Файл: Лекция 1 "Предварительное понятие истории философии".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

110 бодной деятельности Я, субъективное становится объективным – подобно продук- ту природы необходимым и существующим независимо от его создателя.
Чтобы решить задачу натурфилософии, Шеллингу приходится трактовать природу не только как совокупность всего объективного в нашем знании. Он рассматривает ее и как объективный процесс противоречия, влекущего реальное бытие природы к пере- ходу в идеальность, в мышление человека. Согласно Шеллингу, природа есть “ока- менелый интеллект”, т.е. разум в его неразумном, природном существовании. Беско- нечное многообразие продуктов природы представляет собой ничто иное, как резуль- тат ее попыток достичь своей единой внутренней цели – стать объектом для себя са- мой, в человеческом духе познать себя посредством мышления. “Двойной ряд”, т.е. единство мышления и бытия, идеального и реального есть не только в мышлении, но и в природе, утверждает Шеллинг. Чем ниже ступень природы, тем больше в ней ре- ального и меньше идеального. На высших ступенях органической природы, где иде- альное начинает преобладать над реальным, отчетливо обнаруживается генетическая близость природных существ и человека.
Однако довести натурфилософское рассмотрение природы до возникновения челове- ческого сознания и самосознания Шеллингу не удается. Поэтому он вынужден при- знать, что при построении системы знания нельзя исходить ни из субъективности ду- ха, ни из противоположной ему объективности природы. Чтобы познать единство универсума, надо начинать с абсолютного тождества субъекта и объекта, с безуслов- ного единства мышления и бытия. Это абсолютное тождество Шеллинг именует аб- солютным разумом, отличным от объективного разума природы и субъективного ра- зума человека. Абсолютный разум характеризуется им как индифференция, т.е. пол- ное отсутствие различия идеального и реального, субъективного и объективного.
С точки зрения философии тождества Шеллинга, природа есть отношение мышления и бытия, субъективного и объективного с перевесом бытия, объективного. Дух есть то же самое отношение с перевесом мышления, субъективного. Истина же, сущность всех явлений мышления и бытия есть лишь количественная неразличенность субъек- та и объекта, равновесие идеального и реального. Таким образом, все существующее оказывается по сути тождеством этих противоположностей. Абсолютное тождество является истинным, бесконечным во всех конечных вещах и процессах. Но кроме тождества, в любом конечном существовании есть и различие бытия и мышления, реального и идеального. Именно это несовпадение с вечной истиной делает конечные вещи конечными, т.е. временными и преходящими. Противоречие самого конечного
(его тождество и нетождество абсолютному) с необходимостью движет конечное к небытию. При этом переход конечного в небытие есть не исчезновение в ничто, а его возвращение в бесконечное первоначало - в абсолютное тождество субъекта и объек- та, из которого оно когда-то возникло.
Поскольку абсолютное есть основание существования всего существующего, сущ- ность любых предметов знания, философия может быть только наукой об абсолют- ном. Отсюда следует, что она должна быть абсолютной наукой. Ведь знать абсолют- ное можно только абсолютным, а не относительным способом. Абсолютное знание должно быть совершенно тождественным своему предмету, ничем не отличаться от самого абсолютного тождества идеального и реального, мышления и бытия. Поэтому в познании предмета философии нельзя пользоваться обычным, рассудочным мыш- лением. Рассудок предполагает различие мышления и бытия и в доказательстве своих


111 положений движется от одного к другому. Дискурсивное, последовательно рассу- ждающее мышление неизбежно искажает философский предмет. Оно превращает аб- солютную истину в нечто относительное и конечное. Но если рассудочным способом нельзя познать абсолют, то философия как наука об абсолютном невозможна, заклю- чает Шеллинг. Ведь интеллектуальному созерцанию, т.е. интуитивному знанию того, что не заключает в себе никакого различия между субъектом и объектом, нельзя нау- читься. Неразрешимой проблемой оказывается и необходимый переход от полного безразличия мышления и бытия в абсолюте к их действительному различию в приро- де и духе.
