ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2410
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Л О Г И К А
в профессиональной деятельности
Учебное электронное издание
ПРАКТИКУМ
Владивосток
2020
Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин
Рекомендовано к изданию УМО РАЕ по классиче- скому университетскому и техническому образова- нию Российской Академии естествознания в каче- стве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специ- альностям 37.05.01 – Клиническая психология,
32.05.01 – Медико-профилактическое дело № 675 от 15.12.2017 года.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Владивосток
2020
Л О Г И К А
в профессиональной
деятельности
ПРАКТИКУМ
Учебное электронное издание
Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин
Рекомендовано к изданию УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию
Российской Академии естествознания в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 37.05.01 – Клиническая психология,
32.05.01 – Медико-профилактическое дело № 675 от 15.12.2017 года
УДК 16(075.8)
ББК 87.4я73
Е 782
Издано по рекомендации редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России
Рецензенты:
Кулебякин Е.В., д. филос. наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО
«Тихоокеанский государственный технический университет рыбного хозяйства» (Дальрыбвтуз)
(Владивосток)
Ячин С.Е., д. филос. наук, профессор Департамента философии и теологии ФГАОУ ВО Дальнево- сточный федеральный университет (Владивосток)
© Коллектив авторов, 2020
© ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 2020
ISBN 978-5-98301-190-8
ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России
690600, Владивосток, пр. Острякова, 2
Издательство «Медицина ДВ»
690600, г. Владивосток, пр. Острякова, 4
Опубликовано 18.03.2020. Формат PDF,
объем 3,45 МБ [Усл. печ. л. 46,38], тираж 100.
Изготовитель CD-ROM
типография Издательства ДВФУ
690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 10
Издание подготовлено редакционно-издательским отделом ТГМУ
Научный редактор В.М. Черток
Верстка Т.Л. Пинчук
Ерохина Л.Д.
Логока в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : практикум / Ерохи- на Л.Д., Ерохин А.К. : Тихоокеан. гос. медицинский ун-т. – Электрон. дан. – Владивосток : Медицина
ДВ, 2020. – [369 с.]. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Системные требования: ПК процес- сором с частотой 1,3 ГГц Intel или AMD ; 256 Mб ОЗУ ; Windows XP ; CD-ROM -дисковод ; мышь ;
Acrobat Reader, Foxit Reader либо любой другой их аналог. ISBN 978-5-98301-190-8.
Предлагаемый практикум включает в себя упражнения и задачи, а также ряд методиче- ских материалов для их решения и подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе, экзаменам и аттестациям. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в выполнении упражнений и решении задач.
Пособие предназначено для студентов всех специальностей и для всех тех, кто желает обрести логические навыки.
3
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ЗАКРЕ-
ПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
1.1. Методические указания к теме
1.2. Вопросы для самопроверки
1.3. Упражнения
1.4. Задачи
ТЕМА 2
ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯ-
ТИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
2.1. Методические указания к теме
2.2. Вопросы для самопроверки
2.3. Упражнения
2.4. Задачи
ТЕМА 3
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
3.1. Методические указания к теме
3.2. Вопросы для самопроверки
3.3. Упражнения
3.4. Задачи
ТЕМА 4
ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯ-
ТИЙ
4.1. Методические указания к теме
4.2. Вопросы для самопроверки
4.3. Упражнения
4.4. Задачи
ТЕМА 5
ДЕЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
5.1. Методические указания к теме
5.2. Вопросы для самопроверки
5.3. Упражнения
5.4. Задачи
ТЕМА 6
ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ
6.1. Методические указания к теме
6.2. Вопросы для самопроверки
6.3. Логическая разминка
6.4. Упражнения
6.5. Задачи
ТЕМА 7
ДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ ПО
КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ
7.1. Методические указания к теме
7.2. Вопросы для самопроверки
7.3. Упражнения
7.4. Задачи
ТЕМА 8
МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ
8.1. Методические указания к теме
8.2. Вопросы для самопроверки
8.3. Упражнения
8.4. Задачи
ТЕМА 9
СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ
9.1. Методические указания к теме
9.2. Вопросы для самопроверки
9.3. Упражнения
9.4. Задачи
ТЕМА 10
ПРОСТЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ЛОГИЧЕ-
СКИЕ ОПЕРАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ И ПРЕ-
ВРАЩЕНИЯ
10.1. Методические указания к теме
10.2. Вопросы для самопроверки
10.3. Упражнения
10.4. Задачи
ТЕМА 11
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
11.1. Методические указания к теме
11.2. Вопросы для самопроверки
11.3. Упражнения
11.4 Задачи
ТЕМА 12
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ В
ЛОГИЧЕСКОМ КВАДРАТЕ
12.1. Методические указания к теме
12.2. Вопросы для самопроверки
12.3. Упражнения
12.4. Задачи
ТЕМА 13
СОКРАЩЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
13.1. Методические указания к теме
13.2. Вопросы для самоконтроля
13.3. Упражнения
13.4 Задачи
ТЕМА 14
УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛО-
