Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

99
В целях недопущения биологического загрязнения территорий осуществ- ляется нормирование качества атмосферного воздуха городских и сельских насе- ленных пунктов. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека ат- мосферного воздуха в городских и сельских населенных пунктах, на территориях промышленных предприятий, воздуха в местах постоянного или временного пре- бывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавлива- ются санитарными правилами.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Защита населения от различных видов загрязнений осуществля- ется посредством установления санитарно-эпидемиологических тре- бований к почвам, содержанию территорий городских и сельских населенных пунктов, промышленных площадок.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Данное направление означает, что в почвах городских и сельских населен- ных пунктов содержание потенциально опасных для человека химических и иных вредных веществ, биологических и микробиологических организмов не должно превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установлен- ные санитарными правилами.
Порядок и условия содержания территорий городских и сельских населен- ных пунктов устанавливается органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанного порядка и условий санитарным правилам. Данные требования применяются и к размеще- нию отходов производства и потребления в границах земель городских и сель- ских населенных пунктов.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 10
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Определите основные направления охраны окружающей среды в насе- ленных пунктах.
2. Дайте характеристику экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности.
3. Назовите основные меры обеспечения санитарно-эпидемиологическо- го благополучия населения.
4. Раскройте особенности охраны природных объектов в населенных пунктах.


100
11 Правовой режим
экологически неблагополучных территорий
Зоны экологического бедствия являются «другой стороной медали» осо- бого эколого-правового режима территорий. В отличие от «позитивного» ре- жима ООПТ, устанавливаемого для уникальных и редких природных объектов и комплексов, нуждающихся в сохранении в естественном виде, у зон экологиче- ского бедствия «негативный» правовой режим, вызванный необходимостью ско- рейшего восстановления деградировавших экологических систем
1
Согласно ст. 57 ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законода- тельством о зонах экологического бедствия.
В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 06.02.1995 № 45 «Об утверждении «Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации» зонами чрезвычайной экологической ситуации объяв- ляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйствен- ной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию ес- тественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за счет организа- ционно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов дан- ной территории.
Отнесение отдельных территорий к зонам чрезвычайной экологической ситуации осуществляется с целью реабилитации нарушенных природных компо- нентов, снижения уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, проведения оперативных мер по восстановлению и воспро- изводству природных ресурсов и минимизации последствий этой ситуации на состояние здоровья населения.
Зона чрезвычайной экологической ситуации объявляется указом Прези- дента Российской Федерации.
1
Анисимов А. П. Экологическое право России : учебник и практикум для прикладного бака- лавриата / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. М. : Юрайт, 2018. 348 с.

101
Границы зоны чрезвычайной экологической ситуации определяются с уче- том административного деления; установленных границ хозяйственных объек- тов и комплексов (площадей земельного и горного отводов, размеров санитарно- защитных зон и т. д.).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Признаки чрезвычайной экологической ситуации, их качествен- ные и количественные показатели оцениваются на основе Критериев оценки экологической обстановки территорий для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бед- ствия, утвержденных Минприроды России.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавлива- ется федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными зако- нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, зако- нами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федера- ции.
Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрез- вычайная ситуация.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сло- жившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, сти- хийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой че- ловеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значитель- ные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъ- ектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуа- ций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Прави- тельством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными орга- нами государственной власти и органами местного самоуправления, на террито- риях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законода- тельства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоро- вья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане


