Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1921

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

334
13) Определите, какой метод исследования причинных связей яв- лений применяется в данном рассуждении. Запишите схему:
В результате анализа статистических данных о количестве дорожно-транспортных происшествий на определенном участке дороги было установлено, что количество дорож- но-транспортных происшествий возрастает при уменьшении дальности видимости дороги. Было принято решение о до- полнительном освещении данных участков дороги, что резко снизило количество дорожно-транспортных происшествий.
По-видимому, недостаточная освещенность дороги являет- ся причиной увеличения количества дорожно-транспортных происшествий.
14) Определите вид индуктивного умозаключения, найдите по- сылку и заключение, установите состоятельность вывода.
В противопожарные меры входит установка датчика сигна- лизации о пожаре. Всякий раз, когда температура воздуха в помещении превышает 70ºС датчик противопожарной сиг- нализации срабатывает. По-видимому, причиной срабатыва- ния датчика является повышение температуры воздуха, при- ближенной к температуре пожара.
15) Подберите аргументы, постройте прямое и косвенное опровер- жение тезиса, запишите схемы:
Некоторые подсудимые искренне признают свою вину.
16) Определите, какой вид индукции представлен в этом приме- ре. Сделайте вывод и определите его состоятельность:
Осматривая новый квартал города, группа приезжих специ- алистов обнаружила, что у близлежащих построек сплошной фундамент. Зная, что состав грунта однороден на всей тер- ритории квартала, группа не сочла нужным продолжать ос- мотр, предположив, что все постройки этого квартала имеют сплошной фундамент, который наиболее всего соответствует данному виду грунта.
17) К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснова- ния, запишите схему:
Напряженность национальных отношений на территории СНГ в последние годы возросла.

335
Вариант 2 1) Проверьте истинность вывода, определите фигуру силлогизма.
С помощью ее правил установите, следует ли вывод с необхо- димостью:
- все опытные врачи умеют правильно поставить диагноз;
- Захаров умеет правильно поставить диагноз;
- Захаров – опытный врач.
2) Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма.
С помощью ее правил и кругов Эйлера установите, следует ли вывод с необходимостью:
- референдум – непосредственное волеизъявление народа пу- тем всенародного обсуждения и голосования;
- референдум – форма осуществление демократии.
3) Восстановите энтимему в полный силлогизм, объясните струк- туру (по посылкам и терминам):
Бригада врачей не может быть привлечена к ответственности, ведь событие халатности не имело места.
4) Восстановите энтимему в полный силлогизм, объясните его структуру (по посылкам и терминам):
больной Н. подлежит госпитализации, ведь он заболел инфек- ционным заболеванием.
5) Найдите основание и следствие в условных посылках, сделай- те вывод, постройте его схему:
Если российскому крестьянину дать хозяйственную самостоя- тельность, то будет повышен его экономический интерес. Если будет повышен его экономический интерес, то повысится про- изводительность труда в сельскохозяйственном производстве.
6) Найдите основание и следствие в условных посылках, сделай- те вывод, постройте его схему:
Если человек не достиг 18 лет, то он является несовершенно- летним. Если человек является несовершеннолетним, то он не может совершать крупных сделок. Если человек не может совер- шать крупных сделок, то он является дееспособным частично.
7) Сделайте вывод из посылок условно-категорического умоза- ключения, установите, следует ли он с необходимостью:
Лицо, сдавшее имущество на хранение, вправе отказаться от него, если повреждения этого имущества не позволяет ис-


336
пользовать его по первоначальному назначению. Поврежде- ния в результате плохого хранения имущества Николаева по- зволяют использовать его (имущество) по первоначальному назначению.
8) Сделайте вывод из посылок условно-категорического умоза- ключения, установите, следует ли он с необходимость:
В доказательстве требуется использование антитезиса, если оно является апологическим. В данном доказательстве ис- пользовался антитезис.
9) Используя условную посылку, постройте условно-категориче- ское умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающе- му модусу, постройте их схемы в символической записи:
Информированное согласие ребенка без разрешения родите- лей или опекунов возможно, если ему исполнилось 15 лет.
10) Определите, какой метод исследования причинных связей яв- лений применяется в данном рассуждении. Запишите схему:
На заводе цветных металлов участились случаи хищения ценных материалов. Работники уголовного розыска обратили внимание на три периода, когда кражи практически прекра- щались на 2 – 4 неделе, 1-й раз это произошло, когда стре- лок военизированной охраны Бобров находился в отпуске;
2-й, когда он был болен и около двух недель не выходил на работу; 3-й, когда Бобров в связи с производственной необ- ходимостью работал в другом месте.
В ходе действия выяснилось, что Бобров был организатором и активным участником группы расхитителей, действовав- шей на работе. Краденное сообщники выносили через про- пускной пункт во время его дежурства.
11) Определите, какой метод исследования причинных связей яв- лений применяется в данном рассуждении. Запишите схему:
Сотрудниками ГАИ преследовалась угнанная автомашина.
В процессе преследования угонщики заехали в парк и ав- томашину бросили. Невдалеке от машины были задержаны
Константинов и Саксин, которые сознались, что они совер- шили угон автомашины. Однако в ходе следственного экс- перимента установлено, что ни Константинов, ни Саксин не владеют навыками вождения автомашины. По-видимому,