Таким образом, Шеллинг вынужден был признать, что он не в состоянии рациональ- но объяснить происхождение природы и человеческого духа из абсолюта. Чтобы удостовериться в том, что они не случайны и действительно имеют своим источни- ком абсолютное тождество идеального и реального, необходимо, по его мнению, бо- жественное откровение. Философия должна стать истолкованием его сокровенного смысла, т.е. “философией откровения”. В своей философии мифологии и откровения
Шеллинг окончательно отказывается от разумного мышления и выступает родона- чальником современной мистики и иррационализма.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Лекция 33
Классическая немецкая философия:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Завершает историю классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831). В отличие от своих непосредственных предшественников, он не призна- ет, что абсолютное представляет собой вещь в себе, Я или такое тождество, в кото- ром уничтожено всякое различие субъективного и объективного, мышления и бытия.
Принцип своей философии Гегель называет “субстанцией-субъектом”.
Согласно Гегелю, в субстанции Спинозы есть лишь момент истины. Должна быть единая бесконечная основа всех формообразований вселенной, однако она не может просто быть, т.е. существовать в виде неподвижной, не реализующийся ни во что оп- ределенное субстанцией, обособленной к тому же от человеческого мышления. Что- бы на деле быть причиной себя самой, субстанция должна быть абсолютным субъек- том, началом и результатом своей деятельности, бесконечным процессом саморазви- тия. Но саморазвитие невозможно, если у него нет необходимого источника. Поэтому действительная субстанция не может быть только тождественной себе - абстрактным тождеством без различия мышления и бытия, как это имело место в философии Шел- линга. По мысли Гегеля, тождество субстанции с собой должно быть конкретным, т.е. заключать в себе не только различие бытия и мышления, но и высшую противо- положность субъекта и объекта. Абсолютное должно быть единой субстанцией- субъектом, противоречием в себе самом и за счет этого противоречия развиваться, т.е. превращаться в свое иное, относительное и конечное, впервые становясь тем са- мым абсолютным как таковым. В силу противоречия, внутренне присущего абсо- лютному первоначалу, всеобщая субстанция самоопределяется через все особенности своего бытия вплоть до единичности мыслящего субъекта. Последний возникает только благодаря процессу развития самой субстанции-субъекта. Таким образом, в

112 результате саморазвития бытие становится мышлением, а мышление обретает бы- тие; объект становится субъектом, а субъект сообщает себе объективное существова- ние.
Поскольку саморазвитие предмета философии есть процесс, то и познающее его фи- лософское мышление тоже есть процесс - развертывающийся из единого принципа философии метод философской науки. Согласно Гегелю, предмет и метод филосо- фии неотделимы друг от друга. Предмет философии как противоречие мышления и бытия, субъекта и объекта развивается, а ее метод последовательно выражает в фор- ме сознательного движения мысли логику развития своего предметного содержания.
Поэтому логика развития философского мышления тождественна логике развития всеобщего предмета философии. Согласно Гегелю, это не две, а одна и та же логика.
Именно логическое тождество предмета и метода делает философию системой ра- зумного мышления природы вещей – тем единым целым, в котором первоначало шаг за шагом приходит к себе самому в результате развития. Только систематическая форма философии как науки в состоянии раскрыть все скрытое в принципе филосо- фии содержание. Философствование без системы никак не может быть научным, подчеркивает Гегель. Любое философское положение имеет свое оправдание исклю- чительно как момент целого. Вне системы оно есть лишь необоснованное предполо- жение или субъективное уверение, т.е. только высказывание личного взгляда и мне- ния.
Развивающийся процесс конкретного тождества формы и содержания разумного мышления Гегель называет абсолютной идеей, а свою философию, излагающую ло- гику развития абсолютной идеи как субстанции-субъекта всего существующего, – абсолютным идеализмом.
