Файл: Лекция 1 "Предварительное понятие истории философии".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 изображать наглядно - это круг. Это не путь все выше и выше – пусть низшие пла- чут, т.к. последнее было бы лучшим. ИФ есть круг, а не спираль без начала и конца.
ИФ не безусловный прогресс, а, идя вверх, – идем вниз, а, идя вперед, – назад. Прой- дя круг, мы придем не просто к современной философии, а к философии как таковой.
Моменты в ИФ:
1. множество (Ф->ИФ);
2. единство (ИФ->Ф);
3. единство единства и множества (Ф<->ИФ).
Нужно иметь в виду, что единство и различия в ИФ не остаются одними и теми же – они развиваются. В начале ИФ различие настолько не развито, что кажется принци- пиального различия - нет. Философы как бы говорят почти одно. Но также не развито в начале и единство – кажется, что говорят разное.
В ИФ различие и единство развиваются – чем глубже развито различие (чем оно больше) между философскими учениями, тем глубже их единство. Этот процесс идет к тому, что в конце ИФ, когда ее конец совпадет с началом, это глубочайшее внут- реннее единство становится явным. Но это происходит только в результате. Это и можно познать, только дойдя до конца. Пока не дойдешь до конца, с необходимо- стью возникают заблуждения об ИФ.
Моя задача: помочь погрузиться от внешнего различия философских учений к их единству и не утонуть в нем, а подняться к пониманию действительных различий между ними. Одному легко делать только легкое дело – другие мешают, но трудное дело – легче делать сообща. Не нужна помощь тому, кто сам может это сделать или тому, кто хочет познакомиться лишь с поверхностью ИФ.
Только страдая, в исполнении трудного, можно стать другим. Наслаждаясь, человек остается прежним – живу и хорошо. Пушкин: “О, не хочу я други умирать,/ Хочу я жить, чтоб мыслить и страдать”. Настоящая жизнь и состоит в страдании и освобож- дении мыслью от этих страданий. Человек сначала мыслит по принуждению, не сво- бодно.
Мы должны уловить, что все выступившее многообразие философских учений сво- дятся в их развитое единство. Поэтому: 1) философия одна для всех времен и наро- дов; 2) ни одно учение нельзя понять, вырвав его из целого ИФ. Следовательно, зада- чи: прежде всего, познакомиться со многими учениями, а понять их можно только в конце.
В результате все философские учения в ИФ сводятся к одному вопросу: “Что есть
Истина?” Истина – вот предварительное наименование предмета философии. Фило- софы занимаются познанием Истины.
Философия могла начаться лишь при стечении воедино 3-х условий:
1. Главное условие. Освобождение от заботы о “хлебе насущном”. Появление свободного времени для занятия философствованием. Философия существует лишь сама для себя, она – свободная наука, не имеющая практической пользы.
2. Наличие политической свободы (демократический строй политических отно- шений).
3. Свобода совести: религиозная терпимость

Лекция 2

7
Историческое начало истории философии
У ИФ два начала: историческое начало ИФ и действительное начало ИФ. Например, для человека: первое – это момент его биологического рождения, второе – начало его самосознания. Действительное начало ИФ – начало ее как способа мышления своего предмета.
Надо сказать, что до Платона мы имеем лишь источники, а не первоисточники. Т.е. оставшиеся в трудах других авторов цитаты и пересказы. Но мы не должны жало- ваться на свидетельства: Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский.
Кропотливая работа была проведена немецким филологом Германом Дильсом – он свел все имевшиеся фрагменты в работе “Фрагменты досократиков”. Русские исто- рики философии должны быть благодарны А.О. Маковельскому, сделавшего русский перевод этой работы в 1914 году. Новое издание “Фрагменты раннегреческих фило- софов” I часть вышло в 1989 г.
Работа по реконструкции учений трудна: от Фалеса вообще один фрагмент, это не студенческая работа. Некоторую реконструкцию предлагаю и я, естественно можно спорить.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.
ФАЛЕС.
Первым возвысился до некоторого подобия философской мысли. Первым понял не- обходимость понять единую сущность всего существующего. Дошел стих из поэмы.
Да, Фалес писал, как Гомер, а не “прозой презренной”.
О многом говорить не значит мнить разумно.
Единое отыскивать достойно мудреца.
Одно старайся выбрать; тем самым крепко свяжешь
Мужей болтливых речи, лишенные конца.
(перевод с греческого А.Н.Муравьева – В.К.)
Мысль потрясающая: одно есть одно и, если попадешь, то оспорить нельзя. О многом можно спорить: этот об одном, другой о другом – каждый хочет может что-то свое сказать.
Фалес исключил из области интереса ВСЕ, а оставил ОДНО – первое определение предмета философии. Он сориентировал последующих философов на поиски этого одного. Надо найти одно, тогда будет возможность знать все.
Фалес первым дал определение этому одному – вода. Фалес искал нечто первое из всего – первоначало. Первоначало начала не имеет, т.к., если то, что принимали за первоначало - само имеет начало, следовательно, оно не первое и тогда действитель- ное первоначало есть то другое, но все равно – одно, не имеющее начало.
Но одно еще только потом будет названо первоначалом (архе). У Фалеса только об- ращение к первоначалу. <Он обращается к первоначалу в виде природы>. Это сейчас природа – это то, что за окном, а раньше природа понималась как прародительница, родительница всего. Под природой тогда понималось то, из чего все возникает и во что все исчезает; то одно, что единственно довлеет себе и всегда остается одним и тем же.
Итак, Фалес: “Природа – вода”. Прав? Нет. Но насчет того, что все из одного – прав.
Прав, что есть первоначало.


