ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2415
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
12) «Все исторические законы имеют свой срок давности» (Ма- рия Эбнер Эшенбах).
13) «Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненави- сти» (Николай Бердяев).
14) «Гораздо легче найти ошибку, чем истину» (Иоганн Вольф- ганг Гете).
15) Громко лающая собака.
16) Спрос рождает предложение.
17) Некоторые фигуры плоские.
18) Русский язык – важнейшее средство межнационального об- щения людей.
19) Невский разгромил немецких рыцарей на льду Чудского озера.
20) Судьба медицины зависит от научного прогресса.
21) Волгоград расположен между Казанью и Астраханью.
22) Все элементы первой группы таблицы Менделеева – щелоч- ные металлы.
23) Некоторые представители системы здравоохранения – чинов- ники.
24) Ни один студент нашей группы не имеет академической за- долженности.
25) Все хирурги – врачи.
26) Никто из присутствующих не знает его.
27) Некоторые лекарства – дженерики.
Упражнение 4. Определите, в каком отношении (попарно) на- ходятся данные высказывания:
1) А: Ласточки летают низко – быть дождю.
В: Либо ласточки не летают низко, либо будет дождь.
С: Если ласточки не летают низко, то, значит, дождя не будет.
Д: Если дождя не будет, то, значит, неверно, что ласточки ле- тают низко.
2) А: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клар- нет.
В: Карл у Клары не крал кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
С: Карл у Клары не крал кораллы или Клара у Карла не крала кларнет.
Д: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла не крала кларнет.
12
Упражнение 5. Определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения:
Пример. В предложении «Этот стол желтый» утверждается наличие у этого стола желтого цвета. Словосочетание «является жел- тым» – знак признака, а слово «желтый – знак свойства.
В предложении «Москва больше Архангельска» «больше – знак признака пары предметов (Москва, Архангельск). Со- держание этого предложения можно выразить по-другому:
«Москва есть большая, чем Архангельск». Здесь «есть боль- шая, чем» («больше») – знак признака, а «больше чем» – знак отношения.
1) «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин).
2) Завывающий, пронизывающий ветер.
3) Самая северная в мире атомная электростанция.
4) Самая северная в мире атомная электростанция находится на
Кольском полуострове.
5) Тихая песня, раздающаяся в ночной тишине.
6) Песня раздалась в ночной тишине.
7) Руководитель ансамбля народных инструментов.
8) Некоторые водоемы проточные.
9) Дистанционное обучение.
10) «Легкомысленный человек, не знающий истины, изъясняется абстрактно, высокопарно и неточно» (Б. Брехт).
11) Непроходимый экваториальный лес.
12) Гепарды быстро бегают.
Упражнение 6. Укажите смысл (концепт) и значение (денотат) следующих выражений (знаков – символов):
Пример: Студент. Смыслом знака «студент» может быть информация: учащийся высшего учебного заведения. Значением этого зна- ка является каждый человек, обладающий указанными свой- ствами.
1) Автор романа «Анна Каренина».
2) Луна.
3) Коллектив.
4) Южнее.
5) Человек, первым побывавший на Луне.
6) Вечная жизнь.
7) Китай.
8) Красота.
13
9) Преступление.
10) Тогда и только тогда, когда.
11) Древнегреческий врач.
12) Плоская треугольная, замкнутая фигура.
13) Асклепий.
14) Ученик Гиппократа.
15) Летчик-космонавт.
16) Симфония.
17) Композитор, написавший музыку к балетам «Спящая краса- вица» и «Щелкунчик».
18) Колледж.
19) Участник Олимпийских игр.
20) Известный врач.
1.4. Задачи
Сколько денег?
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Предположим, что у вас и у меня имеется одинаковая сумма де- нег. Сколько денег я должен вам дать, чтобы у вас стало на 100 дол- ларов больше, чем у меня?
Задача о конгрессменах
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
В некоем конгрессе заседают сто политических деятелей. Каж- дый из них либо продажен, либо честен. Нам известны следующие два факта:
1) По крайней мере, один из конгрессменов является честным.
2) Из каждой произвольно выбранной пары конгрессменов, по крайней мере, один продажен.
Можно ли с помощью этих двух утверждений определить, сколько конгрессменов в этом конгрессе будут честными, а сколько – продаж- ными?
Прибыль
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Торговец купил некий товар за 7 долларов, продал его за 8, по- том вновь купил за 9 долларов и опять продал его за 10. Какую при- быль он получил?
14
Старое вино в не слишком новые мехи
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Бутылка вина стоит 10 долларов. Вино на 9 долларов дороже бу- тылки. Сколько стоит пустая бутылка?
Десять любимцев
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Десяти собакам и кошкам скормили 56 галет. Каждой собаке досталось шесть галет, каждой кошке – пять. Сколько было собак и сколько кошек?