Система абсолютного идеализма Гегеля состоит из трех частей: науки логики, фило- софии природы и философии духа. Каждая из частей философии выражает абсолют- ную идею в ее особенной определенности, т.е. в определенной форме всеобщего раз- вития. Поскольку в каждой из них развивается одна единственная идея, все три части образуют единое развивающееся целое, систему философской науки. Наука логики есть развитие этой идеи, как она возникает и проявляется в форме понятия, т.е. чис- того мышления, следующего всеобщему закону, который по ходу развития выража- ется в системе логических категорий. Философия природы есть развитие абсолют- ной идеи, поскольку она выступает в форме внешнего бытия и принимает облик природы, подчиненной необходимости. Философия духа есть развитие той же идеи, восходящей из природной необходимости в стихию свободы и в ней достигающей, наконец, своего истинного начала. Все формы всеобщего развития столь же беско- нечны и вечны, сколь и определены, ограничены, а потому – преходящи.
Свою науку логику Гегель отличает от традиционной формальной логики. Последняя изучает мышление лишь в его субъективности, противоположной объективному ми- ру и объявляет абстрактные правила рассудка законами мышления вообще. Согласно
Гегелю, логика как наука о мышлении совпадает с метафизикой как наукой о сущно- сти вещей. Поэтому те категории, о которых идет речь в логике, он называет “объек- тивными мыслями” – определениями конкретного тождества мышления и бытия, субъекта и объекта. Каждый шаг и целое логического познания истины включает в себя три необходимых момента: во-первых, рассудочный, во-вторых, диалектиче- ский, или отрицательно-разумный и, в-третьих, спекулятивный, или положительно-


113 разумный. Мышление как рассудок фиксирует определенность предмета в ее от- личии от других определенностей. Диалектическое движение мысли отрицает эту рассудочную определенность, демонстрируя ее переход в противоположность из-за противоречия с собой. Спекулятивное познание постигает, что отрицание определен- ности есть определенное отрицание, результат которого положителен и есть кон- кретное тождество противоположных определений. Истинным утверждением в ра- зумном мышлении выступает только отрицание отрицания. Эта новая, более развитая определенность предмета становится исходным пунктом дальнейшего логического развития. В ходе развития истины конкретность ее логических определений достига- ет тотальности, т.е. исчерпанной полноты. Самым абстрактным по форме и бедным по содержанию логическим определением является категория бытия, а самым кон- кретным и богатым – абсолютная идея или спекулятивный метод как таковой. Он со- держит в себе в снятом виде результаты всего процесса развития абсолютной идеи от бытия через сущность до понятия себя самой.
Проблему начала науки Гегель решает так: то, что развивается, в начале и есть, и нет.
Поэтому развитие идеи начинается с чистого бытия, т.е. бытия без всякой опреде- ленности, тождественного ничто. Поскольку переход бытия в ничто есть уничтоже- ние, а переход ничто в бытие – возникновение, конкретное тождество этих взаимно переходящих друг в друга абстрактных определений есть становление. Становление есть единство уничтожения неопределенности и возникновения определенности бы- тия. Оно выступает первым положительно-разумным определением идеи.
Результат становления, взятый со своей положительной стороны, выступает началом ее второго определения - качества как определенности, тождественной с бытием.
Диалектика самого качества, которую Гегель раскрывает в категориях наличного бы- тия и для-себя-бытия, переводит эту определенность в противоположную ей, т.е. в бытие как количество. Количество есть внешняя бытию, безразличная для него опре- деленность. Через категории ограниченного количества и степени количественная определенность достигает единства с качественной и выступает как качественно оп- ределенное количество, или мера. В результате взаимного перехода качества и коли- чества в мере как их конкретном тождестве бытие как таковое переводит себя в сущ- ность.
Благодаря тому, что непосредственная определенность бытия низведена ее собствен- ным развитием к видимости, в сущности противоположности уже не переходят, а взаимно проникают, рефлектируют друг в друга. Противоречие, присущее бытию, принимает теперь более развитую форму. Поэтому тождество сущности с собой не непосредственно, а опосредовано отношением различных определений.
