ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2411
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Упражнение 2. Выясните, какие понятия выражены в следую- щих словах:
1) Праздник.
2) Надуть.
3) История.
4) Ошибка.
5) Пионер.
6) Наказание.
7) Режим.
8) Клятва.
9) Счет.
10) Степень.
11) Материя.
12) Окно.
Упражнение 3.
Охарактеризуйте перечисленные после двоеточия признаки предметов, мыслимых в приведенных ниже понятиях:
1) Квадрат: четырехугольник, равнодиагональный, равносторон- ний, диагонали взаимноперпендикулярны, равноугольный, сторона равна 20 см, диагонали в точке пересечения делятся пополам.
2) Голова: часть тела, имеет глаза, состоит из черепной коробки и лица, покрыта волосами, внутри черепной коробки находит- ся мозг.
3) Карандаш: предмет для письма, в деревянном корпусе, с гри- фельным стержнем, длиной 20 см, оставляет след на бумаге, круглый.
4) Неделя: период времени, продолжительностью в 7 дней, с по- недельника по воскресенье включительно, в конце этого пе- риода один или два дня нерабочих.
5) Поезд: состав сцепленных железнодорожных вагонов, приво- дится в движение электровозом, предназначен для перевозки грузов или пассажиров, движется по рельсам.
Упражнение 4. Образуйте понятие по указанному его содержа- нию:
1) Треугольник, сумма двух углов которого равна третьему.
2) Смена политической власти.
3) Единственный внук моего прадеда.
4) Открытое хищение с применением насилия.
5) Отношение синуса к косинусу некоторого угла.
6) Отношение длины окружности к ее диаметру.
7) Наука, изучающая формы теоретического познания.
21
8) Две монеты, составляющие в сумме три копейки, но одна из которых не копейка.
9) Принудительное безвозмездное изъятие имущества в пользу государства.
10) Наименьшее простое число.
11) Наибольшее натуральное число.
12) Точное воспроизведение текста документа.
13) Возвышение для оратора.
14) Письменное соглашение о взаимных обязательствах.
15) Эмблема государства.
16) Разрешение на въезд на территорию иностранного государ- ства.
17) Собрание экспертов, дающих моральную оценку правильно- сти проведения медицинских экспериментов.
18) Поручение избирателей своим депутатам в представительном органе.
19) Свидетель – посредник участников дуэли.
20) Нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу.
21) Учреждение для хранения старых документов.
22) Автор, скрывший свое имя.
23) Лекарство, состав которого не соответствует своему назва- нию.
24) Лечебное учреждение, в которое помещают пациентов, нуж- дающихся в постоянном медицинском наблюдении и уходе.
25) Руководитель факультета в высшем учебном заведении.
26) Обязательные платежи, взимаемые государством с граждан и юридических лиц.
27) Знаковая система для секретной переписки.
28) Документ, удостоверяющий полномочия предъявителя.
29) Дипломатическое обращение одного правительства к другому.
30) Попытка совершения государственного переворота.
31) Место проведения конспиративной встречи.
32) Выкуп за невесту.
35) Бог врачевания в греческой мифологии.
22
Упражнение 5. Для указанных ниже понятий подберите соот- ветствующее им содержание:
1) Авторитет
А) Этическая модель сознания и по- ведения нацеленная на получение пользы.
2) Антиномия.
Б) Систематизированный единый за- конодательный акт.
3) Бизнес.
В) Именной документ, удостоверяю- щий договор страхования.
4) Биоэтика.
Г) Внутреннее побуждение к деятель- ности, действию.
5) Бюрократия.
Д) Лицо, пользующееся влиянием, признанием.
6) Здравоохранение.
Е) Предпринимательская деятель- ность.
7) Импорт.
Ж) Изучение явления в точно учиты- ваемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и мно- гократно воспроизводить его при повторении этих условий.
8) Геном.
З) Система государственных и обще- ственных социально-экономиче- ских и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повы- сить уровень здоровья населения.
9) Кодекс.
И) Учение о нравственной деятельности человека в медицине и биологии.
10) Методология.
К) Совокупность наследственного ма- териала, заключенного в клетке организма.
11) Мораторий.
Л) Отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая правительством на определенный срок.
12) Мотив.
М) Защитный механизм психики, по- зволяющий снять внутреннее на- пряжение и перенаправить ее на достижение какой-либо цели.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 35
23
13) Научный экспе- римент.