Болтливая дама
Некая дама, ехавшая в такси, была настолько болтлива, что дове- ла шофера до полного исступления уже через пять минут после того, как села в такси и назвала адрес, по которому ее следовало отвезти.
Шофер, не выдержав, сказал: «Прошу прощения, но я не слышу ни одного вашего слова, ибо я глухой, как телеграфный столб, и к тому же я забыл дома свой слуховой аппарат».
Услышав это, дама смолкла. Расплатившись в конце поездки, она вдруг сообразила, что шофер вовсе не был глухим. Как она догада- лась?
15
ТЕМА 2
ЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЙ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
2.1. Методические указания к теме
Цель: а) закрепить приобретенные знания о типологии и харак- теристиках понятий, отношениях между ними, об определениях по- нятий; б) выработать практические навыки использования понятий в текстах документов.
Всякое понятие есть отражение признаков одного предмета или класса предметов. Оно выражается с помощью одного слова или их сочетаний. Так, значительное число понятий выражается с помощью одного слова, например: «дом», «дерево», «стол», «стул», «само- лет», «студент», «ручка», «карандаш», «юрист» и т.п. Иногда для выражения одного понятия требуется два слова: «необходимая опе- рация», «обоснованный риск», «анализ крови», «информированное согласие, врачебная тайна» и т.п.; три слова: «пожизненное лишение свободы», «преступления против личности», «условия заключения брака» и т.п.; четыре слова: «преступления против государственной власти», «преступления против порядка управления», «договорной режим имущества супругов» и т.п.; пять слов: «нарушение правил охраны рыбных запасов», «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и т.п. Слова или их сочетания, если в них есть какой-ни- будь общий смысл, служат для выражения понятий. Понятий вне слов нет и быть не может. Кроме этого, есть многозначные слова – омо- нимы, когда одно слово в самом себе может содержать несколько значений (например: слово «ключ» может обозначать, во-первых, приспособление для отпирания и запирания замка; во-вторых, пере- нос, то, что служит для разгадки, понимания чего-либо, овладение чем- либо; в-третьих, знак в начале нотной строки, определяющий значение нот; в-четвертых, бьющий из земли источник, родник); си- нонимы – когда различные слова выражают одно и то же понятие
(например: «глаза» и «очи», «лютый холод» и «стужа»).
Дать логическую характеристику тому или иному понятию – это значит указать его видовую принадлежность как по объему, так и по содержанию.
16
Объем понятия отражает количественную сторону того, что за-
фиксировано тем или иным понятием, содержание понятия воспроиз-
водит качество того, что в нем отражается, но это качество представ- лено в понятии не всеми характеристиками того или иного предмета, а лишь главенствующими, существенными признаками.
Пример, дано понятие – «вода».
Очевидно, объемом здесь следует считать то, сколько видов воды реально существует на Земле – это: 1) НО – то есть «легкая вода»;
2) Н
2
О – та вода, которая употребительна для живых существ, без- болезненно для их здоровья; 3) Н
3
О – «тяжелая вода». Воду также можно рассматривать и как напиток (для утоления жажды, лечебный и.т.п.). Другими словами говоря, объем понятия – «вода» не под- дается математическому счету, он обширен. Какого же содержание понятия – «вода»? В данном случае надо назвать главенствующие
(существенные) признаки, отличающие именно воду от всех других жидкостей, и они таковы: вода – это прозрачная бесцветная жид- кость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода.
Другой пример. Дано понятие – «океан» и следует определить его объем и содержание.
Перечислим, сколько океанов нам известно на данный момент:
1) «Тихий», 2) «Северный ледовитый», 3) «Атлантический», 4) «Ин- дийский». Итак, объем в данном случае как видно поддается точному счету. Содержание же понятия «океан» можно сформулировать так:
«Это весь водный покров земли или его часть между материками».
По объему понятия делятся на единичные, общие или нулевые
(пустые), регистрирующие, не регистрирующие. Единичные поня-
тия – это понятия, объем которых состоит из одного элемента («Мо- сква», «профессор Иванов», Смоленский кремль»). Общие понятия – это понятия, объем которых состоит из двух или более элементов
(«столица», «человек», «дерево», «река»). Нулевые понятия – это понятия, объем которых является пустым множеством, а предметам, которые в нем мыслятся, ничего не соответствует и в принципе не может соответствовать в действительности («леший», «вечный дви- гатель», «русалка»).
Если количество предметов или явлений, которые мыслятся
в данном общем понятии, является конечным (хотя бы оно и не было
17
подсчитано), то такое понятие называется регистрирующим общим
понятием. Понятия, в которых мыслится неопределенное количество существовавших, существующих и могущих в будущем существовать предметов, называются нерегистрирующими общими понятиями. На- пример, «дом» – нерегистрирующее общее понятие, потому что отно- сится к неограниченному количеству строений прошлого, настояще- го и будущего. А понятие «самые высотные дома Санкт-Петербурга на настоящий момент» является регистрирующим, так как относится к конечному числу строений.
