Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

92 территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосфер- ного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нор- мативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В целях охраны атмосферного воздуха предусмотрены государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, инвентари- зация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вред- ных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и про- гноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, орга- нов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха осуществляется государ- ственный мониторинг атмосферного воздуха.
За охраной атмосферного воздуха осуществляется государственный над- зор, производственный и общественный контроль.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 8
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте характеристику основных направлений охраны земель в РФ.
2. Дайте общую характеристику правовой охраны водных объектов.
3. Охарактеризуйте особенности правовой охраны лесов.
4. Дайте характеристику законодательства о недрах.
5. Раскройте особенности правового регулирования отдельных объектов животного мира.
6. Определите специфику правовой охраны атмосферного воздуха.

93
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

9 Правовое регулирование охраны и использования
окружающей среды в процессе осуществления
промышленной и иной хозяйственной деятельности
Общие требования в области охраны окружающей среды на доэксплуата- ционной стадии (размещение, проектирование, строительство объекта и т. д.), ста- дии эксплуатации и стадии вывода из эксплуатации (консервация, ликвидация) зданий, строений, сооружений и иных объектов содержатся в ст. 34 Федераль- ного закона «Об охране окружающей среды».
Экологические требования могут выступать в качестве общих, применяе- мых к деятельности или процессам, не оказывающих значительного негативного воздействия на состояние окружающей среды, специальных, применяемых толь- ко в силу прямого указания закона к особо опасным для состояния окружающей среды видам деятельности и дополнительных, обусловленных задачами охраны отдельных видов природных объектов в ходе осуществления хозяйственной и иной антропогенной деятельности.
Вышеуказанные требования, содержащиеся как в Законе об охране окру- жающей среды, так и в иных федеральных законах, законах субъектов РФ и под- законных нормативно-правовых актах, достаточно подробно раскрывают их со- держание, составляя в своей совокупности институт особенной части экологиче- ского права.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в экс- плуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, соору- жений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздей- ствие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться меро- приятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, раци- ональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспече- нию экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за со- бой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строитель- ства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и лик- видации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

94
Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строитель- ства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и лик- видации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требо- ваний в области охраны окружающей среды осуществляется на основании реше- ния суда и (или) арбитражного суда.
Размещение объекта – это выбор земельного участка для последующего расположения на нем определенного хозяйственного объекта (здания, строения, сооружения), производимый с учетом требований законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также возможных экологических, экономических, демографических и иных по- следствий деятельности указанного объекта (объектов).
При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизвод- ства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Проектирование объекта (зданий, строений, сооружений) – это деятель- ность по разработке, согласованию и утверждению необходимой для строитель- ства технической и иной документации.
При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов дол- жны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю- щую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотход- ные, безотходные и иные технологии, способствующие охране окружающей сре- ды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспро- изводству природных ресурсов.
Проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающи- ми негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям при- менения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспече- нии приемлемого риска для здоровья населения, а также с учетом необходимости


95 создания системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и
(или) сбросов загрязняющих веществ.
Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных про- ектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструк- ции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строе- ний, сооружений и иных объектов.
Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооруже- ний и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земель- ных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, со- оружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации.
Проверка соблюдения экологических требований на стадии приемки объ- екта в эксплуатацию является еще одной гарантией того, что даже при наруше- нии экологических и иных требований на стадиях проектирования и строитель- ства объекта такие объекты не будут работать без устранения выявленных нару- шений.
Существует ряд строительных (градостроительных) и экологических тре- бований, предъявляемых к объекту на стадии его ввода в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осу- ществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных про- ектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.
Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезврежи- вания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполне- ние установленных требований в области охраны окружающей среды. Запреща- ется также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проек- тами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, ре- культивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.


96
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные тех- нологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и тех- нологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и по- требления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружаю- щей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной до- кументации.
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объек- тов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объ- ектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 9
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Охарактеризуйте особенности охраны окружающей среды на доэкс- плуатационной стадии, стадии эксплуатации и стадии вывода из экс- плуатации различных объектов.
2. Дайте характеристику охраны окружающей среды в энергетике.
3. Дайте характеристику охраны окружающей среды при использовании ядерных энергетических установок.
4. Приведите конкретные примеры общих и специальных экологических требований при осуществлении промышленной и иной хозяйственной деятельности.


97
10 Правовое регулирование охраны и использования
окружающей среды в населенных пунктах
Неотъемлемым элементом правового режима земель населенных пунктов является охрана окружающей среды на данной территории, и в первую очередь непосредственно охрана земель как базового природного объекта. Такая задача решается посредством как установления общего режима охраны окружающей среды, так и путем установления особых эколого-правовых режимов для отдель- ных частей городов (особо охраняемых и экологически неблагополучных), при- родных объектов (зеленых насаждений, водных объектов) и отдельных видов экологически значимой деятельности.
Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет со- бой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насажде- ния.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благо- приятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хо- зяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на ука- занные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологиче- ского, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда город- ских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Охрана, защита и воспроизводство лесов, лесоразведение на территориях городских поселений, сельских поселений осуществляются в соответствии с лес- ным законодательством.
Отдельным направлением охраны окружающей среды населенных пунк- тов является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия насе- ления, т. е. такого состояния здоровья населения, среды обитания людей, при ко- тором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Значение дан- ного направления обусловлено огромной концентрацией населения на локаль- ных городских территориях и связанной с этим обстоятельством концентрацией

98 негативных факторов воздействия на окружающую среду продуктов человече- ской жизнедеятельности.
Правовое обеспечение санитарного режима в городских и сельских насе- ленных пунктах включает ряд мер.
В случаях если проживание населения и осуществление хозяйственной и иной деятельности на территориях, загрязненных физическими, химическими, биологическими и иными веществами, вредными микроорганизмами свыше пре- дельно допустимых концентраций, создают угрозу здоровью человека, такие тер- ритории подлежат консервации и специальной обработке в порядке, установлен- ном экологическим законодательством. В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования (например, признание территории населенного пункта зоной экологического бедствия).
В целях обеспечения благоприятной санитарно-эпидемиологической об- становки на территории населенных пунктов, исключающей негативное воздей- ствие различных видов загрязнения на состояние здоровья и условия прожива- ния населения, предусматривается государственная регистрация потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, а также государственная регистрация потенциально опасных для че- ловека веществ, наличие которой является обязательным условием допуска та- кой продукции к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию).
В ст. 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусматриваются санитарно-эпидемиологические требования к водным объ- ектам, расположенным в границах городских и сельских населенных пунктов, которые не должны являться источниками химических, биологических и иных факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объек- тов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде различных вредных веществ и микроорганизмов, устанавливаются санитарными правилами. Для ох- раны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавли- ваются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объ- екты, нормативы ПДС химических, биологических и иных веществ и микроор- ганизмов в водные объекты.