Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1916

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
353
Б) распространенная аналогия;
В) строгая аналогия;
Г) нестрогая аналогия.
40. Укажите правильное утверждение.
О каком виде аналогии идет речь в данных определениях:
Заключение осуществляется от сходства двух предметов в одном признаке к их сходству в другом признаке, зависящем от первого.
А) простая аналогия;
Б) распространенная аналогия;
В) строгая аналогия;
Г) нестрогая аналогия.
41. Укажите правильное утверждение.
О каком виде аналогии идет речь в данных определениях:
По сходству двух предметов в одних признаках делают заключе- ние о сходстве в других свойствах этих предметов, подводя их под один и тот же род или вид.
А) простая аналогия;
Б) распространенная аналогия;
В) строгая аналогия;
Г) нестрогая аналогия.
42. Укажите правильное утверждение.
О каком виде аналогии идет речь в данных определениях:
Заключение осуществляется от сходства в одних признаках к сход- ству уподобляемых предметов, о которых неизвестно, не находят- ся ли они в зависимости от первых признаков.
А) простая аналогия;
Б) распространенная аналогия;
В) строгая аналогия;
Г) нестрогая аналогия.
43. Укажите правильное утверждение.
К какому виду аналогии относится следующее уподобление по ха- рактеру уподобляемых объектов:
Ф. Энгельс уподобляет отношения между логикой и диалектикой отношению между арифметикой и высшей математикой. (См.: Соч.
Т. 20. С. 138.).
А) аналогия предметов;
Б) аналогия отношений.
44. Укажите правильное утверждение.
Какой вид аналогии приведен в данном умозаключении:
Если все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца, в одном и том же направлении, то их движение, вероятно, имеет одну и ту же причину.
А) простая аналогия;
Б) распространенная аналогия;
В) строгая аналогия;

354
Г) нестрогая аналогия.
45. Укажите правильное утверждение.
Какой вид аналогии приведен в данном умозаключении:
Если три угла одного треугольника равны трем углам другого тре- угольника, то эти треугольники подобны.
А) простая аналогия;
Б) распространенная аналогия;
В) строгая аналогия;
Г) нестрогая аналогия.
46. Укажите правильное утверждение.
Какой вид аналогии приведен в данном умозаключении:
Чеховский герой Семи-Булатов утверждает: «Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что ... от холода сжимается и от того, что Солнце рано заходит, а ночь от зажжения светильников расширяется, ибо со- гревается».
А) простая аналогия;
Б) распространенная аналогия;
В) строгая аналогия;
Г) нестрогая аналогия.
47. Укажите правильное утверждение.
Какой вид аналогии приведен в данном умозаключении:
Известно, что все металлы нагреваются, проводят электричество...
Когда обнаружили в ходе опытов тело, обладающее теплопрово- дностью и электропроводностью, то его относили к группе метал- лов. В дальнейшем определили, что это металл и назвали его бе- риллием.
А) простая аналогия;
Б) распространенная аналогия;
В) строгая аналогия;
Г) нестрогая аналогия.
48. Укажите правильное утверждение.
К какому виду аналогии относится следующее утверждение по ха- рактеру уподобляемых объектов?
Волновая теория звука была создана по аналогии с волновой тео- рией света.
А) аналогия предметов;
Б) аналогия отношений.
49. Дополните.
Суждение, из которого в умозаключении выводится новое сужде- ние, называется........
50. Дополните.
Категорический силлогизм, в котором опущена одна из посылок или заключение, называется ........


