Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В статьях с бланкетными и отсылочными диспозициями предпола­гается необходимость установления конкретных свойств посяга­тельств на основании положений других отраслей права или статей УК. Возможны ситуации, когда диспозиция бывает шире или уже по объему, чем состав преступления, когда отдельные элементы состава переносятся в санкцию. Очевидно, что получить доста­точное представление обо всех признаках такой юридической кон­струкции, как состав преступления, основываясь на минимальной единице текста УК, каковой является НПП, невозможно. Поэтому и отождествление двух этих понятий недопустимо.

Соотношение НПП и предложения, по мнению боль­шинства исследователей, предполагает принципиальное соот­ветствие этих двух категорий друг другу. Именно предложе­ние, как единица текста нормативного акта, характеризуется логической завершенностью, цельностью, элементарностью, несет в себе отдельную логическую фразу — мысль законода­теля. Более того, двучленная структура НПП обусловлена, в первую очередь, двухэлементной структурой типичного пред­ложения в русском языке.

Следует признать, однако, что все сказанное в обязатель­ном порядке относится лишь к основному виду НПП — выражаю­щим нормы права. НПП-дефиниции, принципы, декларации в от­дельных случаях могут существовать и в виде части предложе­ния - вводной конструкции ', деепричастного оборота2, даже сло­восочетания 3. Вспомогательный характер этих НПП, опосредо­ванная форма их реализации в определенных случаях позволяют законодателю руководствоваться соображениями экономии язы­ковых средств. Если от регулятивного или охранительного НПП требуется четкое выражение правила поведения, адресованного определенному кругу субъектов, то роль вспомогательных НПП зачастую сводится к информационному воздействию на адреса­та, поэтому допускает отклонения от строгой формы выражения. Взаимосвязь НПП с юридической конструкцией и предло­жением текста нормативного акта имеет особое значение в кон­тексте теории ЮТ. Названные категории выступают элементами единой системы средств ЮТ. Процесс формирования НПП в са­мом общем виде предполагает, что идеальная юридическая мо­дель (конструкция), существующая на доктринальном уровне,
облекается в конкретные языковые формы, в результате образу­ются логически связанные между собой элементарные частицы правовой материи.

§ 3. Классификация нормативно-правовых предписаний

Классификация НПП довольно часто привлекает внимание исследователей данной категории. При этом следует признать, что на сегодняшний день в литературе не только отсутствует об­щепринятый подход к такой классификации, но и нет единых кри­териев, позволяющих оценить научную значимость того или ино­го деления.

Существуют две традиции классификации рассматривае­мого явления. Первая, исходя из приравнивания НПП к право­вой норме, воспроизводит все разработанные теорией правовых норм основания деления применительно к НПП. Вторая группи­рует НПП на те, которые являются правовыми нормами, и те, которые нормами считаться не могут. Каждая группа в свою очередь подвергается дальнейшей классификации по различным основаниям.

Следует подчеркнуть, что независимо от избранного мето­дологического подхода совпадение оснований деления НПП с критериями, используемыми при классификации правовых норм, является крайне нежелательным. Безусловно, учитывая тесную связь данных категорий, полностью развести их классификации невозможно, да и нецелесообразно. Однако дублирование уже существующих теоретических положений вряд ли может привес­ти к приросту научных знаний. Собственный потенциал категории НПП достаточно велик, чтобы не сводить ее исследование к по­вторению общеизвестных выводов, а попытаться обнаружить те аспекты, которые в рамках классической концепции правовой нор­мы остаются без внимания.

Вероятно, «материализация» НПП в тексте закона позволя­ет (в отличие от правовой нормы) в большей мере сакцентиро-вать внимание на технико-юридических аспектах, подробнее ис­следовать форму различных правовых велений, их функциональ­ную роль и место в структуре нормативного акта.

Итак, важнейшей классификацией НПП является их деле­ние на нормы и ненормы. Учитывая приведенные ранее аргу­менты, а также степень распространенности данного подхода в научной литературе, можем утверждать, что целесообразность его несомненна. В то же время

критерий этого деления тракту­ется в литературе совершенно по-разному, приводя в каждом слу­чае к различным, порой прямо противоположным выводам.

Первым из предлагаемых критериев является типичность, которая может пониматься как:

  • наличие всех необходимых признаков нормативности;

  • степень массовости, распространенности тех или иных НПП;

  • присутствие элементов логической структуры правовой
    нормы.

С точки зрения наличия признаков нормативности проблему типичности НПП рассматривал А.В. Мицкевич, называя в качестве нетипичных НПП такие, «:..из текста которых нельзя бесспорно установить, применимы ли они к виду общественных отношений или только к отдельному отношению...»' (веления, предусматривающие образование единичных государственных органов, изменение госу-дарственной границы и т. д.). Правовыми нормами, то есть типич­ными НПП он считал все веления общего характера, содержащиеся в нормативном акте, не подвергая их дальнейшей дифференциации. Следует отметить, что в дальнейшем исследование НПП пошло по другому пути. Большинство авторов обратились не к анализу частного вопроса о характере нормативности некоторых предписаний, а к разработке общетеоретического понятия НПП, к изучению функциональных, формальных, содержательных осо­бенностей велений, типичных с точки зрения их нормативности. Степень распространенности в действующем законодатель­стве использует в качестве показателя типичности НПП Ю.В. Блохин. Нетипичными он совершенно справедливо называет НПП-рисунки, НПП-схемы, НПП-формулы и т. п. Правовые нормы в каче­стве типичного вида НПП в этой классификации не фигурируют. По нашему мнению, в такой интерпретации данное деление вполне заслуживает самостоятельного рассмотрения, что и будет сдела­но ниже.