Н) Учение о морали.
14) Общественное мнение.
О) Часть спора, в которой каждая из сторон излагает свои мнения об об- стоятельствах дела.
15) Полис.
П) Мнение о нравственном облике че- ловека, сложившееся у окружаю- щих, основанное на его предше- ствующем поведении.
16) Прения.
Р) Свод правил, регулирующих дея- тельность организаций, учрежде- ний и предприятий.
17) Прецедент.
С) Розыгрыш, производимый по займу или лотерее.
18) Профилактика.
Т) Процедуры случайного распреде- ления участников эксперимента по группам или порядка предъявления им экспериментальных условий.
19) Рандомизация
У) Поведение или событие, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах.
20) Репутация.
Ф) Комплекс мероприятий, направлен- ных на предупреждение возникно- вения заболеваний и травм, устра- нение факторов риска их развития.
21) Сублимация.
Х) Систематизация и формализа- ция всех управленческих правил и инструкций, придающих упо- рядоченность организационно- управленческой деятельности, позволяющих применять общие нормативные положения к конкрет- ным ситуациям.
22) Тираж.
Ц) Учение о методах, способах и стра- тегиях исследования предмета.
24
23) Устав.
Ч) Противоречие между двумя сужде- ниями, одинаково логически дока- зуемыми.
24) Утилитаризм.
Ш) Множество суждений, выражаю- щих отношение общества, групп и слоев, личности к социально зна- чимым явлениям.
25) Этика.
Щ) Ввоз товаров из-за границы.
Упражнение 6. Охарактеризуйте объем нижеприведенных по- нятий:
Пример: человек – общее понятие; город Москва – единичное понятие.
1) Субъект РФ.
2) Эксперт.
3) Состав комиссии.
4) Жилище.
5) Инженер.
6) Ночное время.
7) Дерево.
8) Приговор.
9) Рыболовецкое судно.
10) Зима.
11) Близкие родственники.
12) Дипломная работа.
13) Свобода.
14) Экзамен.
15) Преподаватель.
16) Трудовой кодекс.
17) Экзамен.
18) Частное мнение.
19) Студент.
20) Часть речи.
21) Университет.
22) Созвездие.
23) Факультет.
24) Созвездие Стрельца.
25) Коллектив.
26) Вечный двигатель.
27) Коллектив ТГМУ.
28) Круглый квадрат.
29) Предложение.
30) Должностное преступление.
31) Придаточное предложение. 32) Русалка.
Упражнение 7. Укажите, в каком смысле – собирательном (как единичное), либо несобирательном (как общее), употреблен тер- мин «все» («весь») в следующих примерах:
1) Весь народ восстал.
2) Все пациенты выписаны из больницы.
25
3) Всех преступников переловили.
4) Весь класс был наказан.
5) Весь персонал клиники был отмечен в приказе о награждении.
6) Весь Петербург знает этого человека.
7) Все американцы – предприимчивы.
8) Все немцы – педантичны.
9) Все сочинения А.П. Чехова нельзя прочитать за один день.
10) Парламент принял новые дополнения к Закону о защите прав потребителей.
11) Парламент обладает законодательной функцией.
12) Народ проголосовал за Конституцию.
13) Народы хотят мира.
14) Университет принял участие в празднике города.
15) Университет – высшее учебное заведение.
16) Животные в ярости страшны для человека.
17) Животным необходимо движение.
18) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного са- моуправления (ст. 3, часть 1 Конституции РФ).
19) Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обя- занности…(часть 2 Конституция РФ).
20) Законы подлежат официальному опубликованию.
21) Каждый имеет право на жизнь.
22) Дети легче, чем взрослые, усваивают иностранные языки.
23) Китайцы изобрели порох.
24) Арабские врачи внесли большой вклад в развитие медицины.
25) Граждане РФ вправе претендовать на бесплатную медицин- скую помощь.
26) Наша группа признана лучшей по результатам учебы.
27) Леса Приморья исключительно богаты грибами.
28) Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
29) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую по- мощь.
30) Младенцы обладают слабым иммунитетом.
26
Упражнение 8. Определите, являются ли следующие понятия единичными, общими, пустыми или неопределенными:
1) Материя.
2) Величие.
3) Положительный ге- рой в романе Н. Гоголя
«Мертвые души».