ГИЗМ
14.1. Методические указания к теме
14.2. Вопросы для самопроверки
14.3. Упражнения
14.4. Задачи
Содержание
4
ТЕМА 15
РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ
СИЛЛОГИЗМ
15.1. Методические указания к теме
15.2. Вопросы для самопроверки
15.3. Упражнения
15.4. Задачи
ТЕМА 16
ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
16.1. Методические указания к теме
16.2. Вопросы для самопроверки
16.3. Упражнения
16.4. Задачи
ТЕМА 17
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ
17.1 Методические указания к теме
17.2. Вопросы для самопроверки
17.3. Упражнения
17.4. Задачи
ТЕМА 18
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С
ОТНОШЕНИЯМИ
18.1. Методические указания к теме
18.2. Вопросы для самопроверки
18.3. Упражнения
18.4. Задачи
ТЕМА 19
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
19.1. Методические указания к теме
19.2. Вопросы для самопроверки
19.3. Логическая разминка
19.4. Упражнения
19.5. Задачи
ТЕМА 20
ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
20.1 Методические указания к теме
20.2 Вопросы для самоконтроля
20.3. Упражнения
20.4. Задачи
ТЕМА 21
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТА-
ЦИИ
21.1. Методические указания к теме
21.2. Вопросы для самопроверки
21.3. Упражнения
21.4. Задачи
РАЗДЕЛ II
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИЯМ
II.1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ КОН-
ТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
II.2.
ВАРИАНТЫ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬ-
НЫХ РАБОТ
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
II.3.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вариант 1
Вариант 2
II.4.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вариант 1
Вариант 2
II.5.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГО-
ВОЙ АТТЕСТАЦИИ
II.6.
ТЕСТЫ
II.7.
ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
II.8.
ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5
ВВЕДЕНИЕ
Целью дисциплины «Логика в профессиональной деятельности» является формирование и повышение логической культуры мышле- ния, что предполагает знание правил и законов логики и умение их применять в процессе мышления. Овладение навыками правильного мышления крайне важно как для изучения других учебных дисци- плин, так и для будущей профессиональной деятельности студентов, уверенного участия в деловом общении, дискуссиях, спорах и оп- тимальной ориентации в сложной общественно-политической обста- новке.
Настоящее учебно-методическое пособие опирается на классиче- ские и новейшие логические исследования и направлено на форми- рование целостного представления о предмете.
В рамках пособия представлены разнообразные учебно-методи- ческие материалы для семинарско-практических занятий, на кото- рых студенты знакомятся с основными методами практической ло- гики, отрабатывают навыки постановки и решения проблем, приемы написания научной работы. Методы практической логики являются основой для развития общеучебных умений.
Основная задача пособия – помочь студенту сформировать куль- турное мышление, которое представляет мыслительную деятельность состоящую:
♦
в умении разрешать мыслительные проблемные ситуации логи- ки и методологии правильного (культурного) мышления. Такая логика является практической логикой. Традиционная логика будет лишь ее теоретической базой.
♦
в знании об основных формально-логических операциях, по- казать логические принципы в действии при решении содер- жательно интересных проблем, в частности в деятельности по- вседневного общения, написания научной работы.
♦
в умении анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т. д.
6
♦
в умении пользоваться терминологией самых разных областей науки и социально-общественной сферы, ориентироваться в потоке новых понятий.
♦
в умении замечать логические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.
♦
в осуществлении переход от интуитивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознатель- ному применению логических правил и законов.
♦
в умении верно построить умозаключение, логично провести доказательство.
Дидактические материалы подобраны с учетом специфики обуча- ющейся аудитории, а также с целью развития позитивных личност- ных качеств студентов: культуры мышления, повышения самооцен- ки, расширения кругозора, самостоятельности, доброжелательности и ответственности.
7
1.1. Методические указания к теме
Цель: представить мышление как средство познания объектив- ного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Наиболее распространенным и устоявшимся определением логи- ки является следующее: логика – наука о законах и формах пра-
вильного мышления (рассуждения). Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Логической формой, или
структурой мысли, называется строение этой мысли, способ связи ее
составных частей. Например, содержательно разные высказывания
«Если болезнь не определена, невозможно и лечить ее» и «Если ма- тематика – наука, то она устанавливает законы» также имеют одина- ковую логическую форму: «Если А, то В».
Логика, являясь наукой о формах и законах правильного мыш- ления (рассуждения), является также наукой о языке, поскольку она изучает способы выражения мыслей в естественных языках и созда- ет особые формализованные языки, позволяющие более точно, чем естественные языки, выражать логические формы мыслей.
