования основ международного частного права по следующим причинам:
405
1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое дей- ствие и применяется на всей территории РФ. Все другие нормативно- правовые акты (законы и подзаконные акты) не должны противоре- чить Конституции РФ.
2. Основные права и свободы человека признаются Конституцией РФ
(ст. 17) неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Каж- дый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономиче- ской деятельности (ст. 34). Конституция РФ гарантирует своим граж- данам защиту и покровительство за ее пределами, защищает интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, уравнивая их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме случаев, установлен- ных федеральным законом и международным договором РФ.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами РФ рассматриваются Консти- туцией как составная часть российской правовой системы. Не соот- ветствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению в РФ. Для международных дого- воров, которые содержат правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения согласия на его обязательность в РФ. Такие международные договоры становятся обязательными только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установ- ленном порядке.
4. В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» и «п» ст. 71) граждан- ское, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное зако- нодательство, федеральное коллизионное право находятся в ведении
Российской Федерации. Этим создаются важные предпосылки для обе- спечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных элементов.
5. В ведении Российской Федерации находятся ее внешняя политика, международные отношения, международные договоры и внешнеэконо- мические отношения.
Регулирование внешнеторговой деятельности, порядок ее осущест- вления российскими и иностранными лицами, роль органов госу- дарственной власти РФ и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности определяется Федеральным законом «Об основах государ- ственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря
2003 г. № 164-ФЗ.
Международные договоры Российской Федерации также зани- мают особое место среди источников международного частного права.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ
«О международных договорах Российской Федерации» под междуна- родным договором понимается международное соглашение, заклю- ченное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое
406
международным правом, независимо от того, содержится такое согла- шение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международно-правовая норма (договор) приобретает юридиче- скую силу во внутригосударственной сфере в результате ее трансфор- мации в норму национального права посредством издания различных нормативных правовых актов.
Чтобы международный договор вошел в правовую систему РФ и стал источником права, надо соблюдать следующие условия:
Во-первых, нужно согласие РФ на обязательность для нее междуна- родного договора. Подобное согласие выражается путем подписания договора, его ратификации, утверждения, принятия, присоединения к договору или другими способами, о которых условились стороны.
Во-вторых, требуется вступление в силу международного договора в порядке и в сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между сторонами.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) указывает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные зако- ном, то применяются правила международного договора и этим отдает приоритет международному договору.
К источникам международного частного права относятся двусто-
ронние и многосторонние международные договоры РФ. Существуют многочисленные двусторонние договоры о торговле, торгово-экономи- ческом сотрудничестве, товарообороте и платежах, торговле и море- плавании; о режиме сводной торговли; о правовой помощи по граж- данским, семейным и уголовным делам и др. Среди многосторонних договоров следует назвать Конвенцию ООН о договорах международ- ной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенцию УНИДРУА о между- народном финансовом лизинге 1988 г., Договор о создании Эконо- мического Союза 1993 г., Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности 1992 г. и др.
Международный договор также служит инструментом унифика- ции международного частного права, в том числе стран ЕС и СНГ, так как содействует созданию единообразных (унифицированных) пра- вил международного гражданского оборота. Предметом унификации в области международного частного права являются материальные, коллизионные и процессуальные нормы. Унифицированные нормы могут включаться в текст договора либо составляться как «единообраз- ный» закон, прилагаемый к договору. Затем участники вводят данный договор в свое национальное право. В таком порядке принят, напри- мер, Единообразный закон о переводном и простом векселе — прило- жение к Женевской вексельной конвенции 1930 г.
Принятие странами — членами ЕЭС в 1968 г. Конвенции о юрисдик- ции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, Конвенции о взаимном признании торговых товари- ществ и юридических лиц и др. обозначило ведущую роль международ-
407
ного договора в унификации международного частного права и между- народного гражданского процесса этих стран.
Основной правовой базой межгосударственных отношений стран- участниц СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств — членов Содру- жества. Например, в рамках СНГ Российской Федерацией заключены многосторонняя Конвенция о правовой помощи и правовых отноше- ниях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и двусто- ронние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по граж- данским, семейным и уголовным делам и др.