355
51. Дополните.
Умозаключение по аналогии, заключение которого носит досто- верный характер, называется ........
Логические основы теории аргументации
1. Укажите правильное утверждение.
Какую структуру имеет доказательство как логическая операция? –
Оно имеет следующую структуру:
А) тезис, аргументы, демонстрация;
Б) посылка, заключение, вывод.
2. Укажите правильное утверждение.
Ошибка «Основное заблуждение» – Это ошибка по отношению к...
А) тезису;
Б) аргументам;
В) демонстрации.
3. Укажите правильное утверждение.
Как, называется рассуждение, содержащее логическую ошибку с целью преднамеренного введения в заблуждение? – Это...
А) парадокс;
Б) паралогизм;
В) софизм.
Какому термину соответствует
каждое из следующих определений?
Предложенные тесты содержат 6 заданий. Если количество пра- вильных ответов менее 16, то уровень знаний у студента неудовлет- ворительный; 17-25 правильных ответов отражают знания студента, соответствующие оценке «удовлетворительно»; 26-31 – «хорошо» и 32-36 – «отлично».
1
– наука, изучающая правила, по которым из принятых оценок суждений (например, оценки «истинно») можно получать толь- ко эти же оценки.
2
– предметы, данные чувственным восприятием, обозначаемые термином и отличаемые ото всех других предметов.
3
– абстрактный определяющий признак (понятие), отличающий определяемый предмет ото всех остальных предметов.
4
– мысленное отделение объекта ото всех остальных объектов с помощью указания его значения или смысла.
5
– указание значения термина с помощью чувственных восприя- тий.

356
6
– разъяснение смысла определяемого термина с помощью уже известных смыслов других терминов (определяющих).
7
– термин, остенсивно определенный.
8
– термин, вербально определенный.
9
– приписывание предиката суждения его субъекту.
10 – обозначает свойство или отношение, которое приписывается субъекту суждения.
11 – обозначает объект, которому приписывается предикат сужде- ния.
12 – строчка символов, образующих форму суждения.
13 – интерпретация символов суждения на предметной области.
14 – соответствие приписывания (предиката суждения его субъек- ту) присущности (свойств или отношений, обозначенных преди- катом суждения, объекту, обозначенному субъектом суждения).
15 – истинность, устанавливаемая с помощью анализа смысла толь- ко логических терминов.
16 – термины типа «суждение», «предикат суждения», «субъект суждения», «все», «существует», «и», «или», «не», «если …, то» и т.п. (вербальное определение не известно).
17 – истинность, устанавливаемая с помощью анализа смысла дес- криптивных (нелогических) терминов.
18 – термин, обозначающий материальные или идеализированные объекты, отличные от логических объектов.
19 – объект, существующий вне и независимо от сознания.
20 – объект, полученный в результате идеализации.
21 – методологический прием, связанный с методами обобщения, упрощения, огрубления, выделения и т. п. В математизирован- ных теориях идеализация проводится путем доведения величин до нуля или до бесконечности.
22 – истинность, устанавливаемая на базе остенсивных определе- ний с помощью чувственных восприятий.
23 – истинность, устанавливаемая на основе вербальных опреде- лений с помощью абстрактного мышления.
24 – вывод из истинных посылок правдоподобного заключения.
25 – суждение, оценка которого имеет шкалу от нуля (лжи) до аб- солютной истинности (единицы).


357
26 – вывод, дающий из истинных посылок только истинные заклю- чения.
27 – установление истинности доказываемого суждения.
28 – форма мышления, выражающая запрос информации об объ- екте при указании известной информации об этом объекте. Из- вестная информация выражается в предпосылках вопроса.
29 – вопрос, ответ на который истинен при истинности всех явных предпосылок.
30 – предпосылка о существовании объектов, о которых говорится в вопросе.
31 – вопрос, ответ на который истинен при истинности как явных, так и неявных (скрытых) предпосылок.
32 – предпосылка, которую необходимо выявить для получения ис- тинного ответа на вопрос.
33 – научный вопрос и ответ на него в соответствии с классифика- цией ключевого слова.
34 – термин, выражающий самое основное содержание того, о чем говорится в научной работе.
35 – дедуктивно организованное множество формальных предло- жений (чистый синтаксис).
36 – дедуктивно организованное множество общих суждений. (Ин- дивидуальных суждений в теориях не бывает)