337
у Константинова и Саксина был соучастник, владевший на- выками вождения автомашины.
12) Определите, какой метод исследования причинных связей яв- лений применяется в данном рассуждении. Запишите схему:
Около ста лет назад впервые было описано своеобразное за- болевание, распространенное среди овец и крупного рогато- го скота в определенных местностях Шотландии. Животные теряли аппетит, у них быстро развивалась слабость, исто- щение. Заболевшие животные с трудом держались на ногах и вскоре погибли.
Долгое время не знали, как бороться с этой болезнью (сухот- кой), пока не обратили внимания на то, что заболевшие жи- вотные начинали выздоравливать как только в пищу им до- бавляли кору осиновых деревьев, в которой содержится много кобальта. Одновременно было установлено, что в местностях, где животные болеют сухоткой, трава, вода, корм бедны ко- бальтом. Сопоставление обоих этих фактов позволило заклю- чить, что причиной таинственного заболевания возможно яв- ляется недостаточное содержание кобальта в пище.
13) Определите, какой метод исследования причинных связей применяется в данном рассуждении.
Запишите схему: всякий раз при восхождении на горные вер- шины при прочих равных условиях альпинисты испытывают ряд трудностей: нехватку воздуха, одышку, физическую сла- бость и др., которые нарастают с увеличением высоты гор.
По-видимому, причиной нарастания кислородного голодания является все более увеличивающаяся раздраженность воз- духа с высотой.
14) Определите, какой метод исследования причинных связей яв- лений применяется в данном рассуждении. Запишите схему:
Карманный фонарик при всех других равных условиях (ис- правность лампочки, отсутствие контакта с батарейкой, от- сутствие влаги, при отсутствии батарейки) всегда работает.
При таких же равных условиях, но при неисправности или отсутствии батарейки, фонарик не работает.
По-видимому, причиной работы фонарика является необхо- димость работы электрической батарейки.


338
15) Подберите аргументы, постройте прямое и косвенное опровер- жение тезиса, запишите схемы:
Некоторые эпидемии не поддаются окончательному уничто- жению до сих пор.
16) Определите, какой вид индукции представлен в этом приме- ре. Сделайте вывод и определите его состоятельность:
В одном из городов производились измерения радиационного фона. В первом, третьем и пятом районах уровень радиации соответствовал норме. Всего же в городе 12 районов. Было сделано предположение, что уровень радиации соответству- ет норме на всей территории города.
17) К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснова- ния, запишите схему:
Милосердие в России расширяет формы своей деятельности.

339
II.5.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Логика как наука, ее значение для правоохранительной прак- тики.
2. Понятие как форма мышления.
3. Виды понятий.
4. Содержание и объем понятия. Ограничение и обобщение по- нятий.
5. Логическая операция определения понятия. Виды определе- ния.
6. Логические операции деления понятий. Виды деления. Прави- ла деления понятий
7. Виды отношений между понятиями.
8. Определение через род и видовое отличие. Правила опреде- ления.
9. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
10. Распределенность терминов в суждениях.
11. Простые суждения их виды и состав.
12. Деление категорических суждений по качеству и количеству.
Объединенная классификация.
13. Соединительное (конъюнктивное) суждение, его строение и условия истинности.
14. Виды и структуры сложных суждений.
15. Выделяющие и исключающие суждения.
16. Логические отношения между суждениями (логический ква- драт).
17. Условное (импликативное) суждение, его строение и условия истинности.
18. Разделительное (дизъюнктивное) суждение, его строение, виды и условия истинности.
19. Эквивалентное суждение (двойная импликация), его строе- ние и условия истинности.
20. Понятие о модальности суждений.
21. Простой категорический силлогизм. Его состав.

