Файл: Протокол 1 утверждаю заведующий мадоу 8 Лесная сказка Е. А. Павлова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целостное и разностороннее развитие – интеллектуальное, физическое, эмоционально-личностное, социальное, художественно-эстетическое; социализация, освоение общечеловеческих ценностей, любовь к родному городу.


Итоги освоения регионального компонента
Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.

Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. п.).

Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей

Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного

положительного эмоционального отношения к малой родине.

Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.

Не стремится к проявлению инициативы в социально значимых делах, связанных с жизнью родного города.

Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения рабочей программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая в себя:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;


Педагогическая диагностика используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе.

Инструментарий для педагогической диагностики – это карты развития детей, которые позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Технология педагогической диагностики индивидуального развития детей в части освоения обязательной части Программы полностью соответствует рекомендованной в комплексной программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. «Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации» автора-сост. Верещагиной Н.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям

  • Обязательная часть


Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017

- «Социально-коммуникативное развитие» [с. ];

- «Познавательное развитие» [с. ];

- «Речевое развитие» [с. ];

- «Художественно-эстетическое развитие» [с. ];

- «Физическое развитие» [с. ].


  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений


Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Образовательный процесс в группе строится:

- на использовании инновационных педагогических технологий, направленных на партнерство, сотрудничество педагога и ребенка;

-на адекватных возрасту детей формах работы – игре как ведущему виду деятельности дошкольника;

- с учетом принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, что обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия – зрительный, слуховой, кинестетический;



- с учетом климатических условий Северо-западного региона, которые имеют свои особенности, географического расположения ДОО, национально-культурных и этнокультурных, культурно-исторических, социальных (потребности населения) особенностей.

Самостоятельная деятельность детей предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе и с детьми) развивающей предметно-пространственной среды и:

- обеспечивает каждому ребенку выбор деятельности по интересам;

- позволяет ребенку взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- содержит проблемные ситуации и направлена на решение ребенком разнообразных задач;

- позволяет освоить материал, изучаемый согласно образовательным областям и в совместной деятельности с взрослым;

- обеспечивает подбор оборудования в соответствии с традиционными видами детской деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач – игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной.

Игра как особое пространство развития ребенка


  • Обязательная часть


Обязательная часть определена соответствующим разделом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой (СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017): [77-96 – дошкольный возраст)];

  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений


Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка для детей 4 – 5 лет– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;


- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Требования к развитию и поддержке игровой деятельности:

• избегать представления об игре как регламентируемом процессе «коллективной проработки знаний»;

• не подчинять игру строго дидактическим задачам;

• содействовать «проживанию» ребёнком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей;

• предоставлять выбор игрового оборудования;

• способствовать отражению событий в игре;

• изучать и переносить семейный опыт различных видов игр (подвижных, настольных и др.) в группу;

• поддерживать и поощрять инициативу детей в организации игр;

• руководить игрой на основе предложенной детьми или выбранной роли.
Способы и направления поддержки детской инициативы

  • Обязательная часть


Обязательная часть определена соответствующим разделом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой (СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017), с. 204-209


  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса




Образовательная область

Направления поддержки детской инициативы

Физическое развитие

- Создание условий для свободного выбора детьми двигательной деятельности;

- Не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах двигательной деятельности;

- Создание ситуации успеха.

Социально-коммуникативное развитие

- Уважительное отношение к ребёнку;

- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);

- Словесное поощрение;

- Стимулирование детской деятельности;

- Повышение самооценки;

- Создание ситуации успеха.

Познавательное развитие

- Уважительное отношение к ребёнку;

- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);

- Словесное поощрение;

- Стимулирование детской деятельности;

- Повышение самооценки;

- Создание ситуации успеха.

Речевое развитие

- Создание речевой ситуации;

- Создание успеха;

- Поощрения;

- Участие в речевых играх;

- Конкурсы;

- Создание предметно – развивающей среды.

Художественно-эстетическое развитие

- Непосредственное общение с каждым ребенком;

- Уважительное отношение к каждому ребенку к его чувствам и потребностям;

- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

- Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- Организация видов деятельности, способствующих художественно-эстетическому развитию детей;

- Проектная деятельность.



4-5 лет. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

- создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр;

- при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

- не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

- привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.



2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

  • Обязательная часть


Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации определено соответствующим разделом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой (СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017), с. 185.


