Файл: Организация социальной поддержки молодой семьи в сельской местности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Нормативно-правовые основы социальной поддержки молодой
семьи в Российской Федерации и Алтайском крае
Вопросы правового обеспечения комплексной поддержки молодой семьи в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социальной поддержки молодой семьи.
По мнению Рожкова М. И. и Коряковцевой О. А. право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы работы с молодой семьей и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании служб:
1) в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности;
2) в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей молодой семьи;
3) в регламентации технологий работы с молодой семьей, видов и форм предоставления социальных услуг;
4) в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы работы с молодой семьей [48] .
Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем поддержки молодой семьи, так и для обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов молодежных служб, высокого качества социальной работы в целом.
Авторы считают, что основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в пять блоков:
• согласованный единый комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом и молодой семьи в частности;
• правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения поддержки молодых семей;

22
• подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами работы с молодежью;
• нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов молодежных служб;
• определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб[48].
При всем многообразии подходов к управлению государственными службами, которые ведут работу с молодой семьей, в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядоченность и организованность. Нарушение норм ведет к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных затрат, необходимых для получения запланированных результатов.
Нормативно-правовые основы поддержки молодой семьи отражены на трех уровнях правовой системы: международном, федеральном и на уровне субъектов Российской Федерации.
На международном уровне интересы молодой семьи представлены следующими нормативно-правовыми актами:
1. Всеобщая декларация прав человека. Отмечается, что семья нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту. В силу этого семьи должны быть объектом особой защиты и помощи со стороны государства, социальных и общественных структур [20].
2. Конвенция о правах ребенка. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к членам семьи. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку в семье такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры [29].


23
В Российской Федерации проводится целенаправленная семейная политика в отношении молодой семьи, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и обязательства государственной поддержки граждан. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах [31].
На федеральном уровне интересы молодой семьи отражаются в документах, составляющих основу реализации государственной политики в отношении российских семей:
— Конституция Российской Федерации;

Семейный, Жилищный, Гражданский, кодексы Российской Федерации.

Федеральные законы:
 от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
 от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
 от 5 декабря 2006 г. № 207- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»;
 от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
 от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
 от 25 октября 2007 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный

24 закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
 от 21 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и т.д.
Основной стратегической целью реализации семейной политики государства по отношению к молодой семье является организация соответствующих условий для создания, сохранения, развития благополучной молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры российского общества, укрепления семейного образа жизни и в полной мере выполнения семьей функций как социального института. Концептуальная задача в сложившейся обстановке заключается в том, чтобы содействовать успешной социальной адаптации молодой семьи в обществе. Государственные структуры должны обеспечить поддержку и помощь всем организациям, которые оказывают комплексную поддержку молодой семье.
Государственная политика Российской Федерации в отношении молодой семьи строится в рамках семейной политики и молодежной политики.
Складывающаяся в нашей стране государственная молодежная семейная политика ставит своей целью создание условий для формирования социально благополучной семьи, которая в состоянии самостоятельно решать свои проблемы и в полной мере выполнять свойственные семье в современном обществе функции.
Молодежная семейная политика на региональном и муниципальном уровнях тесно связана с федеральным уровнем. Ее особенность состоит в учете острых проблем молодой семьи в сфере социальной защиты, трудовой занятости, реализации мер по обеспечению жилыми помещениями, сохранению здоровья, организации досуга, преодолению социально-психологических трудностей.
В настоящее время региональный уровень является ключевым при реализации социальных программ по отношению к уязвимым в социальном плане группам населения (семьям с детьми, лицам с ограниченными


25 возможностями здоровья, малообеспеченным и др.). Органы власти регионов имеют законодательно закреплённую возможность самостоятельно определять характер мер социальной поддержки для ряда категорий населения (включая молодежь), существенно варьировать регламент и особенно объем предоставления социальной помощи как адресного, так и категориального характера.
Государственным органам управления в субъектах Российской
Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социальной поддержки молодой семьи должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой – упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих, прежде всего, систему управления социальным обслуживанием молодежи и обеспечивающих упорядоченность деятельности молодежных служб, а в конечном счете, гарантирующих право молодых семей на получение высококачественных социальных услуг.
На региональномуровне, в Алтайском крае реализуются следующие меры поддержки молодой семьи:

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2015-2020 годы» государственной программы Алтайского края
«Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на
2014 – 2020 годы»;

Постановление Правительства Алтайского края от 19.04.2017 № 125
«О предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае»;

