Файл: Протокол 1 утверждаю заведующий мадоу 8 Лесная сказка Е. А. Павлова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;

  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

  • естественные и искусственные;

  • реальные и виртуальные;

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

  • игровой (игры, игрушки);

  • коммуникативной (дидактический материал);

  • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Одной из форм НОД является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей. Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте.




Вид занятия

Содержание занятия

2

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме

3

Экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры района

4

Коллективное занятие

Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое

5

Занятие-труд

Помощь взрослым в уборке участка, посадка лука, цветов

6

Интегрированное занятие

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

7

Занятие – творчество

Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»

8

Занятие – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

9

Занятие – сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой

10

Занятие – пресс-конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим

11

Занятие – путешествие

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети

12

Занятие – эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

13

Занятие – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

14

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам

15

Занятие – беседа

Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы


2.3 Взаимодействие с семьей, социумом

Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс МАДОУ. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- единый подход к процессу воспитания ребёнка;

- открытость дошкольного учреждения для родителей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равно ответственность родителей и педагогов.


  • Обязательная часть


«Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» [«Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017), с. 209]


  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Педагоги группы осуществляют координацию воспитания и обучения детей с их родителями (законными представителями):

- функционирует родительский комитет группы;

- родители могут присутствовать в группе (на занятиях и др.), помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов;

- педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят групповые собрания, беседы, тематические выставки, семинары и пр.);

- педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (проводят консультации, мастер-классы, совместные выставки и др.);

- организуются совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники и др.);

- используются новые формы обучения родителей педагогическим знаниям (деловые игры, семинары);

- используются различные средства информации (проводятся тематические выставки, оформляются специальные стенды, демонстрируются видеофильмы, организовано общение через социальную сеть ВК, использование информирования родителей о жизни детей в ДОУ через сайт МАДОУ).

Перспективный план по работе с родителями на 2021 – 2022 уч.год

Старшей группы № 14





вид деятельности

ответственный

сентябрь

Выставка фотоколлажей «Вот оно какое наше лето»

Знакомство родителей с информацией в родительском уголке: «Режим дня», «Задачи на сентябрь», «Возрастные особенности детей».

Папки-передвижки: «Чтобы не было беды», «Внимание светофор», «Здравствуй, осень»

Воспитатели, родители

октябрь

Фестиваль декоративно-прикладноготворчества «Чудесные листья»

Тематическая неделя «Правила безопасного поведения» (брошюры, папки-передвижки)

Папка-передвижка «Правила дорожного движения», «Профилактика ОРЗ»

Консультация «Одежда ребенка по сезону», «Играем пальчиками», «Советы логопеда»

Воспитатели, родители

ноябрь

Фотовыставка «Мои любимые питомцы»

Семинар-практикум по развитию фонематического восприятия речи (совместно с логопедом)

Конкурс чтецов к «Дню матери»

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет»

Консультация «Профилактика простудных заболеваний»

Папки-передвижки «Гендерное воспитание», «Игры детей осенью», «День матери»

Воспитатели

декабрь

Папки-передвижки: «4 заповеди мудрого родителя», «Искусство быть родителем», «Зима пришла», «Как встретить Новый год», «Новогодние приметы и традиции»

Консультация «Как организовать выходной с ребенком», «Декларация прав ребенка», «Дидактические игры зимой», «Когда идет снег. Игры детей на прогулке»

Родительское собрание «Развитие творчества детей»

Новогодний утренник

Участие во Всероссийском конкурсе «Рождественская сказка»

Конкурс декоративно-прикладного творчества на тему «Елочная игрушка – снеговик»

Воспитатели, родители

январь

Папки-передвижки:

«Наблюдение зимой»

«ОБЖ. Безопасное общение»

«Чему учит сюжетно-ролевая игра»

«Спортивные игры и упражнения зимой»

Воспитатели

февраль

Участие в международном эвристическом конкурсе «Совенок»

Семинар-практикум «Мама и папа со мной играют – говорить мне помогают!» (совместно с логопедом)