  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений



Формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени способствуют потребностям и интересам детей


Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые, групповые

Индивидуальные, подгрупповые, групповые

Индивидуальные, подгрупповые

Формы работы

«Физическое развитие»

- игровая беседа с элементами движений;

- интегративная деятельность;

- утренняя гимнастика;

- совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

- игра;

-контрольно-диагностическая деятельность;

- экспериментирование;

- физкультурное занятие;

- физкультурные досуги;

- проектная деятельность.

- игровая беседа с элементами движений;

- интегративная деятельность;

- утренняя гимнастика;

- совместная деятельность

взрослого и детей тематического характера;

- игра;

-контрольно-диагностическая деятельность;

- экспериментирование;

- физкультурное занятие

- физкультурные досуги;

- проектная деятельность.

- во всех видах самостоятельной деятельности детей;

-двигательная активность в течение дня;

- игра;

- утренняя гимнастика;

-самостоятельные игры и упражнения физической направленности;

- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

«Социально-коммуникативное развитие»

- наблюдения;

- беседа;

- чтение художественной литературы;

-просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

- экспериментирование;

- проблемные ситуации;

-совместная с воспитателем игра;

- совместная со сверстниками игра;

- индивидуальная игра;

- праздники;

-элементарные поручения;

- ситуации морального выбора;

- проектная деятельность;

- интегративная деятельность.

- совместные действия;

- наблюдения;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстративного материала;

- игра;

- проектная деятельность;

-просмотр и анализ видеофильмов, телепередач;

-ситуативный разговор с детьми;

- педагогические ситуации;

- ситуации морального выбора;

- проектная деятельность;

- интегративная деятельность.

- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;

- совместная со сверстниками игра;

- индивидуальная игра.

«Познавательное развитие»

- беседа после чтения;

- рассматривание;

- игровая ситуация;

- дидактическая игра;

- интегративная деятельность;

- чтение;

- беседа о прочитанном;

- игра-драматизация;

- показ разных видов театра;

- разучивание стихотворений;

- проектная деятельность;

- интегративная деятельность;

-решение проблемных ситуаций;

- разговор с детьми;

- создание коллекций;

- игра.

- ситуация общения в процессе режимных моментов;

- дидактическая игра;

-чтение (в том числе на прогулке);

- словесная игра на прогулке;

- наблюдение на прогулке;

- элементарный труд;

- игра на прогулке;

- ситуативный разговор;

- беседа с детьми;

- беседа после чтения;

- интегративная деятельность;

-разучивание стихов, потешек;

- проектная деятельность;

- разновозрастное общение.

- доступные виды игр;

- игровое общение;

-все виды самостоятельной детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

- чтение наизусть;

- отгадывание загадок;

- дидактические игры;

- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

«Речевое развитие»

- беседа после чтения;

- рассматривание;

- игровая ситуация;

- дидактические игры;

- интегративная деятельность;

- чтение;

- игра-драматизация;

- показ разных видов театра;

- разучивание стихотворений;

- проектная деятельность;

- интегративная деятельность;

-решение проблемных ситуаций;

- беседа с детьми;

- создание коллекций;

- игра

- ситуация общения в

процессе режимных моментов;

- дидактические игры;

-чтение (в том числе на прогулке);

-словесные игры (в том числе на прогулке);

- наблюдение на прогулке;

- элементарный труд;

- игры (в том числе на прогулке);

- ситуативный разговор;

- беседа, беседа после чтения;

- интегративная деятельность;

-разучивание стихов, потешек;

- проектная деятельность;

- разновозрастное общение.

- все виды доступной игровой деятельности;

- игровое общение;

- все виды самостоятельной детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

- чтение наизусть и отгадывание загадок;

- дидактические игры;

- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

«Художественно-эстетическое развитие»

- занятия (рисование, аппликация, лепка конструирование);

- изготовление украшений, подарков, предметов для игр;

- экспериментирование;

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

- игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);

- тематические досуги;

- выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи;

- проектная деятельность;

- создание коллекций;

- экспериментирование;

- музыкально-дидактические игры;

- разучивание музыкальных игр и танцев;

- импровизация;

-совместное и индивидуальное музыкальное исполнение;

- музыкальные упражнения.

- наблюдение;

- рассматривание

эстетически привлекательных объектов

природы;

- игровые упражнения;

- проблемные ситуации;

- конструирование;

- рассматривание и обсуждение (произведений искусства, средств

выразительности и др.);

- создание коллекций;

-слушание музыки, сопровождение музыкой проведения режимных моментов;

- музыкальные подвижные игры.

-игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

- самостоятельная изобразительная деятельность;

- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.