Файл: Протокол 1 утверждаю заведующий мадоу 8 Лесная сказка Е. А. Павлова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
-
демонстрационные и раздаточные; -
визуальные, аудийные, аудиовизуальные; -
естественные и искусственные; -
реальные и виртуальные;
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
-
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); -
игровой (игры, игрушки); -
коммуникативной (дидактический материал); -
чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); -
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); -
трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); -
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); -
музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Одной из форм НОД является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей. Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте.
№ | Вид занятия | Содержание занятия |
2 | Тематическое занятие | Занятие посвящено конкретной теме |
3 | Экскурсия | Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры района |
4 | Коллективное занятие | Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое |
5 | Занятие-труд | Помощь взрослым в уборке участка, посадка лука, цветов |
6 | Интегрированное занятие | Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. |
7 | Занятие – творчество | Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника» |
8 | Занятие – посиделки | Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности |
9 | Занятие – сказка | Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой |
10 | Занятие – пресс-конференция журналистов | Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим |
11 | Занятие – путешествие | Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети |
12 | Занятие – эксперимент | Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом |
13 | Занятие – конкурс | Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими |
14 | Занятие – рисунки-сочинения | Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам |
15 | Занятие – беседа | Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы |
2.3 Взаимодействие с семьей, социумом
Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс МАДОУ. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
-
Обязательная часть
«Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» [«Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017), с. 209]
-
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Педагоги группы осуществляют координацию воспитания и обучения детей с их родителями (законными представителями):
- функционирует родительский комитет группы;
- родители могут присутствовать в группе (на занятиях и др.), помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов;
- педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят групповые собрания, беседы, тематические выставки, семинары и пр.);
- педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (проводят консультации, мастер-классы, совместные выставки и др.);
- организуются совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники и др.);
- используются новые формы обучения родителей педагогическим знаниям (деловые игры, семинары);
- используются различные средства информации (проводятся тематические выставки, оформляются специальные стенды, демонстрируются видеофильмы, организовано общение через социальную сеть ВК, использование информирования родителей о жизни детей в ДОУ через сайт МАДОУ).
Перспективный план по работе с родителями на 2021 – 2022 уч.год
Старшей группы № 14
| вид деятельности | ответственный |
сентябрь | Выставка фотоколлажей «Вот оно какое наше лето» Знакомство родителей с информацией в родительском уголке: «Режим дня», «Задачи на сентябрь», «Возрастные особенности детей». Папки-передвижки: «Чтобы не было беды», «Внимание светофор», «Здравствуй, осень» | Воспитатели, родители |
октябрь | Фестиваль декоративно-прикладноготворчества «Чудесные листья» Тематическая неделя «Правила безопасного поведения» (брошюры, папки-передвижки) Папка-передвижка «Правила дорожного движения», «Профилактика ОРЗ» Консультация «Одежда ребенка по сезону», «Играем пальчиками», «Советы логопеда» | Воспитатели, родители |
ноябрь | Фотовыставка «Мои любимые питомцы» Семинар-практикум по развитию фонематического восприятия речи (совместно с логопедом) Конкурс чтецов к «Дню матери» Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет» Консультация «Профилактика простудных заболеваний» Папки-передвижки «Гендерное воспитание», «Игры детей осенью», «День матери» | Воспитатели |
декабрь | Папки-передвижки: «4 заповеди мудрого родителя», «Искусство быть родителем», «Зима пришла», «Как встретить Новый год», «Новогодние приметы и традиции» Консультация «Как организовать выходной с ребенком», «Декларация прав ребенка», «Дидактические игры зимой», «Когда идет снег. Игры детей на прогулке» Родительское собрание «Развитие творчества детей» Новогодний утренник Участие во Всероссийском конкурсе «Рождественская сказка» Конкурс декоративно-прикладного творчества на тему «Елочная игрушка – снеговик» | Воспитатели, родители |
январь | Папки-передвижки: «Наблюдение зимой» «ОБЖ. Безопасное общение» «Чему учит сюжетно-ролевая игра» «Спортивные игры и упражнения зимой» | Воспитатели |
февраль | Участие в международном эвристическом конкурсе «Совенок» Семинар-практикум «Мама и папа со мной играют – говорить мне помогают!» (совместно с логопедом) Папки-передвижки: «Папа и ребенок», «С помощью чего можно рисовать», «Осторожно, грипп!», «23 февраля», «Роль папы в семейном воспитании» Консультация «Воспитание мальчика – будущего мужчины» | Воспитатели |
март | Родительское собрание «Игра в жизни ребенка» Папка-передвижка «Весна», «Полезные продукты, витамины», «8 марта» Консультация «Воспитание девочки – будущей женщины» Утренник к 8 марта | Воспитатели |
апрель | Конкурс чтецов, посвященный Дню птиц Городской конкурс «7 нот успеха» Папка-передвижка «7 апреля. Всемирный день здоровья», «День смеха», «День космонавтики» Консультация «Математическое развитие детей» | Воспитатели |