358
II.7.
ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Абстрактное понятие – понятие, в котором отражен признак, взя- тый отдельно от предмета.
Аксиома (гр. axioma – значимое, достойное уважения, бесспор- ное) – истинное суждение, которое при дедуктивном построении какой-либо теории принимается без доказательств в качестве ис- ходного положения и которое входит в основу доказательства всех других положений данной теории.
Алогизм – нелогичность, отрицание роли логики в по знании, логи- ческий разрыв речи, нарушение логической последовательности, связанности, обоснованности.
Альтернатива (лат. alter – чередоваться) – каждая из двух или не- скольких исключающих друг друга возможностей, выбор между этими возможностями есть или p
1
, или р
2
Анализ (гр. analysis – разложение, расчленение, разбор) – логиче- ский прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.
Аналогия (гр. analogia – соответствие, сходство) – подобие, сход- ство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношени- ях, причем таких предметов, которые в целом различны.
Аналогия отношений – аналогия, в основе которой лежит сходство признаков отношений сравниваемых предметов.
Аналогия предметов – то же, что и аналогия свойств.
Аналогия свойств – аналогия, в основе которой лежит сходство признаков-свойств сравниваемых предметов.
Антиномия (лат. anti – против+nomos – закон, противоречие в за- коне) – противоположность между двумя суждениями, взаимоис- ключающими друг друга, но в то же время производящими впе- чатление, что оба они могут быть с одинаковой силой логически доказаны в качестве правильных.
Апория (гр. aporia – безвыходность, безвыходное положение, за- труднение) – кажущееся трудноразрешимым, непреодолимым ло- гическое затруднение.


359
Аргументация – операция обоснования суждений, решений, оценок.
Аргумент (лат. argumentum – логический довод, основание, дока- зательство) – мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснова- ние истинности или ложности другого положения.
Атрибутивное суждение – суждение о свойствах предметов.
Безотносительные понятия – это такие понятия, в которых мыс- лятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета.
Большая посылка – посылка силлогизма, содержащая больший термин, предикат заключения.
Верификация (лат. verus – истинный+facio – делаю) – принцип установления осмысленности, то есть возможность данного выска- зывания (утверждения) оказаться истинным или ложным.
Версия (лат. versio – оборот, видоизменение) – одно из нескольких возможных, отличных друг от друга объяснений или толкований одного и того же факта, явления, события.
Видовой признак – признак, отличающий подкласс внутри класса.
Вопрос – мысль, в которой выражено требование уточнить или полу- чить новую информацию на основе уже имеющейся.
Вопрос не по существу – вопрос, не имеющий отношения к обсуж- даемому предмету.
Восполняющий вопрос – вопрос о новых признаках исследуемого предмета.
Выведение – мысленное действие, в результате которого новое зна- ние получается логически, то есть без обращения непосредствен- но к опыту или из предшествующего опыта.
Вывод – последовательность суждений (формул), логически вытека- ющих из некоторых исходных суждений (формул) – посылок.
Гипотеза (гр. hypothesis – основание, предположение) – вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность ко- торого не может быть проверена и доказана в настоящее время, но которое может приблизительно объяснить данные явления.
Гипотетико-дедуктивный метод – способ научного исследования, заключающийся в том, что вначале высказывается несколько ги- потез о причинах изучаемых фактов, а затем дедуктивным путем из гипотез выводится следствие.