Государственная программа Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 – 2020 годы;

Закон Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка»;

Постановление Правительства Алтайского края от 19.04.2017 № 125

26
«О предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае» и т.д.
В рамках магистерской работы для проведения дальнейшего эмпирического исследования из всех программ поддержки молодой семьи реализующихся на территории Российской Федерации и Алтайского края нами были выбраны четыре меры поддержки молодой семьи.
Выбор конкретных мер поддержки обусловлен рядом причин:
- мера поддержки реализуется государственными учреждениями, на базе которых проводится исследование
- мера поддержки направлена на улучшение положения молодой семьи
- новизна меры поддержки.
1.
Федеральный закон N 418-ФЗ от 21 декабря 2017 года «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В рамках президентских инициатив по улучшению демографической ситуации с 2013 года в Алтайском крае предоставляется ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей.
В продолжение этой программы Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным на Координационном совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 28 ноября текущего года предложен ряд новых мер поддержки материнства и детства.
13 декабря во исполнение инициатив Президента Российской Федерации депутатами Государственной Думы Российской Федерации рассмотрен в первом чтении законопроект о введении с 2018 года ежемесячной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка.
Названную выплату получат семьи и в нашем крае при рождении первого ребенка. При этом ребенок должен быть рожден не ранее 1 января 2018 года.
Срок предоставления выплаты – до достижения первенцем возраста полутора лет.
Настоящий Федеральный закон устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением


27
(усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Ст. 1 настоящего Федерального закона устанавливает, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане, постоянно проживающие на территории
Российской Федерации в случае:
- если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года
- если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. В 2018 году в Алтайском крае эта величина составит 15 003 рубля на каждого члена семьи (прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 10 002 рубля х 1,5).
В соответствии со ст. 2 ФЗ гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Ежемесячная выплата назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты подается гражданином по месту жительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг [64].

28
Размер ежемесячной выплаты равен величине прожиточного минимума для ребенка, установленной в Алтайском крае за второй квартал 2017 года, то есть ее размер в 2018 году составит 9 434 рубля.
Прогнозируется, что данной мерой социальной поддержки в 2018 году смогут воспользоваться порядка 10 тысяч семей.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2018 года. В
Алтайском крае управлениями социальной защиты населения и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг принято более 70 заявлений и пакетов документов на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
2.
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы государственной программы Алтайского края
«Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 – 2020 годы.
Участвуя в подпрограмме, молодые семьи получают социальную выплату на покупку или строительство жилья.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют две категории молодых семей:
- Молодые семьи поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года
- молодые семьи, имеющие трёх и более детей
Социальная выплата предоставляется молодой семье в безналичной форме путем зачисления бюджетных средств на именной счет по обслуживанию государственных программ.
Молодая семья имеет право использовать социальную выплату на приобретение у физических и (или) юридических лиц одного жилого помещения или индивидуального жилого дома.
Социальная выплата может быть направлена:
- на оплату договора купли-продажи помещения


29
- на оплату договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома
- на осуществление последнего платежа в счёт уплаты паевого взноса в полном размере, после чего жилое помещение переходит в собственность данной молодой семьи
- на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома
- для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья
- на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения или строительства жилого дома, за исключением процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств
Участником подпрограммы может стать молодая семья, в том числе неполная, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим критериям:
1.
Возраст каждого из супругов (либо 1 родителя в неполной семье) на дату утверждения Администрацией Алтайского края списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
2.
Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий
3.
Наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы:
- Заявление по форме в 2 экземплярах от молодой семьи
- Копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи

30
- Копию свидетельства о браке (на не полную семью не распространяется)
- Документ подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий
-
Документы подтверждающие признание молодой семьи платежеспособной
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семьей, и в
10-дневный срок с даты предоставления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы [42] .
3. «Предоставление единовременной выплаты семьям студентов, обучающихся по очной форме в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Алтайского края, при рождении детей».
Приказом 581 от 25.12.2017 года Министерства труда и социальной защиты
Алтайского края утвержден
Административный регламент предоставления услуги «Предоставление единовременной выплаты семьям студентов, обучающихся по очной форме в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Алтайского края, при рождении детей».
Размер единовременной выплаты при рождении первого ребенка составляет 5 000 рублей, при рождении второго ребенка или последующих детей – 10 000 рублей.
Единовременная выплата предоставляется семье, в которой оба родителя
(единственный родитель):
- граждане Российской Федерации в возрасте до 27 лет (на дату рождения ребенка);