102
Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, граждан- ско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Чрезвычайные ситуации могут быть природного или техногенного харак- тера. К числу опасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, относят
1
:
1) опасные геофизические явления, т. е. землетрясения и извержения вул- канов;
2) опасные геологические явления, т. е. абразии, эрозии, карстовые про- садки (провалы) земной поверхности, курумы, обвалы, осыпи, оползни, повышение уровня грунтовых вод, просадки пород, сели и склоновые смывы;
3) опасные метеорологические (агрометеорологические) явления, т. е. бу- ри (9–11 баллов), вертикальные вихри, заморозки, засухи, крупный град, лавины, пыльные бури, сильная жара, метели, гололед, дожди (ливни), морозы, снегопады, туманы, а также смерчи, торнадо, суховеи, ураганы
(12–15 баллов), шквалы;
4) опасные гидрологические явления, т. е. высокие уровни воды (навод- нения, половодья, дождевые паводки, заторы, ветровые нагоны), зати- рания плавсредств и их гибель под напором льда, напоры льдов, интен- сивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, низкие уровни вод, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв при- брежных льдов, ранний ледостав, ранний ледяной покров и припай, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, озера, сильный тегун в портах, тропические циклоны (тайфуны), цу- нами;
5) природные пожары, т. е. лесные, подземные пожары горючих ископае- мых, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.
По территории чрезвычайные ситуации подразделяются на чрезвычайную ситуацию локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального, федерального характера.
1
Дубовик О. Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) [Электронный ресурс] / О. Л. Дубовик // СПС «Консуль- тант Плюс». Режим доступа: доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:
10.10.2018).

103
В зависимости от вида чрезвычайного события природные чрезвычайные ситуации классифицируются на космогенные (магнитные бури, кометные ливни и др.), геофизические (землетрясения, извержения вулканов и др.), геологиче- ские (оползни, сели, обвалы, пыльные бури и др.), метеорологические (бури 9–
11 баллов, ураганы 12–15 баллов и др.), гидрометеорологические (крупный град, сильный гололед и др.), морские гидрологические (тайфуны, цунами и др.), гид- рологические (дождевые паводки, заторы, низкие уровни воды и др.), природные пожары (лесные пожары, торфяные пожары и др.).
Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий: транспортные аварии (катастрофы); пожары, взрывы, угроза взрывов; аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ; аварии с выбросом
(угрозой выброса) радиоактивных веществ; аварии с выбросом (угрозой вы- броса) биологически опасных веществ; гидродинамические аварии; внезапное обрушение зданий, сооружений; аварии на электроэнергетических системах; ава- рии на коммунальных системах жизнеобеспечения; аварии на промышленных очистных сооружениях.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 11
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Охарактеризуйте правовой режим зон чрезвычайной экологической си- туации и зон экологического бедствия. Определите, в чем заключаются отличия данных видов зон.
2. Рассмотрите критерии отнесения территорий к зонам чрезвычайной экологической ситуации и зонам экологического бедствия.
3. Найдите и охарактеризуйте основные направления деятельности по за- щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


104
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

12 Охрана окружающей среды в процессе осуществления
сельскохозяйственной деятельности
Согласно ст. 42 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», при эксплуатации объектов сель- скохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области ох- раны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, вод- ных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздей- ствия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
К объектам сельскохозяйственного назначения относятся: различные фер- мы и комплексы по разведению сельскохозяйственных животных, птицефаб- рики, хранилища, склады, тепличные и парниковые хозяйства, цеха по приготов- лению кормов, включая использование пищевых отходов, гаражи и парки по ре- монту, технологическому обслуживанию и хранению автомобилей и сельскохо- зяйственной техники и др.
Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заго- товку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйствен- ные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать тре- бования в области охраны окружающей среды.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь не- обходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, ис- ключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, во- досборных площадей и атмосферного воздуха.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Санитарно-защитная зона – специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязне- ния на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до зна- чений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона явля- ется барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуа- тации объекта в штатном режиме.

105
Данные требования утверждены санитарно-эпидемиологическими прави- лами и нормативами. Они включают в себя отнесение различных сельскохозяй- ственных производств и объектов к классам опасности для окружающей среды, и в зависимости от класса опасности устанавливается ширина санитарно-защит- ной зоны, например, к первому классу относятся: свиноводческие комплексы, комплексы крупного рогатого скота, открытые хранилища навоза и помета. Са- нитарно-защитная зона для них составляет 1 000 м.
Для второго класса опасности санитарно-защитная зона составляет 500 м.
Для третьего класса опасности санитарно-защитная зона составляет 300 м. Сани- тарно-защитная зона четвертого класса опасности составляет 100 метров от объ- екта. Для пятого класса санитарно-защитная зона равна 50 м.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 12
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Перечислите основные экологические требования при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения.
2. Раскройте основные обязанности граждан и юридических лиц, эксплу- атирующих объекты сельскохозяйственного назначения.