8
Почему определять первоначало как воду это заблуждение? Во-первых, вода это стихия, нечто определенное, т.к. вода – это не воздух, не огонь, т.е. нечто уже огра- ниченное, уже нечто. А может ли из этого определенного появиться все? Нет.
И, во-вторых, заблуждение было неизбежно, т.к. самое первое философское опреде- ление сделано максимально не адекватным для философии способом – Фалес выби- рал, но еще не мыслил, т.е. находил что-то готовым, и из этого выбирал. Нужды мыс- лить не готовый предмет еще не было.
Конечно, надо понимать, что вода Фалеса – это не обычная вода, а вода как стихия.
АНАКСИМАНДР
Он, не смотря на то, что Фалес был при жизни объявлен мудрецом, высказался про- тив. И это должно быть возможно: внешне – должна быть политическая свобода, свободные граждане имели право говорить то, что считали правильным и внутренне
– сам человек должен не подчиняться слепо авторитету – относиться скептически.
Анаксимандр первый заговорил о первоначале как таковом (архе). И постиг, собст- венно, лишь одно: начало не может быть определенным, уже ограниченным. Начало поэтому есть апейрон, что с греческого значит – беспредельное, бесконечное.
Это вторая точка зрения на первоначало! Она и отрицает предыдущую точку зрения, и развивает ее.
И Фалес, и Анаксимандр оба правы. И не условно: “Ну, ладно Фалес – ты прав”, - а безусловно. Анаксимандр, также, как и Фалес говорит, что первоначало есть, но в от- личие от Фалеса дает ему другое определение.
Анаксимандр: “Первоначало – бесконечно”. Прекрасно! Но здесь нас поджидает
Анаксимен.
АНАКСИМЕН
Анаксимен: “Первоначало – бесконечный воздух”.
В чем Величие Анаксимена: “Да, перврначало есть”, - соглашался он с Фалесом. “Да, оно бесконечно”, - соглашался он с Анаксимандром. <Но оно ни то, ни другое по от- дельности: Фалес: первоначало - определенное, Анаксимандр – неопределенное, а
Анаксимен: первоначало – определенное и неопределенное – единство определенно- го и неопределенного.
Вопрос к Анаксимандру: “Первоначало неопределенное, но все, что из него – опре- деленное. Откуда определенность?” Из совершенно неопределенного ничего опреде- ленного не может появиться; как тогда оно может быть первоначалом? Нет, это лишь возможное первоначало. Оно должно быть неопределенным, что бы из него возникло
ВСЕ, но и определенным, чтобы ВСЕ появившееся было определенным.
Что может сподвигнуть апейрон, т.е. абсолютно неопределенное, неограниченное, как-либо ограничиться? Ничего, а если есть что-то, то тогда это не апейрон и был.
Следовательно, чтобы из неограниченного появилось что-то ограниченное (и не как результат внешнего воздействия) – это неограниченное в себе самом должно быть ограниченным, определенным. Таким образом, природа это неограниченное ограни- ченное, по Анаксимену.
Понятно, что здесь не важно, что это воздух. Неопределенное определенное первона- чало Анаксимен лишь выразил через бесконечный воздух. Это образ, милетцы пыта- лись представить себе первоначало. Даже апейрон – образ, только отрицательный.
Милетцы первые стали нащупывать предмет философии. Способ – воображение. Это


