Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

106
13 Международно-правовое регулирование охраны
и использования окружающей среды
Проблема сохранения окружающей среды относится к числу глобальных проблем человечества. Окружающая среда едина, антропогенное влияние невоз- можно ограничить границами отдельного государства. Многие объекты нахо- дятся в пределах международных пространств (Космос, Мировой океан, Арктика и Антарктида, атмосферный воздух), либо перемещаются по территории различ- ных государств (мигрирующие группы млекопитающих, птиц, рыб). Эти объ- екты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо националь- ным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, международных конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия в рам- ках международного сотрудничества.
Кроме того, хозяйственная деятельность на территории одного государ- ства может приводить к негативным изменениям окружающей среды на терри- тории другого. Таким образом, для решения проблемы сохранения окружающей среды необходимы согласованные действия государств, объединение усилий на уровне мирового сообщества. Осознание необходимости такого сотрудничества произошло во второй половине XX в., когда довольно динамично стало форми- роваться международное право окружающей среды.
В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция ООН по окружающей сре- де. Первый принцип Стокгольмской декларации (1972 г.) провозглашает связь между правами человека и окружающей средой. По итогам этой конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и на- правления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.
Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окру- жающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган
ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения).
В 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всемирная хартия при- роды. Крупнейшим экологическим форумом XX в. стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).
В настоящее время международное право окружающей среды представ- ляет собой вполне сформировавшуюся правовую общность.

107
В его основе лежат следующие принципы: окружающая среда – общая за- бота человечества; окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества; свобода исследования и использова- ния окружающей среды и ее компонентов; рациональное использование окружа- ющей среды; содействие международному сотрудничеству в исследовании и ис- пользовании окружающей среды; взаимозависимость охраны окружающей сре- ды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод; пред- осторожный подход к окружающей среде; право на развитие; предотвращение вреда; предотвращение загрязнения окружающей среды; ответственность госу- дарств; отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.
Охраной окружающей среды занимаются специализированные учрежде- ния и органы ООН, межправительственные организации, международные непра- вительственные организации универсального типа, региональные и субрегио- нальные органы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 13
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Определите объекты, относящиеся к объектам международно-право- вой охраны окружающей среды.
2. Раскройте содержание принципов международного права окружающей среды.
3. Перечислите международные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды. Проведите их классификацию.


108
14 Правовое регулирование охраны окружающей среды
в зарубежных странах
В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по раз- личным аспектам охраны окружающей среды. Они могут быть многосторон- ними; универсально-глобальными и региональными; регулирующими общие во- просы защиты окружающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли и околоземного космического пространства, и т. д.
Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи
ООН и Всемирная хартия природы. Они имеют определяющее значение в реали- зации принципов и положений международно-правового экологического сотруд- ничества. Источником международно-правовой регламентации охраны природ- ной среды является также международный обычай.
На современном этапе источники международного права окружающей сре- ды подразделяются на два вида:
 закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образую- щие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т. е. обязатель- ное право);
 содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т. е. рекомендательное право).
В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесе- ны такие акты, как Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на боль- шие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.),
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.) и др. Примерами другого вида источников международного экологического права, т. е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская деклара- ция Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Все- мирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др.

109
Ниже рассмотрены основные источники международного экологического права.
Стокгольмская декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды от 16 июня 1972 г. провозгласила, что сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран. Декла- рация провозгласила также ряд принципов, имеющих важное значение:
1. Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тща- тельного планирования и управления по мере необходимости.
2. Введение в окружающую среду токсических веществ или других ве- ществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, дол- жны быть прекращены с тем, чтобы это не наносило серьезного или непоправимого ущерба экосистемам. Необходимо поддерживать спра- ведливую борьбу народов всех стран против загрязнения.
3. Государства принимают все возможные меры для предотвращения за- грязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здо- ровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нане- сти ущерб удобствам или создать препятствия для других законных ви- дов использования морей.
4. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде дру- гих государств или районов за пределами действия национальной юрис- дикции.
5. Человек и окружающая его среда должны быть избавлены от послед- ствий применения ядерного и других видов оружия массового уничто- жения. Государства должны стремиться к скорейшему достижению до- говоренности в соответствующих международных органах о ликвида- ции и полном уничтожении таких видов оружия.