Наибольшую известность в научной литературе получило понимание типичности НПП, предложенное В.М. Горшеневым. Типичными он считает только те НПП, которые состоят из ги­потезы, диспозиции и санкции, то есть соответствуют логичес­кой структуре правовой нормы. Такой подход, несмотря на то что он приобрел определенную популярность в советской и со­временной теории права, вызывает серьезные и принципиальные возражения.

Как уже подчеркивалось, особая ценность категории НПП как раз и заключается в том, что она дает возможность исследо­
вать конкретные текстуальные формулировки, не подменяя их абстрактными рассуждениями о логической структуре правовой нормы, но и не оспаривая научное значение последней.

Отождествляя структуру правовой нормы со структурой НПП, ее выражающего, мы неизбежно остаемся в рамках ста­рой, во многом схоластической дискуссии о том, может ли мини­мальный неделимый элемент права существовать в законодатель­стве по частям.
Не случайно еще в 1967 году А.В. Мицкевич подчерки­вал, что недопустимо отождествлять типичное НПП с право­вой нормой в целом: говоря, что типичным предписанием явля­ется правовая норма, «мы имеем в виду часть нормы (курсив мой. - М. Д.), но такую, из которой ясно вытекает существо нормативности»1.

Второй из возможных критериев рассматриваемой класси­фикации - стандартность - предложен В.Н. Карташовым, ко­торый справедливо замечает, что термин «нетипичные» непри­меним к правовым явлениям, существующим с древнейших вре­мен либо возникающим в соответствии с логикой закономерного развития правовой системы. Такие веления вполне типичны для действующего права, хотя и отличаются от большинства обыч­ных, стандартных НПП по ряду признаков. К сожалению, в каче­стве главного из этих признаков В.Н. Карташов вслед за В.М. Гор­шеневым называет наличие традиционной классической структу­ры (гипотеза, диспозиция, санкция). Нет необходимости повторять, что такой подход представляется нам малопродуктивным.

Думается, «типичного» или «стандартного» НПП в данной его трактовке (то есть непосредственно выраженного в тексте нормативного акта элементарного веления, состоящего из гипо­тезы, диспозиции и санкции) вообще не существует.

Следует заметить также, что ни понятие «типичность», ни «стандартность» не раскрывают сути отличий правовых норм от других разновидностей НПП. Они лишь констатируют наличие некой широко распространенной модели, но не объясняют, поче­му те или иные НПП от этой модели отклоняются.

Третий возможный критерий данной классификации - фун­кциональная роль. В соответствии с ним различия между право­выми нормами и иными видами НПП объясняются
функциональ­ной специализацией, происходящей в праве (А.П. Заец, Н.Н. Воп-ленко, В.Г. Тяжкий и др.). В ходе этой специализации выделяются НПП, непосредственно предназначенные для выполнения основ-

ных функций права - регулятивной и охранительной. Именно эти >НПП составляют основную массу велений законодателя, и имен­но им принадлежит решающая роль в процессе правового регули-; рования. Такие НПП принято называть правовыми нормами, хотя подразумеваются здесь не целые логические конструкции норм права, а их части, компактно излагаемые в тексте нормативного акта и специализирующиеся на выполнении одной из двух основ­ных функций права - регулятивной либо охранительной. Итак, НПП, выражающие части правовых норм, — это основные НПП. Помимо них любой закон содержит веления, призванные обеспе­чить согласованность правовых норм, их единообразное понима­ние, доступность и удобство пользования нормативно-правовым актом. Каждое из таких НПП выполняет свои специфические функции в процессе правового регулирования, но важнейшей их функцией является обеспечение эффективной «работы» норм пра­ва, а значит, наименование вспомогательные соответствует фун­кциональному назначению этих НПП.

Последний подход к классификации НПП представляется наиболее удачным, так как именно функциональная специализа­ция обусловливает регулятивные и иные (в том числе и структур­ные) особенности как правовых норм, так и иных разновидностей НПП. Расширяя данный подход, можно говорить о целой системе признаков, отличающих НПП друг от друга. На основе обобще­ния этих признаков предлагаем комплексный критерий класси­фикации НПП, включающий следующие параметры:

- содержательные признаки:

  • содержание веления;

  • степень общности;

  • внутренняя структура;

- формальные признаки:

  • форма изложения;

  • положение и роль в системе НПП в рамках норматив­
    ного акта;

- функциональные признаки:

роль в правовом регулировании;

• форма реализации.

НПП, выделенные на основе такого комплексного критерия, могут рассматриваться в качестве целостной системы идеаль­ных типов, образующих в совокупности как отдельный норматив­но-правовой акт, так и в целом систему законодательства. Таким