4) Натуральное число, делимое лишь на само себя.
5) Морская слава.
6) Ботик Петра I.
7) Информированное согла- сие.
8) Наибольшее натуральное число.
9) Божественное начало.
10) Квант.
11) Ростральная колонна
12) Город-герой Волгоград.
13) Город на Неве.
14) Гарри Поттер.
15) Изменение объекта в мо- мент времени.
16) Равносторонний прямоу- гольный треугольник.
17) Неизменность объекта в момент времени.
18) Число, на которое не делит- ся любое другое число.
19) Автор романа «Золотой теленок».
20) Логически возможная ситу- ация, в которой движущий- ся объект превышает ско- рость света.
21) Шестой орган чувств.
22) Женщина-космонавт.
23) Мужество.
24) Родник.
25) Религия.
26) Неопознанный летающий объект.
27) Внеземная цивилизация.
28) Лунный свет.
29) Пегас.
30) Созвездие.
31) Водный простор.
32) Истина.
33) Василиса Премудрая.
34) Комплексное число.
35) Екатерина Вторая.
36) Зевс.
37) Памятник архитектуры.
38) Океан.
39) Атлант.
40) Книга.
41) Красота.
42) Стоимость.
27
Упражнение 9. Укажите, какие из приведенных ниже понятий являются регистрирующими, а какие не регистрирующими. Выде- лите собирательные понятия:
Пример: Тихоокеанский медицинский университет – единичное.
ВУЗ – общее, не регистрирующее, собирательное.
Тихоокеанский флот – единичное, собирательное.
1) Правительство РФ.
2) Устав внутренней службы.
3) Физическое лицо.
4) Молодежь.
5) Депутат Законодатель- ного собрания Приморского края.
6) Организация Объединен- ных Наций.
7) Бригада скорой помощи.
8) Владивостокский Золотой мост.
9) Рабочий класс.
10) Стажер.
11) Источник врачебной этики.
12) Декабрист.
13) Реплика.
14) Участник обороны Москвы
15) Моральная норма.
16) Инженер Иванов.
17) Наука.
18) Конституция РФ.
Упражнение 10. Определите, какие из приводимых ниже поня- тий являются общими, единичными или пустыми. Среди общих понятий, выделите регистрирующие и нерегистрирующие:
1) Фармацевт.
2) Стихотворение А.С. Пушкина.
3) Лето.
4) Круглый квадрат.
5) Моральный закон.
6) Молекула.
7) Категории логики.
8) Русский царь.
9) Ведьма.
10) Добросовестное заблуждение.
11) Совесть.
12) Доктор Айболит.
13) Опекун.
14) Похищение человека.
15) Рукопись XIX в.
16) Лжепредпринимательство.
17) Ложный вызов.
18) Представитель несовершеннолетнего.
28
Упражнение 11. Укажите, какое из понятий богаче по содержа- нию?
1) Существительное – часть речи.
2) Четное число – число.
3) Логика – наука.
4) Млекопитающее – животное.
5) Метод лечения – лечение.
6) Ромб – параллелограмм.
7) Равнобедренный треугольник – равносторонний треугольник.
Упражнение 12.
Составьте по два предложения, в которых дан- ные понятия использовались бы в разных смыслах – собиратель- ном и разделительном:
1) Человек.
2) Компьютер.
3) Город.
4) Горожанин.
5) Наука.
6) Столица.
7) Солдат.
8) Воин.
9) Пациент.
10) Певец.
11) Группа.
12) Болезнь.
13) Гражданин РФ.
14) Врач.
15) Лекарство.
16) Яблоко.
17) Дети.
18) Сыр.
19) Книга.
20) Фрукты.
21) Лекция по логике.
22) Зерно.
23) Праздник.
24) Прибыль.
Упражнение 13.
Укажите, какие из перечисленных понятий яв- ляются конкретными, а какие абстрактными:
Пример: Невменяемость – абстрактное.
Солнце – конкретное.
1) Преступность.
2) Яхта.
3) Политическая система.
4) Бескорыстие.
5) Стратегия.
6) Демократическое государство.
7) Диктатура.
8) Гражданское мужество.
9) Двуличие.
10) Спутник.
11) Трезвость.
12) Самоотверженность.
13) Театр им. Горького.
14) Преступник.
15) Равенство.
16) Взаимодействие.
17) Чиновник.
18) Патриот.