340
22. Сокращенный силлогизм (энтимема).
23. Первая фигура категорического силлогизма, ее правила.
24. Вторая фигура категорического силлогизма, ее правила.
25. Третья фигура категорического силлогизма, ее правила.
26. Понятия о формах и законах мышления.
27. Закон тождества, его роль в практике здравоохранения.
28. Закон непротиворечия, его значение в практике здравоохра- нения.
29. Закон исключенного третьего, его значение в практике здра- воохранения.
30. Закон достаточного основания, его значение в практике здра- воохранения.
31. Непосредственные умозаключения (превращение).
32. Чисто условное умозаключение.
33. Индуктивные умозаключения, их роль в научных медицин- ских и фармацевтических исследованиях.
34. Умозаключение по аналогии, его структура и виды. Условия повышения.
35. Умозаключения из суждений с отношениями.
36. Условно-категорическое умозаключение, его модусы и роль в практике научных медицинских и фармацевтических иссле- дований.
37. Метод сходства как метод научной индукции.
38. Метод остатков как метод научной индукции.
39. Научная индукция: метод сопутствующих изменений.
40. Популярная индукция, условия повышения вероятности вы- вода.
41. Метод различия как метод научной индукции.
42. Научная индукция: соединенный метод сходства и различия.
43. Научная индукция: свойства причинной связи.
44. Полная индукция, ее роль в установлении истины.
45. Неполная индукция и ее виды.
46. Гипотеза, ее структура и виды. Роль гипотезы в установлении истины.
47. Логика вопроса. Виды вопросов и ответов.
48. Доказательство и его структура. Значение доказательства в практике работы врача и психолога.


1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35

341
49. Правила и ошибки по отношению к аргументам доказатель- ства.
50. Правила и ошибки по отношению к демонстрации.
51. Версия и ее роль в расследовании. Виды версий.
52. Вероятности вывода.
53. Построение и проверка гипотезы.
54. Способы опровержения, их роль в практике установления ди- агноза.
55. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы и роль в практике административной, лечебной научно-ис- следовательской деятельности работников сферы здравоох- ранения.
56. Способы доказательства.
57. Способы доказательства гипотезы.
58. Правила и ошибки по отношению к тезису доказательства.

342
II.6.
ТЕСТЫ
Предмет и значение логики
1. Укажите правильное утверждение.
Логика – это философская наука, изучающая...
А) законы и формы правильного мышления;
Б) специфические законы построения доказательств.
2. Укажите правильное утверждение.
Возникновение науки логики в Древней Греции было в значитель- ной степени связано с...
А) высоким уровнем ее экономического развития;
Б) ролью ораторского искусства в политической жизни полиса;
В) высоким уровнем развития философской мысли.
3. Укажите правильное утверждение.
Кто является основоположником науки логики?
А) Гераклит;
Б) Платон;
В) Аристотель.
Понятие
1. Укажите правильное утверждение.
Как называется форма мышления, которая является результатом обобщения предметов по ряду существенных признаков?
А) суждение;
Б) понятие;
В) представление;
Г) дополнение.
2. Укажите правильное утверждение.
Как называется определение понятия, в котором в качестве отли- чительных признаков указывается способ образования предметов из объема этого понятия?
А) генетическое;
Б) контекстуальное;
В) аксиоматическое.
3. Укажите правильное утверждение.
В каком отношении находятся два понятия, объем одного из кото- рых полностью входит в объем другого, но не совпадает с ним? –
В отношении...
А) пересечения;
Б) равнозначности;
В) подчинения.

343
4. Укажите правильное утверждение.
К какому приему образования понятий относится операция мыслен- ное расчленение объекта мысли на его элементы:
А) абстракция;
Б) обобщение;
В) анализ;
Г) синтез;
Д) сравнение.
5. Укажите правильное утверждение.
К какому приему образования понятий относится операция перехо- да от признаков отдельных предметов к признакам, принадлежа- щим группам этих предметов:
А) абстракция;
Б) обобщение;
В) анализ;
Г) синтез;
Д) сравнение.
6. Укажите правильное утверждение.
К какому приему образования понятий относится операция соеди- нения объектов в одно целое
А) абстракция;
Б) обобщение;
В) анализ;
Г) синтез;
Д) сравнение.
7. Укажите правильное утверждение.
К какому приему образования понятий относится операция выделе- ния из предмета отдельных его признаков:
А) абстракция;
Б) обобщение;
В) анализ;
Г) синтез;
Д) сравнение.
8. Укажите правильное утверждение.
К какому приему образования понятий относится операция уста- новления сходства или различия предметов действительности:
А) абстракция;
Б) обобщение;
В) анализ;
Г) синтез;
Д) сравнение.
9. Дополните.
Деление понятия, при котором его объем полностью делится на два подмножества, являющихся объемами противоречащих понятий, называется........... .