Папки-передвижки: «Папа и ребенок», «С помощью чего можно рисовать», «Осторожно, грипп!», «23 февраля»,

«Роль папы в семейном воспитании»

Консультация «Воспитание мальчика – будущего мужчины»

Воспитатели

март

Родительское собрание «Игра в жизни ребенка»

Папка-передвижка «Весна», «Полезные продукты, витамины», «8 марта»

Консультация «Воспитание девочки – будущей женщины»

Утренник к 8 марта

Воспитатели

апрель

Конкурс чтецов, посвященный Дню птиц

Городской конкурс «7 нот успеха»

Папка-передвижка «7 апреля. Всемирный день здоровья», «День смеха», «День космонавтики»

Консультация «Математическое развитие детей»

Воспитатели

май

Папки-передвижки «Игры по развитию речи детей», «Эмоциональное развитие детей»

Воспитатели

июнь

День защиты детей (развлечение)

Папки-передвижки «Игры с водой», «Безопасное поведение», «Вот и лето пришло», «Осторожно клещи»

Воспитатели

июль

Папки-передвижки «Ядовитые грибы и ягоды», «Первая помощь», «Подвижные игры детей летом»

Воспитатели

август

Папки-передвижки «Летние забавы», «Наблюдение летом»

Воспитатели

2.4 Особенности организации образовательного процесса в группе

Особенностью организации образовательного процесса в средней группе является:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитие каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • накопление и расширение традиционных форм организации жизни детей в группе




Традиция

Содержание

Утро радостных встреч

Встреча после выходных с обменом впечатлениями о новом и интересном, что было в выходные. Обсуждение предстоящих событий. Эта традиция позволяет обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, помогает ребенку скрасить горечь разлуки с родными и близкими, создает хорошее настроение, обеспечивает доброжелательное общение со сверстниками, помогает исключить конфликты, которые, по мнению педагогов-практиков, чаще всего возникают именно в понедельник.

Дни рождения.

Поздравление именинника

Проводятся как в групповом помещении, так и в музыкальном зале. Сценарии мероприятий включают игры, поздравления, вручение подарков.

Праздники


Традиционными общими праздниками являются: три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, праздник встречи весны; общегражданские праздники — Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день.

Развлечения и досуги

Развлечения – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, пробудить творческую активность.
Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечение – всегда красочный момент в жизни детей, обогащает впечатлениями и развивает творческую активность. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, т.к. в это время он может познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. В это время формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважение к сверстнику, симпатия, жизнерадостность.

Тематические выставки семейного творчества

Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Творческие выставки представлены в различных формах: «Музей одной семьи» (традиции, увлечения, интересы семьи и др.), фотовыставки, выставки, организованные по типу «умелые руки» (поделки, рукоделие и др.)

Творческие выступления родителей

Творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других.

Приходи, сказка

(ежедневное чтение)

Цель: формирование интереса к книге, воспитание активного слушателя

Час театра

В процессе приобщения детей к сценическому искусству решается важная задача – формирование зрительской культуры, которая складывается из знания особенностей театрального искусства; умения адекватно реагировать на сценическое действие; понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа; владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

Встреча с интересным человеком

Цель: развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность; демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека; обогащать эмоционально - чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми; развивать монологическую и диалогическую речь. Знакомство с профессиями родителей.

Культурные практики

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Виды практик

Особенности организации

Совместная игра

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивная игра) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта

Данные ситуации носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Творческая мастерская

Предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

Музыкально-театральная и литературно-музыкальная гостиная

Форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг

Система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг

Вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

Носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.





III. Организационный раздел

3.1 Организация режима пребывания детей в образовательной организации

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Для эффективного решения программных задач крайне желательно ежедневное чтение.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:

  • время приёма пищи;

  • укладывание на дневной сон;

  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.


Режим дня соответствует возрастным особенностям детей средней группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 4 - 5 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Организация режима дня.

При проведении режимных процессов МДОУ придерживается следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).

  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

  • Формирование культурно-гигиенических навыков.

  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  • Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:

  • Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

  • Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня. В детском саду выделяют следующее возрастное деление детей по группам.