Эта относительность сущности выступает как ее основание, снимающее себя в суще- ствовании и вещи. Противоречие материи и формы делает видимость сущности яв- лением. Отношение явления с собой развертывается как отношение формы и содер- жания, целого и частей, силы и ее обнаружения и, наконец, внутреннего и внешнего.
Конкретное тождество внешнего и внутреннего есть действительность. Будучи спер- ва абстрактно определена как возможность и случайность, действительность через условие и реальную возможность выступает как необходимость. Развитие необходи- мости в абсолютном отношении субстанции и акциденции, причины и действия ведет к их тождеству во взаимодействии. В развитой необходимости взаимодействия каж- дый его момент действует как субстанция и, относясь к другому, на деле соединяется


114 только с самим собой. В этом, согласно Гегелю, состоит превращение необходи- мости в свободу, т.е. субстанции как сущности, сущей по причине себя самой, – в понятие как субъект.
Понятие выступает истиной бытия и сущности. Оно не есть результат формальной деятельности субъективного человеческого мышления, которое анализирует и синте- зирует определения вещей, существующих независимо от него. Понятие для Гегеля есть не абстрактное общее, а всецело конкретное всеобщее – то, что дает начало вся- кой жизни и всякому знанию. Поэтому бытие становится тем, что оно в сущности есть, только благодаря деятельности присущего ему понятия. Бытие оказывается по- нятием в себе, а сущность – рефлексией и видимостью понятия. Если диалектика бы- тия есть переход в иное, а диалектика сущности – отношение противоположных оп- ределений, то диалектика понятия есть собственно развитие, ибо здесь реальностью становится лишь то, что в понятии уже имеется в себе.
Понятие, которое содержит в себе моменты всеобщности, особенности и единично- сти, вследствие отрицательного отношения с собой выступает как диалектический процесс суждения и заключения. Этот процесс завершатся снятием опосредствования субъективного понятия в непосредственность объекта. Объективное понятие прини- мает формы механизма, химизма и цели. В реализации цели достигается конкретное тождество опосредствования и непосредственности, субъекта и объекта. Это абсо- лютное единство понятия и бытия, идеального и реального Гегель определяет как идею, которая через формы жизни и познания становится предметом для себя – поня- тием понятия или абсолютной идеей.
Таким образом, непосредственное бытие в итоге отрицания всех моментов перехода качества и количества в меру, взаимного проникновения противоположностей и раз- вития конкретного в себе самом всеобщего обернулось бытием абсолютной идеи. Но эта идея, обладающая бытием, есть природа, указывает Гегель. Возникнув в своей всеобщей, логической определенности, идея определяет себя к обособлению, к раз- личию с собой. Именно с этим конкретным тождеством всеобщего и особенного в природном бытии абсолютной идеи имеет дело философия природы.
Как внешняя себе самой идея природа вступает в процесс понятия, становления ду- хом. Этот процесс ведет к снятию идеей своего инобытия и возвращению в себя. По- этому ступени природы представляют собой развитие понятия как внутреннего в ней.
Внешность же природы определяется случайностью и необходимостью, открытием которой в случайном занимается эмпирическое естествознание. Понятие природы реализуется в различии механической, физической и органической природ. Отрицая их видимую самостоятельность, она утверждает себя как идею. Благодаря этому диа- лектика особенных формаций природы выступает как развитие их всеобщего проти- воречия. Его разрешение обнаруживает, что все явления природы возникают и исче- зают, а вечно есть лишь идея, понятая как противоречащее себе единство природы и духа, которое сохраняет себя в становлении всего конечного.
В механике это противоречие получает форму пространства, времени, движения и материи земных масс и небесных тел. Дальнейшее развитие противоречия в физике обнаруживается в виде качественной материи света, луны и комет, четырех физиче- ских стихий, удельного веса, сцепления, звука, теплоты, магнетизма, электричества и химического процесса. В последнем понятие перестает быть лишь внутренней необ- ходимостью природы и впервые проявляется вовне. В органике понятие предстает в