По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотноситель- ные, собирательные и несобирательные (разделительные). Конкрет-
ные понятия – это понятия, в которых мыслятся предметы и явле- ния, обладающие относительной самостоятельностью существования
(«стол», «дом», «преступление»).
Абстрактные понятия – это понятия, в которых мыслятся свойства и отношения предметов и явлений, которые в памяти предстают как самостоятельный предмет («твердость», «успеваемость», «дружба»,
«доброжелательность», «вспыльчивость», «твердость», «трудолю- бие» и т.п.)
Положительные понятия – это понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо свойств, качеств и т.д. От-
рицательные понятия – это понятия, которые характеризуются от- сутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т.п.
(«независимость», «неметалл»).
Относительные понятия – это понятия, в которых предмет мыс- ли предполагает существование другого, содержит в себе ссылку на другой предмет мысли («родители – дети», «левый – правый»). Без-
относительные понятия – это понятия, объем которых не содержит в себе ссылку на другой предмет мысли («человек»).
Одно и то же понятие, охватывающее своим объемом и содержа- нием множество предметов, (например «слушатели нашей группы») может употребляться в собирательном и в разделительном смысле.
Если мы скажем, например, что «слушатели нашей группы в прошлую экзаменационную сессию сдали экзамен по философии со средним баллом «4», то данное утверждение относится ко всей группе в це- лом, но неприложимо к каждому слушателю. Здесь понятие «слуша-
18
тели нашей группы» употреблено в собирательном смысле. Но когда сообщается, что «слушатели нашей группы в прошлую экзаменаци- онную сессию не получили ни одной неудовлетворительной оценки», то мыслится, что ни один слушатель нашей группы в прошлую эк- заменационную сессию не получил неудовлетворительную оценку.
В данном случае понятие «слушатели нашей группы употреблено в разделительном смысле.
Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в законе обратного отношения между объемом и содержа- нием понятий, который формулируется следующим образом: «Если
увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его
содержание, и наоборот».
2.2. Вопросы для самопроверки
1) Как можно определить понятие как форму мышления?
2) Что такое признаки понятий?
3) Какие признаки понятий мы отличаем?
4) Что такое собственный признак?
5) Что такое несобственный признак?
6) Что такое содержание понятия?
7) Что такое объем понятия?
8) Дайте характеристику видов понятий по объему.
9) Дайте характеристику видов понятий по содержанию.
10) Какое существует отношение между объемом и содержа- нием понятия?
Логическая разминка
Игра «кто-что?» или «вычисли понятие»
Одна из играющих сторон загадывает понятие, которое должна отгадать другая сторона. Отгадывающая сторона должна «вычислить» понятие при помощи вопросов, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Если вы заметите, что наш диалог чем-то напоминает платоновские диалоги, то поймете, что роль Сократа здесь принадле- жит отгадывающей стороне, которая отыскивает, и тем самым опре- деляет понятие. Например, загадано понятие «Медный всадник».
Диалог может строиться примерно так:
19
1) Это вещь? – Да. (Если последует ответ «нет», то следует во- прос «Свойство?», если не свойство, то вопрос – «Отношение?». Учи- тываем знание о том, что всякое понятие есть либо понятие о вещи, либо понятие о свойстве вещи, либо понятие об отношениях между вещами).
1) Живое существо? – Нет.
3) Твердая? – Да.
4) Сделана из дерева? – Нет.
5) Сделана из металла? – Да.
6) Она находится в комнате? – Нет.
7) На улице? – Да.
8) В нашем городе? – Да.
9) Это мост? – Нет.
10) Но архитектурный памятник? – Да.
11) Медный всадник? – Да!
Заметьте, что можно угадать понятие, а можно и слово, которым обозначено данное понятие (есть ли это существительное, какого рода, с каким окончанием и т.д. и т.п.). Грамматика всегда прихо- дит на помощь логике, однако в предложенной игре предпочтителен логический подход. Сходство подобных диалогов с диалектически- ми беседами древних греков не случайно. Диалектическим вопро- сом древние греки называли такой вопрос, которому предопределен возможный ответ и на который надо было отвечать либо «да», либо
«нет». Таковы многие вопросы Сократа. Итак, давайте овладевать сократовским умением задавать вопросы.
2.3. Упражнения
Упражнение 1. Какие из следующих слов являются в современ- ном русском языке логическими синонимами, то есть, обозначают ли они одно и то же понятие?
1) Врач, лекарь, эскулап.
2) Бандит, грабитель, налетчик, головорез, гангстер.
3) Закономерный, логический, неслучайный.
4) Медицинская сестра, сестра милосердия, мать Тереза, сиделка.