Следует подчеркнуть важную роль международных организаций в унификации норм международного частного права на основе много- сторонних договоров, типовых (модельных) законов, рекомендаций.
В связи с этим следует отметить усилия Гаагской конференции по меж- дународному частному праву, Международного института по унифика- ции частного права (УНИДРУА), Комиссии ООН по праву международ- ной торговли (ЮНСИТРАЛ) и др.
Гаагская конференция (создана в конце XIX в.) — межправитель- ственная организация, задачей которой является прогрессивная уни- фикация норм международного частного права. Ею на сессиях принято много конвенций по вопросам международной купли — продажи това- ров, гражданского процесса, семейных отношений, наследования и др.
Международный институт по унификации частного права (УНИ-
ДРУА) основан в 1926 г. УНИДРУА действует в качестве межправи- тельственной организации (место нахождения — г. Рим). Институт изучает пути гармонизации и согласования частного права отдельных государств и групп государств, разрабатывает единообразные нормы.
Институтом разработаны такие важные международно-правовые доку- менты, как Конвенция о единообразном законе о заключении догово- ров международной купли-продажи товаров (Гаага, 1964 г.), Конвен- ция о единообразном законе о международной купле-продаже (Гаага,
1964 г.), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге
(Оттава, 1988 г.), Конвенция УНИДРУА о международном факторинге
(Оттава, 1988 г.) и др.
В 1994 г. Институтом разработаны Принципы международных коммерческих договоров — последнее издание 2010 г (Принципы
УНИДРУА), которые являются важным документом, определяющим вопросы исполнения договоров международной купли-продажи това- ров. Принципы международных коммерческих договоров не являются обязательным документом и применяются в случае, если сами участ- ники внешнеторгового контракта согласились, что их договор будет регулироваться Принципами УНИДРУА.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была образована в 1966 г. Ее задачей является содействие прогрессивной гар- монизации и унификации права международной торговли. Комиссией подготовлен ряд документов: Конвенция об исковой давности в между-
408
народной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.); Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбург, 1978 г.); Конвенция ООН о дого- ворах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) и др.
В 1985 г. Комиссия разработала Типовой закон ЮНСИТРАЛ о между- народном торговом арбитраже. На основе этого Закона во многих странах было принято соответствующее законодательство (например, Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»)
Значительную работу по унификации норм международного част- ного права проводят также Конференции ООН по торговле и развитию
(ЮНКТАД), международная морская организация (ИМО), Международ- ная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организа- ция интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.
В 1994 г. Советом глав правительств Содружества Независимых Госу- дарств (СНГ) был образован как самостоятельная международная орга- низация Научно-консультативный центр частного права СНГ. Задачей
Центра явилась разработка моделей правовых актов и научных реко- мендаций, направленных на сближение и гармонизацию частного права стран Содружества. Центром также подготовлены проекты модельных законов об обществах с ограниченной ответственностью, о несостоя- тельности (банкротстве), об ипотеке и ряд других законодательств.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ также являются важным источником международного частного права.
Поскольку в России нет закона о международном частном праве, в этой области ведущую роль играет раздел VI (международное частное право) части третьей ГК.
Отдельные вопросы международного частного права включены в ряд законов РФ. Здесь следует назвать Гражданский кодекс РФ, Семей- ный кодекс РФ, Закон РФ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской
Федерации», федеральные законы: от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»; от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» и др.
Частноправовые отношения с иностранным элементом могут регу- лироваться указами Президента РФ, постановлениями Правитель- ства РФ, актами министерств и ведомств.
Современное российское законодательство считается законодатель- ством переходного периода со своими пробелами, трудностями и про- тиворечиями, и это распространяется на нормативно-правовые акты, которые принято относить к сфере международного частного права.
Некоторые законы о международном частном праве отсутствуют, ряд положений действующих нормативных актов в настоящее время устарел.
Источником международного частного права также является обы- чай. Обычаи в международном частном праве именуются «обычаями международного торгового оборота» или «торговыми обычаями».
Например, существуют развитые обычаи торгового мореплавания.