Файл: Лекция 1 "Предварительное понятие истории философии".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
115 форме внешнего геологического процесса и столь же внешнего, сколь и внутрен- него родового процесса растительной и животной жизни, завершающей развитие идеи как природы.
Дух имеет своими предпосылками логическую идею и природу. Только в духе абсо- лютная идея, существующая как природа, обнаруживает скрытое в природе понятие себя самой. Тем самым она преодолевает внешнюю необходимость и по ступеням духовного развития восходит к свободе. Свободное самоопределение абсолютной идеи совершается в человеке, ибо главным в человеке, в его отличии от природы, философ считает духовное начало.
Согласно Гегелю, переход от природы к духу не является ни переходом к чему-то со- вершенно иному, ни простым результатом природного процесса. Дух – не продукт природы. Он не происходит из природы естественным путем, а сам порождает себя.
Это происходит благодаря тому, что деятельность духа отрицает внешность природы и его собственную внешность как не соответствующую понятию духа.
Развитие духа начинается с отрицания им внешней формы своего бытия в качестве естественного духа или души. Снятие этой формы составляет содержание антрополо- гического процесса, которым создаются условия для возникновения сознания. В фе- номенологическом движении сознания к разуму дух впервые проявляет себя как та- ковой. Результатом освоения духом своей являющейся природы выступает психоло- гия. Эта внутренняя форма существования духа реализуется в ряде субъективных ду- ховных способностей человека - в созерцании, представлении, мышлении, практиче- ских чувствах, влечениях и воле. В результате развития субъективного духа обнару- живается, что разумное отношение к природе осуществляет не отдельный индивид, а общество в целом. Истиной субъективного духа оказывается объективный дух.
Насколько дух полагает себя объективно, настолько же выступает противополож- ность его субъективности и объективности. Формальная возможность преодоления этой противоположности содержится уже в праве и моральности как сферах налич- ного бытия свободной воли. Однако, реальной эта возможность становится лишь в процессе разложения непосредственного нравственного единства семьи в необходи- мое различие сословий гражданского общества. Дальнейшая реализация нравствен- ного духа в форме государства обнаруживает, что действительная сущность общест- ва заключается в историческом развитии и снятии противоречия гражданского обще- ства и государства. Всемирная история завершает стихийную жизнь духа как суб- станции. В ходе всемирной истории создаются все условия для того, чтобы дух не только был истинным духом, но и осознал себя как то, что он есть. Благодаря этому мировой дух может снять свою субстанциальную объективность и сообщить себе действительность, соответствующую истинной субъективности духа.
Истиной субъективного и объективного духа выступает, таким образом, абсолютный дух – знающее себя разрешение противоречия сущности духа и его естественно- исторического бытия. В искусстве как творческом созерцании красоты и религии как представлении абсолютной сущности начинает осознаваться единство природы и ду- ха, субстанции и субъекта. Но высшего определения, понятия их конкретного тожде- ства дух достигает только в философии. В результате своей истории философия пре- одолевает видимую изолированность всех форм всеобщего развития и в логической форме познает его единое основание – абсолютную идею.
116
Именно в этом пункте замыкается круг гегелевской системы философской науки.
После того, как логическая идея становится природной, дух, дремлющий в природе, становится философским духом. Он возвращает абсолютную идею к ней самой, по- стигая ее как начало, основание и результат вечно развивающегося единства мышле- ния и бытия.