Язык – это система знаков, служащих для хранения и передачи
информации в процессе познания действительности и общения меж-
ду людьми. По происхождению языки бывают естественные и искус- ственные. Основным строительным материалом при конструирова- нии языка выступают используемые в нем знаки. Что же такое знак?
Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух
РАЗДЕЛ I
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
8
или иным способом) предмет, замещающий другой, отличный от него,
объект.
Различаются знаки следующих трех типов: знаки – индексы, зна- ки – образы, знаки – символы. Например, чайка – символ Московско- го Художественного театра, Московский Кремль – символ России. Эти знаки не соотносимы и не сходны с представляемыми ими объектами.
Логика исследует знаки последнего вида.
Как правило, знаки имеют предметное и смысловое значение.
Предмет, обозначаемый знаком, называется предметным значением
или денотатом знака. Выражаемая знаком характеристика объекта
(информация об этом объекте) называется смысловым значением
знака или концептом.
Выражения языка делятся на классы, называемые семантически- ми категориями, в зависимости от типов выражаемых ими смыслов, а также от типов объектов, которые они обозначают или представля- ют. Прежде всего выделяют предложения, а также части предложе- ний, играющие самостоятельную роль в составе предложений. Пред- ложения делятся на классы в зависимости от того, выражают ли они суждения, вопросы, нормы и т.д.
Логическая разминка
Что такое «логично»?
Какие из перечисленных понятий наиболее близки понятию «ло- гично»?
понятно здраво необходимо четко общезначимо аналитично правдоподобно нормативно умно кратко осмысленно категорично доходчиво выводимо красиво убедительно
«железно»
истинно естественно строго устойчиво взаимосвязано стройно вычислимо объективно последовательно неумолимо разумно непротиворечиво несомненно аргументировано неопровержимо целесообразно обоснованно доказательно закономерно верно правильно неоспоримо вероятно рассудочно ясно
9
1.2. Вопросы для самопроверки
1) Дайте определение предмета «логика».
2) Раскройте соотношение мышления и языка.
3) Какова взаимосвязь формальной и диалектической логики?
4) Раскройте основные формы мышления.
5) Какие положения можно считать непосредственно оче- видными?
6) Какие положения нужно считать посредственно очевид- ными?
7) В чем заключается задача доказательства?
8) В чем заключается задача логики?
9) Почему «здравый смысл» не может заменить логики?
10) Какие существуют основные направления в логике?
1.3. Упражнения
Упражнение 1.
Будут ли синонимами следующие понятия?
1) Язык и речь.
2) Сознание и мышление.
3) Движение и развитие.
Упражнение 2.
Укажите смысл (собственный или приданный) назначения следующих имен:
Пример: Человек. Общее имя «человек» собственного смысла не име- ет. Ему можно придать следующий смысл: живое существо, обладающее способностью к абстрактному мышлению. Каж- дый человек является значением этого имени. Объемом явля- ется множество людей.
1) А.С. Пушкин
2) Врач.
3) Человек, живущий не по средствам.
4) Естественный спутник земли.
5) Президент РФ.
6) Тяжкое преступление.
7) Заведомо ложный донос.
8) Демократия.
9) Человек, живущий подаянием.
10) Планета Солнечной системы.
11) Спутник Земли.
10
12) Отец.
13) Член медицинской ассоциации.
14) Отрицательное понятие.
15) Конкретное понятие.
16) Учащийся.
17) Фигурист.
18) Мнимый больной.
Упражнение 3. Приведите примеры мыслей, имеющие одинако- вую логическую форму:
Пример: Некоторые лекции скучны. Примером той же мысли являют- ся соответственно: а) Некоторые люди скучны; б) Некоторые кинофильмы являются интересными; в) Некоторые цветы имеют запах.
1) Некоторые водные животные не дышат жабрами.
2) Ни один врач не способен знать симптомы всех болезней.
3) Все врачи совершают ошибки.
4) Некоторые врачи являются хирургами.
5) «Чем больше вы скажите, тем меньше люди запомнят» (Фран- суа Фенелон).
6) Если бы каждый следовал десяти заповедям, было бы просто не о чем говорить.
7) «Если бы строили дом счастья, самую большую комнату при- шлось бы отвести под зал ожидания» (Жюль Ренар).
8) «Логика – смирительная рубашка фантазии» (Хельмар Нар).
9) «Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало – своих родителей» (Альфред Конар).
10) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Дэвид Сарнофф).
7) «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»
(Вольтер).
8) «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен» (Зигмунд Фрейд).
9) «Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понят- ны, что были написаны без помощи советников и экспертов»
(Шарль де Голль).
10) «Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью»
(Франсуа Мориак).
11) Образование – верный путь к благосостоянию.