360
Дедукция (лат. deductio выведение) – такая форма мышления, ког- да новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, причем этот процесс анализа идет от общего к частному.
Дедуктивное умозаключение – умозаключение от общего к част- ного; другое название необходимых умозаключений.
Деление понятий – операция, с помощью которой устанавливается объем понятия, путем перечисления его частей, (подклассов).
Деление по видоизменению признака – деление, как правило, более чем на две части, каждой из которых присущ признак, взя- тый за основание, но в особом его проявлении.
Дефиниция понятия – то же, что и определение понятия.
Дизъюнкция (лат. disjunctio – разобщение, разделение различие) – операция, выражающаяся в соединении двух и более высказываний с помощью логического союза «или» в новое, сложное суждение.
Дилемма (гр. di – дважды+lemma – предположение или двойствен- ное предположение) – суждение, в котором предмету приписыва- ются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего.
Дихотомическое деление – деление на две части, в одну из кото- рых входят предметы, обладающие признаком, в другую – не об- ладающие признаком, взятым в качестве основания.
Дихотомическое суждение (гр. dicha и tome – разделяю на две ча- сти) – суждение, в котором выражается результат деления класса предметов на две части. Одна из этих частей характеризуется на- личием известного признака, а другая – его отсутствием.
Довод – то же, что и аргумент.
Доказательство – логическое действие, в процессе которого ис- тинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей.
Доказательство по случаям – то же, что и разделительное доказа- тельство.
Доказательство от противного – доказательство, при котором ис- тинность тезиса обосновывается с помощью противоречащего ему суждения (антитезиса).
Дополнение класса – операция образования множества из элемен- тов предметной области, из которой исключены элементы допол- няемого класса; аналог операции отрицания в логике.


361
Единичное понятие – понятие, объем которого составляет один предмет.
Единичное суждение – суждение об одном предмете.
Импликация (лат. implicite – тесно связывают) – логическая опе- рация, связывающая два высказывания в сложное высказывание с помощью логической связки «если... то...».
Индукция (лат. inductio – наведение) – форма мышления, посред- ством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, при этом процесс анализа идет от частного к общему.
Заключение (вывод) умозаключения – суждение, вытекающее из посылок.
Закон достаточного основания – закон, по которому мысль при- знается истинной или ложной, если для этого имеется достаточное логическое основание (доказательство или опровержение).
Закон исключенного третьего – закон, согласно которому из двух противоречащих суждений одно обязательно истинно, а второе ложно.
Закон мышления – необходимая, повторяющая связь мыслей.
Закон непротиворечия – закон, по которому не могут быть одно- временно истинными несовместимые, исключающие друг друга мысли (суждения).
Закон обратного отношения между объемом и содержанием
понятия – закон, согласно которому, чем больше содержание по- нятия, тем меньше его объем, и наоборот.
Закон тождества – закон, согласно которому всякая мысль в рассуж- дении должна быть тождественной сама себе, неизменной сколько бы раз она не воспроизводилась.
Закрытый вопрос – вопрос, требующий уточнения, выбора содер- жащейся в нем альтернативы; вопрос, на который имеется конеч- ное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.
Знак – чувственно воспринимаемый предмет, замещающий другой предмет.
Изоморфизм – полное взаимно-однозначное соответствие призна- ков двух предметов.
Импликация – логический союз «если…, то…», образующий из двух суждений новое, истинное во всех случаях, кроме одного: оно ложно, когда первый член импликации истинное суждение, а вто- рой – ложное.

362
Индуктивное определение – определение, согласно которому из исходных объектов по определенным правилам могут быть постро- ены многие другие объекты теории.
Индуктивное умозаключение – умозаключение от частного к об- щему, от отдельных предметов к совокупностям предметов, от классов к более широким классам.
Индукция методом исключения – индуктивное умозаключение на основе подтверждающих обстоятельств, и исключения обстоя- тельств, при которых причинная связь отсутствует.
Истина – соответствие мысли действительности.
Истинность, истинностное значение – основное содержательное качество суждения, согласно которому оно является соответству- ющим действительности.
Квантор – логический оператор, указывающий на количественную характеристику субъекта категорического суждения по отноше- нию к предикату.
Квантор общности – квантор, указывающий на то, что субъект ка- тегорического суждения берется в полном объеме («Все», «Ни один»…).
Квантор существования – квантор, указывающий на то, что субъ- ект категорического суждения берется частично («Некоторые»,
«Существует»).
Класс – совокупность объектов с общими характеристическими при- знаками.
Классификация (лат. classis – разряд +facio – делаю) – распреде- ление предметов на классы согласно наиболее существенным при- знакам, присущим предметам данного рода.
Коммуникативности закон – действия с операциями объединения и пересечения классов, взятыми по отдельности; производятся в обратном направлении.
Конкретное понятие – понятие о предмете, взятом как единое целое.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35