110
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была подписана Декларация по окружающей среде и развитию. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно тру- диться в гармонии с природой. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостно- сти экосистемы Земли. Государства должны сотрудничать в деле создания бла- гоприятной и открытой международной экономической системы, которая приве- дет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды – та- ковы одни из объявленных Декларацией 1992 г. принципов.
Особое место занимает проблема трансграничного загрязнения окружаю- щей среды между иностранными государствами, а также правовой режим ох- раны и использования трансграничных природных объектов. Так, Российская
Федерация является участницей Конвенции по охране и использованию транс- граничных водотоков и международных озер, подписанной в Хельсинки 17 мар- та 1992 г.; Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансгра- ничном контексте (Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 г.); Конвенции о транс- граничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября
1979 г.).
Глобальные экологические ресурсы и системы стали предметом междуна- родного правового регулирования, к примеру, в таких международных докумен- тах, как Хартия океанов; Договор об Антарктике 1959 г.; Конвенция по предот- вращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва –
Вашингтон – Лондон – Мехико, 29 декабря 1972 г.); Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.).
Защита окружающей среды, экологии, человечества от негативного воз- действия ядерного потенциала планеты стали предметом международного пра- вового регулирования в таких договорах, как Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природ- ную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.); Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 26 сентября 1986 г.); Конвенция о помощи в случае ядер- ной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.);
Конвенция о ядерной безопасности (Вена, 17 июня 1994 г.).
Вопросы международно-правовой ответственности и возмещения ущерба международного экологического права содержатся, например, в Конвенции о за- щите окружающей среды посредством уголовного законодательства (Страсбург,


111 4 ноября 1998 г. (Российская Федерация не участвует); в Международной кон- венции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г.
(Конвенция об ответственности 1992 г.).
Среди источников международного экологического права можно также на- звать следующие: Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) (Лондон, 2 ноября 1973 г.); Конвенция о международ- ной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез- новения, 3 марта 1973 г. (СИТЕС); Конвенция об охране морских живых ресур- сов Антарктики 20 мая 1980 г. (Канберра); Конвенция ООН по морскому праву
10 декабря 1982 г. (Монтего-Бей); Венская конвенция о защите озонового слоя
22 марта 1985 г.; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевоз- кой опасных отходов и их удалением 1989 г.; Рамочная конвенция ООН об изме- нении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.); Киотский протокол к Рамочной кон- венции ООН об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 г.) и др.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 14
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте характеристику основных источников международного права окружающей среды.
2. Приведите классификации источников международного права окружа- ющей среды.

112
15 Правовое регулирование обращения с отходами
производства и потребления
Основным законом, регулирующим охрану окружающей среды в сфере об- ращения с отходами производства и потребления, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под отходами производства и потребления понимаются ве-
щества или предметы, которые образованы в процессе производ-
ства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления,
которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат
удалению в соответствии с законодательством РФ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Можно выделить несколько критериев, на основании которых законода- тельство проводит классификацию отходов
1
. По происхождению принято разде- лять отходы производства и отходы потребления. По критерию опасности для окружающей среды и здоровья человека, все отходы подразделяются па пять классов
2
: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные от- ходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.
Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспорти- рованию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
1) охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благопри- ятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических инте- ресов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
1
Анисимов А. П. Экологическое право России : учебник и практикум для прикладного бака- лавриата / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. М. : Юрайт, 2018. 348 с.
2
Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негатив- ного воздействия на окружающую среду : Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Роспотребнадзора. Режим доступа: http://46.rpn.gov.ru/node/19093 (дата обращения: 10.10.2018).


113 3) использование наилучших доступных технологий при обращении с от- ходами;
4) комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
5) использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отхо- дов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
6) доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
7) участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в об- ласти обращения с отходами.
Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
 максимальное использование исходных сырья и материалов;
 предотвращение образования отходов;
 сокращение образования отходов и снижение класса опасности отхо- дов в источниках их образования;
 обработка отходов;
 утилизация отходов;
 обезвреживание отходов.
Согласно ст. 50 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилиза- ции, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и спо- собы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулиро- ваться законодательством Российской Федерации.
Экологическим законодательством установлены следующие запреты в сфере обращения с отходами:
1) сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосбор- ные площади, в недра и на почву;
2) размещение отходов I–IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных ме- стах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

114 3) захоронение отходов I–IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
4) ввоз отходов I–IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
5) ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хра- нения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установ- ленных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Фе- деральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации»;
6) захоронение в объектах размещения отходов производства и потребле- ния продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержа- щей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей ре- циркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I–IV классов опасности и радиоактивными отходами регули- руются ФЗ от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера- ции».
Деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обез- вреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензиро- ванию в соответствии с ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдель- ных видов деятельности».
Требования к объектам размещения отходов. Определение места строи- тельства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных
(геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установлен- ном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной вла- сти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.