май | Папки-передвижки «Игры по развитию речи детей», «Эмоциональное развитие детей» | Воспитатели |
июнь | День защиты детей (развлечение) Папки-передвижки «Игры с водой», «Безопасное поведение», «Вот и лето пришло», «Осторожно клещи» | Воспитатели |
июль | Папки-передвижки «Ядовитые грибы и ягоды», «Первая помощь», «Подвижные игры детей летом» | Воспитатели |
август | Папки-передвижки «Летние забавы», «Наблюдение летом» | Воспитатели |
2.4 Особенности организации образовательного процесса в группе
Особенностью организации образовательного процесса в средней группе является:
-
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитие каждого ребенка; -
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; -
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; -
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; -
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; -
уважительное отношение к результатам детского творчества; -
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; -
накопление и расширение традиционных форм организации жизни детей в группе
Традиция | Содержание |
Утро радостных встреч | Встреча после выходных с обменом впечатлениями о новом и интересном, что было в выходные. Обсуждение предстоящих событий. Эта традиция позволяет обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, помогает ребенку скрасить горечь разлуки с родными и близкими, создает хорошее настроение, обеспечивает доброжелательное общение со сверстниками, помогает исключить конфликты, которые, по мнению педагогов-практиков, чаще всего возникают именно в понедельник. |
Дни рождения. Поздравление именинника | Проводятся как в групповом помещении, так и в музыкальном зале. Сценарии мероприятий включают игры, поздравления, вручение подарков. |
Праздники | Традиционными общими праздниками являются: три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, праздник встречи весны; общегражданские праздники — Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день. |
Развлечения и досуги | Развлечения – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, пробудить творческую активность. Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечение – всегда красочный момент в жизни детей, обогащает впечатлениями и развивает творческую активность. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, т.к. в это время он может познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. В это время формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважение к сверстнику, симпатия, жизнерадостность. |
Тематические выставки семейного творчества | Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Творческие выставки представлены в различных формах: «Музей одной семьи» (традиции, увлечения, интересы семьи и др.), фотовыставки, выставки, организованные по типу «умелые руки» (поделки, рукоделие и др.) |
Творческие выступления родителей | Творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других. |
Приходи, сказка (ежедневное чтение) | Цель: формирование интереса к книге, воспитание активного слушателя |
Час театра | В процессе приобщения детей к сценическому искусству решается важная задача – формирование зрительской культуры, которая складывается из знания особенностей театрального искусства; умения адекватно реагировать на сценическое действие; понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа; владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия. |
Встреча с интересным человеком | Цель: развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность; демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека; обогащать эмоционально - чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми; развивать монологическую и диалогическую речь. Знакомство с профессиями родителей. |
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Виды практик | Особенности организации |
Совместная игра | Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивная игра) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. |
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта | Данные ситуации носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. |
Творческая мастерская | Предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. |
Музыкально-театральная и литературно-музыкальная гостиная | Форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. |
Сенсорный и интеллектуальный тренинг | Система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. |
Детский досуг | Вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр. |
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность | Носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. |
III. Организационный раздел
3.1 Организация режима пребывания детей в образовательной организации
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Для эффективного решения программных задач крайне желательно ежедневное чтение.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
-
время приёма пищи; -
укладывание на дневной сон; -
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей средней группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 4 - 5 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
-
построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; -
решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организация режима дня.
При проведении режимных процессов МДОУ придерживается следующих правил:
-
Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании). -
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. -
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности. -
Формирование культурно-гигиенических навыков. -
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. -
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. -
Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
-
Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность. -
Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня. В детском саду выделяют следующее возрастное деление детей по группам.