9 первое рождение философии, когда появиться мысль, тогда будет второе рождение.
Философия это мышление об истине.
Лекция 3
Пифагор и пифагорейцы
Первым назвал себя философом: “Я не мудрец (софос), - ибо мудр, по Пифагору, только бог, - а тот, кто только любит мудрость (софию)”. Это тот, кто хочет и стре- мится быть мудрым, как бог. Кто хочет престать быть просто человеком: обычный человек – это тот, кто – много сплю, много ем и мало думаю. Человеческое ли это?
Пифагор первым назвал мир космосом (с греческого – порядок). Как собственно пи- фагорово до нас дошло лишь одно положение: “Все вещи подражают числу”. Сам он ничего не писал, не излагал письменно свое учение. Занятия в его школе носили как открытый, так и закрытый характер – были экзотерические и эзотерические. Поэтому сведения о его учении есть лишь в пересказе пифагорейцев - его учеников и последо- вателей. А саму философию пифагорейцев мы имеем в изложении самих пифагорей- цев и Аристотеля.
Основные положения философии пифагорейцев:
“Началом всего являются вечные числа”. Пифагорейцами впервые осуществлен от- ход от представлений, полагающих в качестве первоначала, - стихии. Число – первое мысленное, не чувственное определение, хотя и не вполне мысленное.
Числа по своей природе – ограничивающие и безграничные. Без них ничего бы не было и не было бы порядка, гармонии (т.е. согласованности различного). Число есть сущность всех вещей и гармония чисел есть причина мирового порядка. Следова- тельно, кто хочет познать все вещи, должен понять природу числа и гармонию чисел.
Что есть число по своей природе? Оно сложное и сложнее анаксименовского начала
– бесконечного воздуха.
Определения природы числа, развиваемые пифагорейцами: монада – единство, одно (вспомним, на познание чего сориентировал всех философов
Фалес) или неопределенное единство. Именно потому, что каждое число в себе есть монада – каждое число есть единство, одно. “Два” ведь не расползающиеся “один” и
“один”, а “два”, также “три” и т.д. диада – различие или двойственность. Очень важно, что эти определения не следуют друг за другом случайно, а осознаются пифагорейцами, как необходимо следующие из предыдущих определений. Диада – это не одна монада плюс еще одна монада, ибо откуда еще одна монада приблудилась? Диада есть различие монады от себя самой, это различившееся единство или различенное единство или определение неопреде- ленного. Кто дает это определение? Сама монада определяет себя как диаду. Для того чтобы было два не нужно две монады. Нужно лишь, чтобы монада в себе различи- лась, стала более определенной.
В школе “два это 1+1” – разве это два? Нет, это один и один, т.е. двЕ, а не двА. Пер- воклассников учат считать и запоминать. “Сколько будет 1+1?” “Два”, - отвечает первоклассник. “А 1х1?” “Один”. Потрясающе!!!
Что такое настоящая семейная пара? Когда двоЕ есть на самом деле двА, т.е. в себе одно. Это, когда ущипнешь одного, а больно другому. А, если одного щипают, а дру- гому “ну и что”, то они не образовывали пару. Они совместны, рядом, но не одно, а отдельны. И, если они расходятся “как в море корабли”, то разлучение ничего не из-


10 менит в них, как, впрочем, прежде ничего не изменило в них их соединение. Точно также общество, народ, человечество есть единство или отдельность составляющих их людей.
Откуда множество? Из единства: нет единства – нет множества. Как здорово: множе- ство из единого! Пифагорейцы снимают всю Милетскую школу. “Все из одного”, - но почему так, милетцы не знают. Все появляется, как из “рога изобилия”. А пифаго- рейцы уже догадываются: монада только кажется абсолютно неопределенным. Неоп- ределенность есть ее определенность, следовательно, монада – неопределенное опре- деленное, из которого возникает определенное неопределенное – диада.
Диада – это определенная монада или монада положившая себе предел своей беспре- дельности.
Ни монада, ни диада еще не образуют природы Числа. Число – это только единство
(монада)? Нет. Число – это только множество (диада)? Тоже нет. Число – это единст- во монады и диады – триада.
Что такое Число? Это единство определенного и неопределенного. Это природа ко- личества – оно может быть любым и каждый раз оно определенно.
Милетская школа – качественное первоначало (вода, апейрон, воздух). Пифагорейцы
– количественный принцип: он содержит в себе определенность, но как момент – оп- ределенность в единстве с неопределенностью.
Будет ли правдой сказать, что число это только “1”? Нет: и “2”, и “3” – также числа.
Любое число едино, но если бы любое число не было бы разделено в себе – можно ли было бы его разделить? Нет. В школе учат, что числа делятся, а почему?
Пифагорейцы - создатели математики как науки, а не просто счета: арбуз и арбуз еще вавилоняне могли сложить. Пифагорейцы имели не практическую цель, а выделили число и отношение чисел как самостоятельный предмет. Они занимались познанием необходимых свойств числа как такового.
Могла ли возникнуть наука математика без философии? Нет, математика не возникла сама: считали, считали арбузы, бросили и стали считать числа. С чего бы это? И, как считать без арбузов?!! Палочками? Пифагорейцы впервые уяснили, что такое само число как таковое, а не число арбузов! И тем самым заложили основу математики как науки.
Триада – первое совершенное число, но не самое; истинное единство; истинная, за- вершенная монада; <единство единства и различия>; развитое единство.
Тетрада – развитая триада; второе совершенное число, в нем раскрывается природа настоящего различия; полностью раскрыта природа диады; различие единства и раз- личия.
По пифагорейцам, природа подражает тетраде. Тетрада для природы – закон: 4-е сто- роны света, 4-е измерения, 4-е конечности у животных и т.д.
Декада – совершеннейшее число. Она есть развитая тетрада. Декада содержит в себе все предшествующие моменты определения природы числа (не случайно
1+2+3+4=10). Декада все в себе содержит и все из себя производит – отсюда пифаго- рейский гимн декаде.
Все не просто существует, но в гармонии: в единстве различного, все различно в единстве. Пифагорейцы не только говорят, что все из числа, но и показывают как: точка (1) –> прямая (2) –> плоскость (3) –> объем, тело (4). Прямая – это различив- шаяся от самой себя точка. <Также плоскость, объем.>